Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53»
Младшая – средняя группа 2
Утверждаю :
Заведующий МБДОУ д/с №53
Эрбес Н.В. ________________
Познавательно – творческий проект
«В гостях у сказки»
Подготовили воспитатели:
Шестакова Н.Н., Сидак Т.В.
Г.Новочеркасск
2020 год
Паспорт педагогического проекта
Наименование проекта | «В гостях у сказки» |
Адресация проекта | Младшим и средним дошкольникам |
Участники проекта | дети, родители, педагогический коллектив |
Актуальность проекта: | Сказка для ребенка – это не просто вымысел, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний интерес к содействию, к помощи, к защите. Не секрет, что в современных семьях чтение сказок на ночь (и не только) является скорее редкостью, чем правилом. А ведь сказка играет огромную роль в развитии правильной устной речи, расширяет словарный запас, делает речь ребенка эмоциональной, образной, красивой. Слушая сказки, ребенок учится распознавать добро и зло, учится прощать, помогать, сопереживать. Проблемный вопрос:Современные дети, к сожалению, все меньше интересуются книгами. Им просто не интересно проводить вечер за книгой. |
Цель проекта | Создание иллюстраций к русским народным сказкам. Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей и родителей. Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства. |
Задачи проекта | Задачи для детей: Образовательные: -расширить представление детей о сказках; -учить детей рассуждать; -формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок; -обогащать и расширять словарный запас детей. Развивающие: -развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; -развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности; -развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях; Воспитательные: -воспитывать чувства дружбы и коллективизма. -воспитывать культуру речи, |
Задачи для родителей: - содействовать педагогам по теме проекта; - развитие совместного творчества родителей и детей; - развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, - заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней. | |
Задачи для педагогов: - активно изучать информационную литературу; - развивать творческий потенциал ребенка; - показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта. - создать книгу русских народных сказок с иллюстрациями - Побуждать к проявлению, познанию нового, неизвестного. - Способствовать развитию умения давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений. | |
Сроки реализации | краткосрочный (2 недели) 19.10-30.10 |
Вид проекта | Информационно-практический |
Интеграция образовательных областей: | «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное», «Речевое», «Художественно – эстетическое», «Физическое развитие» |
Продукт проекта | -выставки рисунков по прочитанным произведениям; -консультации для родителей;- коллективная работа «Книжное дерево» |
Особенности проекта | Проектный метод вызвал познавательный интерес к различным областям знаний, сформировал навыки сотрудничества. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей. |
Практическая значимость проекта | для детей: Чтение разных сказок; рисование детьми героев сказок; разучивание поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях; пересказ прочитанных сказок, их инсценировка; самостоятельное составление сказок; иллюстрирование прочитанных сказок; рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам; загадки о сказках, героях сказок; театрализация сказки: «Репка». для педагогов: пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки»; составление картотеки с речевым материалом (пословицы, поговорки и загадки о сказках и сказочных героях); изготовление совместных творческих работ с детьми и родителям Презентация проекта:желание продолжить проектную деятельность; оформление проекта. для родителей: содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы; активное участие родителей в жизни детского сада и группы; рост уровня информированности родителей о деятельности |
Итоги проекта | В результате проекта дети познакомились с творчеством детских поэтов и писателей. Научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов. Дети узнали откуда книжка к нам пришла. Повысился интереса детей к чтению и художественной литературе. Познакомились с иллюстраторами детской книги. Также были организованы тематические выставки (Книжка своими руками, Моя любимая книжка). В рамках проекта дети научились ремонтировать книги, а также бережно относиться к книгам. Помимо вышеуказанного, детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям. Родители тоже активно участвовали в организованных мероприятиях детского сада, проявляли инициативу. В дополнение к этому они познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению. |
Формы работы
Участники | Формы взаимодействия |
воспитанники | непосредственно образовательная деятельность; |
организация книжного уголка в группе; | |
утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно); | |
игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры; | |
дневные литературные чтения; | |
мастерская по изготовлению творческих работ; | |
родители, воспитанники | книжные выставки «Любимые книги»; |
традиции группы: «Гость группы», «Книга напрокат», «Книжное дерево»; | |
выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям; |
Схема осуществления проекта:
Образовательные области | Виды детской деятельности |
Социально коммуникативное развитие | НОД «Берегите книги» Театрализация «Волк и семеро козлят», драматизация сказки «Репка» Сюжетно ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин» Эксперименты с бумагой. Игровые упражнения и дидактические игры: «Какая это сказка», «Чей это предмет?», «В гостях у сказки»; «Кто где живет?», «Кого не стало»; «Чей голос?», «Соедини по точкам», «Собери сказку», лото «Угадай сказку», «Угадай по описанию», «4 лишний». |
Познавательное развитие | НОД «Путешествие в прошлое книги». Решение проблемной ситуации: «Для чего нужны книги?», «Книга-гостья нашей группы!», «Что может произойти, если не читать совсем». Беседы «Для чего необходимо читать книги? », «Как появилась книга», «Правила обращения с книгой», «Твоя любимая книга», «Пользу или вред приносят книги?», «Как дети с родителями заботятся о книгах?». Дидактические игры: «Угадай, из какой я сказки», «Назови героя сказки». Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах. |
Речевое развитие | НОД по развитию речи «Книжка заболела», Разучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок о книгах. Стихи А. Барто, С.Михалкова, Б.Заходера, Э.Успенского, Е.Благининой Сказки К.Чуковского, Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Кот и лиса», «Лиса и журавль», сказки о природе В.Бианки и Н.Сладкова, сказки о животных, сказки народов Мира. Словесные игры: «Назови ласково», , «Один-много», «Большой – маленький», , «Угадай по описанию», «Чье это?» |
Художественно-эстетическое развитие | НОД Рисование «В гостях у сказки». НОД Лепка «Мой любимый герой из сказки». НОД Аппликация «Три медведя». Изготовление шапочек – масок с изображениями для драматизации сказок. Раскрашивание силуэтов любимых героев книг. Рисование героев сказки «Колобок». Слушание аудиозаписей сказок. Разучивание песен из кинофильма «Красная Шапочка», « Приключение Буратино», «Приключения Крокодила Гены и его друзей». |
Физическое развитие | Подвижные игры «Сокол и лиса», «Колобок», «Охотники и зайцы» «Гуси- лебеди». Пальчиковые игры «Коза-Дереза», «Сорока- белобока», «Петушок». Утренняя гимнастика «Буратино», «Карабас-Барабас». Дыхательная гимнастика «Пчелка», «Курочки». |
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный этап:
Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.
Составление конспектов образовательной деятельности.
Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
Обновление развивающей среды (подбор дидактического и методического материала по проекту).
Знакомство родителей с целью и задачами проекта.
Домашние задания: совместное нахождение и чтение литературы, рисунки, подбор иллюстраций, поговорок, загадок
Консультация «Чтение дома»
Составление и оформление памятки для родителей «Семья и книга»
Оформление выставки художественной литературы для чтения детям и самостоятельного чтения детьми.
Разработка презентаций для НОД «Откуда приходят книги».
2. Основной (практический) этап.
3.Заключительный этап
Обработка результатов реализации проекта.
Оформление методической рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов общения с ребенком».
Оформление книги с иллюстрациями созданная родителями и детьми.
Продукты проекта.
- пополнение книжного уголка;
-выставки книг;
-драматизация по прочитанным произведениям;
-творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация;
-выставки рисунков по прочитанным произведениям;
-консультации для родителей;
- коллективная работа «Книжное дерево»
- картотека пальчиковых, подвижных, дидактических игр.
- коллективная работа «Книжное дерево»
Результативность:
В результате проекта дети познакомились с творчеством детских поэтов и писателей. Научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов. Дети узнали откуда книжка к нам пришла. Повысился интереса детей к чтению и художественной литературе. Познакомились с иллюстраторами детской книги. Также были организованы тематические выставки (Книжка своими руками, Моя любимая книжка). В рамках проекта дети научились ремонтировать книги, а также бережно относиться к книгам. Помимо вышеуказанного, детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям. Родители тоже активно участвовали в организованных мероприятиях детского сада, проявляли инициативу. В дополнение к этому они познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению. Проектный метод вызвал познавательный интерес к различным областям знаний, сформировал навыки сотрудничества. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.
Совместная подготовка по проектной деятельности сблизила нас и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали.
