Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


План-конспект урока "Буква Ё и ее звуки"

Познакомить с новой буквой выяснить, когда буква Ёе обозначает один звук[‘о], а когда два[й’о]. Формировать способ чтения буквы Ёе в начале слов и после гласных в середине и на конце слов, после согласных

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ЧОУ «Городенская Православная гимназия»

Конспект урока чтения

Власовой Тамары Петровны

1 класс УМК «Школа России»

Тема: Буква Ёё. Звуки [й’о], [‘о], чтение слов с буквой Ё.

Цель: Познакомить с новой буквой; выяснить, когда буква Ёё обозначает один звук, а когда два.

Ожидаемые предметные результаты:

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Предметные УУД: производить с опорой на схему – модель слого – звуковой анализ слова с гласным звуком [‘о] после мягкого согласного, читать слоги – слияния с буквой Ё, делать вывод о том, какие звуки обозначает эта буква.

Коммуникативные УУД: вести диалог, работать в парах.

Личностные УУД: умение правильно формулировать высказывание.

Пропедевтика: транскрипция слов с йотированными гласными, работа над однокоренными словами.

Оборудование: квадраты зелёные и синие, ёжик, ёлка , презентация, шары и снежинки для рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент. Включение в учебную деятельность

 Снег летает и сверкает Слайд 1 + Вальс снежинок

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы. Урок начинается.

2. Актуализация знаний. Повторение изученного

Вы совсем недавно учитесь в школе, но уже много узнали. Давайте вспомним, чему мы научились за две четверти.

- Вспомним, с помощью чего мы общаемся? Какой может быть речь?

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- На что делятся слова?

- Из чего состоят слова?

- Чем звуки отличаются от букв?

- Какие бывают звуки?

- Какими бывают согласные звуки? Согласные звуки бывают; твердыми и мягкими. -Какую одежду носят твёрдые согласные звуки? Мягкие? Многие согласные бывают парными по твёрдости и мягкости, но есть согласные , которые всегда бывают только твёрдыми или только мягкими. Назовите такие согласные. Ж- Ш- твёрдые, Ч- мягкий Я назову слово, если оно начинается с твёрдого звука, вы показываете синий квадратик, если с мягкого – зелёный.( Зима, снежинка, сосна, коньки, дети, шишка) Теперь слушаем звук на конце слова: ком, снеговик, ель, дятел, свиристель.)

-Какими ещё бывают согласные звуки? Звонкими и глухими. Назовите пары согласных по звонкости – глухости. Б-П, Д-Т, Ж-Ш, Г-К, З-С

- Какими бывают гласные звуки? Гласные звуки бывают ударными и безударными. - Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных? А,О,У,Ы,

- Какие друзьями мягких согласных? Почему? Е, Я, И

- Какие буквы мы называем хитрыми? особенными? Почему?/ Буквы Е.Я обозначают два звука в начале слова и после гласной [й’э ], [й’а]./

3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. Слайд 2

Проведём небольшое исследование. «Два, третий лишний»

- Посмотрите на картинки. Обратите внимание на то, что обозначают слова на картинках, какой слог в словах ударный, какой буквой оканчиваются слова.

- Найдите одно слово, исключив два лишних. Рябина, сосна , ёжик.

Рябина и сосна- растения, ударение падает на второй слог в словах, оканчиваются на гласный. Лишнее слово ёжик: называет животное, отвечает на вопрос КТО? ударение на первый слог, оканчивается на согласный.

-Ребята, а что вы знаете о еже?

-А вы знаете, что у взрослого ежа на спине 5000 игл.

Ежи с наступлением холодов залегают в спячку.

На свободе ежи живут от 3 до 5 лет. А в если ёж живет в доме, как домашнее животное, то может дожить и до10 лет.

Слайд 3 -Назовите членов ежиной семьи. Как называют детенышей ежа? Как называют маму ежа? Как одним словом можно назвать всех членов семьи?

-Ёж, ёжик, ежиха, ежата – родственные слова.

-Какая часть в этих словах одинаковая?

Слайд 4 -Есть еще слово «ежовый». Так говорят «держать в ежовых рукавицах», т.е. быть очень строгим, не давать воли, свободы движения.

4.Определение темы и постановка целей урока

- Определите тему урока.

- Буква Ё, обозначающая два звука. Слайд 5

- Какую цель поставим на уроке? Слайд 6

- Знакомство с буквой ё. Знакомство с новыми звуками, чтение слов, предложений с этими звуками. Научиться определять в каких случаях она обозначает два звука, а в каких один звук

-На какую букву похожа новая буква? Слайд 7

Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

- Ребята, а знаете ли вы, что у буквы ё тоже есть день рождения? И отмечают его 4 сентября. При письме люди часто забывают дописывать точки, и за это буква Ё на них обижается. Однажды люди поняли, что поступают несправедливо по отношению к букве Ё и решили попросить у неё прощение за небрежное отношение к написанию точек.Слайд 8

Так в России, в городе Ульяновске 4 сентября 2005 года (17 лет назад) был открыт памятник букве Ё, чтобы люди помнили, как пишется буква Ё и не забывали ставить точки-гвоздочки.

Мы мало слов встречали,

Где Ё стоит в начале ...

Отгадайте загадку. Дерево — Ёж Слайд 9

И носит оно платье клёш…

Какой весёлый волшебный праздник мы все ждем через 10 дней? Новый год мы не представляем без красавицы ёлки. Беседа о ёлке.

-Откуда в наш дом приходит ёлка?

Ёлкой мы называем её, когда наряжаем игрушками к Новому году.