В непосредственно образовательной деятельности с детьми были проведены познавательные занятия, на которых дети расширили свои представления о книгах. С детьми были организованы беседы, в ходе которых воспитанники систематизировали знания о возникновении книги, о необходимости книг в жизни людей.
К окончанию проекта дети узнали:
- о разнообразии книг;
- историю происхождения и изготовления книги;
- о профессиях библиотекаря, писателя, художника-иллюстратора;
- правила общения с книгой.
Дети стали бережнее относиться к книгам (не бросают их на пол, не рвут, аккуратно перелистывают страницы). В непосредственной образовательной деятельности с удовольствием придумывают и рисуют свои книги. Дети чаще стали обращаться к книге за знаниями, рассматривать энциклопедии.
Литература:
Приложения.
Приложение 1.
Беседа «Как появилась первая книга».
Цель: Развивать у детей интерес к художественной литературе, повышать интерес к стремлению получать знания через книгу, развивать речь, помять, мышление.
Ход:
Вводная часть:
Перед началом занятия дети рассматривают выставку книг, делятся впечатлениями, отмечают, какие книги по размеру, количеству страниц, наличию иллюстраций, какие из них хотели бы прочитать.
Загадка:
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
– Сегодня мы совершим путешествие в прошлое. Я расскажу вам, как появилась книга, но сначала поиграем.
Игра: «Хорошо или плохо? »
Хорошо: можно прочитать, узнать много нового, интересного, можно рассматривать картинки, выучить стихотворение…
Плохо: не умеем читать, буквы бывают мелкие, она бумажная - можно порвать, испачкать, намочить…
Основная часть:
1. Послушайте о том, как появились первые книги.
«Очень давно, когда люди не знали, что такое бумага, они записывали слова - значки /иероглифы/ высекая их на камне. Позднее стали выдавливать надписи на мягкой глине тонкими деревянными палочками. Такие записи назывались клинопись. В древнем Египте использовали для письма папирус, который делали из тростника. Это растение дожило до наших дней и используется во многих домах как комнатное растение. Называется оно циперус папирус. И у нас в группе есть такое растение. Вот оно. Этот материал очень напоминал нашу современную бумагу. У нас в России простые люди писали на бересте. Это тонкий слой верхней части коры нашей белоствольной березы. Важные государственные указы и грамоты писали на специально обработанной тонкой коже, пергаменте, который затем скатывался в трубочки – свитки. И, наконец, изобрели бумагу».
- Как вы думаете, из чего делают бумагу? (из дерева)
Чтобы дерево превратилось в бумагу нужно потрудиться людям многих профессий.
Лесорубы пилят в тайге деревья, очищают стволы от веток, сплавщики сплавляют их по реке. Затем бревна везут по железной дороге на деревообрабатывающий комбинат. Тут их очищают, распиливают, размачивают и варят в огромных котлах, пока не получится жидкая волокнистая масса. В нее добавляют мел, чтобы бумага была белая, и пускают в специальную машину, из которой выползает готовая бумага и на вращательном барабане сматывается в рулон. Готовую бумагу развозят по типографиям, где печатают книги.
- Люди, каких профессий трудятся над созданием книги? (писатели, художники, печатники, наборщики)
Умные машины разматывают бумагу с барабана, разрезают, печатают, скалывают листы в отдельные тетради, сшивают их и делают переплет.
Вот какой длинный и трудный путь у книги и сколько людей принимает участие в ее создании.
2. Послушайте стихотворение С. Я. Маршака
«Как печатали вашу книгу»
Взяла машина лист простой
И наложила краску.
И вот писатель Лев Толстой
Рассказывает сказку.
Хоть у машины нет ума,
Но знает она дело.
Листы нарежет вам сама
И сложит их умело.
А переплетчик их сошьет,
Края обрежет мигом,
Потом оденет в переплет,
И вот пред вами книга.
Приятно книжки почитать,
А сделать их попробуй
Искусство тонкое – печать,
И требует учебы.
- Дети, кто из вас знает, какие правила надо соблюдать, чтобы наши глаза не устали во время чтения?
Правильно, низко не наклоняться, свет должен падать с левой стороны, не читать лежа и во время движения в транспорте.
А вы умеете беречь книги?
Расскажите, как нужно правильно пользоваться книгой, чтобы она прослужила нам очень долго.