Ёлка или ель хвойное дерево, вместо листьев у нее хвоинки-иголки.

-Ребята, как вы думаете, почему именно ель мы наряжаем к Новому году.

-Правильно. Отсюда и загадка про ель: « Зимой и летом одним цветом». Но не обязательно идти в лес за елкой, можно купить искусственную ёлку, чтобы она много лет радовала нас в праздник, а можно ёлку сделать из подручных материалов своими руками.

Прочитайте слово «ёжик». Сколько букв, слогов в слове ёжик? Произнесите первый слог, какие звуки слышите? Какой вывод можно сделать? Буква «ё» обозначает два звука. (В начале слова)

Сколько слогов в слове ёлка? Произнесите первый слог, какие звуки слышите? Составим схему к словам ёжик, ёлка.

- Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]? -И в слове «ёлка» и в слове «ёжик» в начале слышим звуки [й’ о] . Слияние звуков [й’ о] обозначают одной буквой Ё.

ёжик: - Произнесите слово по слогам.

- Сколько слогов в слове ёжик?

- Какой слог первый?

- Какой второй?

-Произнесите несколько раз первый слог.

- Какие звуки слышите?- [й' о] - Сколько их? - Какой первый? - Какой второй? - Составим схему слова ёжик. Устанавливаем, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком.[й'], [о]

2.Слого-звуковой анализ слова ёлка.

Вспомните, ребята, в каких состояниях может быть вода зимой (в твёрдом- лёд и снег)

2.Слого-звуковой анализ слова лёд.

Сделайте вывод, какие звуки обозначает буква Ё.

Слайд 10, 11 Мы мало слов встречали,

Где Ё стоит в начале ...

Ты первым делом назовёшь

Три слова: “Ёлка, ёрш и ёж".

И все ужасно колко:

И ёж, и ёрш, и ёлка!

5. Физкультминутка.

6. Первичная проверка понимания Упражнения в чтении слов с буквой Ё.

Мы познакомились с буквой Ё. Теперь самое время учиться читать слова с этой буквой. Напомните, чем примечательна буква Ё?

-Выясним, в каких случаях бывает так.

Ёж моё тёрка Слайд 12

Ёжик твоё мёд

Ёлка своё нёс

Ёлочка втроём пёсик

Ёрш

-Прочитайте первый столбик, второй столбик. Какие звуки произносим на месте буквы Ё?

-Обратите внимание , где в слове находится буква Ё?

Сделаем вывод. Когда буква Ё обозначает два звука?

-Прочитайте третий столбик. Как произносятся согласные с буквой Ё?

-Произнесите протяжно. Какие звуки слышим?

Вывод.

Буква Ё после согласного указывает на мягкость и обозначает один звук [о].

-Ещё раз прочитаем все слова и поставим ударение.

Вывод.

Буква Ё всегда под ударением.

Две точки над буквой будут нам об этом напоминать.

6.Закрепление изученного материала.

а) Парная работа. Назовите самое маленькое чётное число. Чётные числа как можно назвать по-другому? Слайд 13

Распределить слова в два столбика: в один –слова с буквой ё обозначающей два звука, а в другой- слова с ё показателем мягкости согласных. Приклеить на ёлочки полоски со словами.

Сравнить с эталоном (слова написаны на доске в два столбика). Слайд 14, 15

б)Работа с учебником. с 30-31. Чтение слов и рассказа.

1) Чтение стихотворения Б.Заходера в лицах. Слайд 16

2)а)Составление рассказа про Жучку и ёжика по рисунку . Слайд 17

б) Чтение текста. Озаглавливание.

Работа по содержанию текста. Ответы на вопросы:

- Где были ребята? (в лесу)

- Что они услышали около ёлочки? (шуршание)

- Кто это шуршал? (ёжик)

- Что сделала Жучка? (напала на ёжика)

- Как вы понимаете слово «напала»? (стала громко лаять и пыталась укусить ежа)

- Почему она так сделала? (защищала ребят)

- Что случилось с Жучкой? (наколола нос)

- Как она уколола нос? (ёж свернулся клубком)

- Почему он свернулся клубком? (защищался)

- Какая главная мысль текста? (Лес – это дом для диких животных, и люди должны относиться к жизни лесных жителей уважительно. Собак – держать на привязи…)

-Какое слово написано с большой буквы? Почему?

-Найдите предложение с восклицательным знаком. Как будем его читать ?

-Найдите слова с Ё.

-Какие звуки обозначает Ё в этих словах?

Слайд 18 3) У маленького ёжика все родственники вместе. А на с.30 малыши заблудились. Надо каждому малышу найти родителя

-Соедините линиями слова-названия детенышей и слова-названия взрослых животных. Дети читают слова, соединяют их линиями.

7.Подведение итогов.

а) Вспомните, какую цель мы поставили перед собой на уроке.

-Мы достигли своей цели?

-Ребята скоро праздник, у Агнии Львовны Барто на горе стоит ёлка, о ней расскажет Лиза. Слайд 19

Наша ёлка ещё не готова. Давайте нарядим ёлку к празднику .

Но украшения у нас будут не простые.

б) Рефлексия Слайд 20

-Ребята, что вам запомнилось больше всего на уроке?

-Что вам понравилось больше всего?

в) Оценка результатов деятельности

-Оцените свою работу на уроке: если вы довольны своей работой – повесьте ёлочную игрушку,

-если не очень – повесьте на ёлку снежинку.

Напишите на обратной стороне слово с буквой Ё.

При этом каждый ученик объясняет функцию буквы Ё.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области