3. Работа в парах. На отдельном столе у воспитателя иллюстрации с героями сказок (рассказов, известных детям.) Дети договариваются, кто с кем будет в паре, выбирают одну иллюстрацию, садятся и обсуждают, из какой сказки (рассказа) этот герой и что он совершил.
4. Послушайте пословицы о книге. (Подготовленные дети читают пословицы)
«Книга – друг человека».
«Не будешь читать, ничего не будешь знать».
«Возьмешь книгу в руки – не будет скуки».
Итог: - Скоро вы пойдете учиться в школу и из книг узнаете очень много интересного. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, относитесь к ним бережно.
Беседа: «Путешествие в прошлое книги»
Цель: Развивать у детей интерес к художественной литературе, к книге, повышать интерес к стремлению получать знания через книгу; дать знания детям с том, как происходило развитие книги; развивать память, мышление, речь.
Ход занятия.
Воспитатель:
Сегодня день у нас особый,
Я познакомлю вас, друзья
С предметом, без которого
Прожить на свете нам нельзя.
А о каком предмете пойдет речь, вы угадайте сами.
Игра «Да и нет »
Воспитатель:
- Это живая природа? (нет)
- Это сделано руками человека? (да)
- Это посуда? Игрушка? Мебель? Одежда?
- Это деревянное? Железное? Стеклянное? Бумажное? (да)
- Это с листочками? (да)
- Это тетрадь? Книга? – Да!!!
Воспитатель:
Сегодня мы поговорим о книгах. Для чего нам нужны книги? (читать, узнавать новое, быть умнее, учиться в школе).
Приход книги
Воспитатель
Посмотрите, кто у нас в гостях. (Показываю большую книгу)
Книга:
- Здравствуйте, ребята!
- Знаете, кто я?
- Я пришла к вам из страны знаний и хочу пригласить вас в мою страну.
Воспитатель:
Отправимся в страну знаний
Книга:
Закрывайте глаза и считайте медленно до десяти
Воспитатель:
Включает космическую музыку
- Вот чудесная страна,
В ней каждый знает место.
Познакомиться нам с ней
Будет интересно.
- А чтобы нам с вами получить ключ от страны
Знаний, мы должны отгадать загадки.
Отгадывание загадок:
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе
Разобраться в них смогу.
(Буквы)
Как мел бела на краю стола
Я за ней, что захочу, нарисую, начерчу.
(Бумага)
Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто ее открывает
Много знает.
(Книга)
Воспитатель:
- Молодцы! А вот и ключ! (лежит в книге)
- Давайте скорее войдем в страну знаний (садятся на стульчики)
Беседа с детьми
Воспитатель:
- Как вы думаете, давно ли появились книги?
- А из чего делают книги?
- Вы правы, сейчас книги печатают на бумаге. Но всегда ли было так? - Нет.
Книга:
- Давным-давно я в Вавилоне
Придумана была.
Написана на глиняных дощечках
Попробуй, прочитай меня.
Воспитатель:
- Удобно ли было читать книги, написанные на глиняных дощечках? (показать глиняные дощечки)
- Чем неудобно? (тяжелые, листать неудобно)
Книга
- Да, поэтому в Китае стали писать книги на бамбуковых пластинках, которые нанизывали на крепкую веревку. Но это тоже было неудобно. И китайцы стали писать книги кисточкой и тушью на шелку. А в Египте писали книги на каменных плитах.
Воспитатель:
- Чем это удобно? - Чем неудобно? (тяжелые, много места занимают… но зато вечные, не рвутся). Поэтому чуть позже изобрели папирус, очень похожий на бумагу, но тонкий и длинный. Его хранили свернутым в свиток (показать).
- Наконец, изобрели бумагу, и книги стали писать на бумаге:
сначала от руки, а затем стали печатать.
Обложки у книг были деревянные, обтянутые кожей или тканью (показать)
- А первую печатную книгу в России сделал Иван Федоров
- Теперь мы с вами читаем вот такие красивые книжки, которые вы видите на выставке
- Людям помогают машины печатать красочные обложки.
Воспитатель:
- А теперь присаживайтесь и мы снова продолжим нашу беседу.
- А где хранятся книги? (дома, на полках, в библиотеке)
- Что будет если книги исчезнут?
- А вы знаете как нужно обращаться с книгой?
(беречь! Нельзя рвать, рисовать, загибать страницы)
Итог занятия.