Проект
духовно-нравственного воспитания дошкольников через сказку
«Помогаем друг другу!»
Составила:
Воспитатель: Скударнова Е.М.
Актуальность.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка входит в жизнь ребёнка с раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь, пользуется огромной любовью у него. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем, что нас окружает.
Духовно – нравственные понятия, представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны.
Сказка – это благоприятный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем.
Использование сказок для формирования духовно-нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как часто наблюдается искажение первоначального смысла произведения.
Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребёнка. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования духовно-нравственных представлений, создаёт психологические условия для формирования социальной адаптации ребёнка.
Вид проекта:
- по направленности – информационно-практико-ориентированный;
- по составу участников – групповой;
- по продолжительности – краткосрочный.
Участники проекта:
- дети,
- воспитатели группы;
- родители.
База проектной деятельности: детский сад
Сроки реализации проекта: краткосрочный.
Тема недели для реализации проекта: проект возможно реализовать в тематическую неделю «Хлеб», «Труд осенью», «Домашние птицы» или приурочить к «Недели доброты»
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель проекта: - создать условия для духовно – нравственного развития детей посредством русской народной сказки, содействуя социальной адаптации дошкольников, гармонизации отношений между детьми, между детьми и взрослыми, между самими взрослыми.
Объект проекта - процесс духовно-нравственного воспитания старших дошкольников посредством сказки.
Предмет – сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза – духовно-нравственное воспитание будет более эффективным, если ведется целенаправленная работа по данной проблеме.
Задачи проекта:
- содействовать усвоению детьми духовно – нравственных категорий (добро – зло, трудолюбие – лень, согласие – вражда, простота – хитрость, взаимопомощь, сострадание) и правила доброй совестливой жизни через знакомство с творчеством русского народа, приобщение к богатствам русской художественной литературы;
- познакомить с новой сказкой «Колосок»;
- содействовать развитию познавательной сферы детей, речи, обогащению словаря;
- развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор;
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;
- формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, воспитывать чувство дружбы и коллективизма;
- повысить компетентность родителей в вопросах значимости русского народного творчества для нравственного воспитания детей;
- развитие совместной работы родителей и детей.
Формы работы по проекту.
Работа с детьми:
1.Чтение и рассматривание художественной литературы, энциклопедий.
2.Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми.
3.Инсценировки сказок для детей старшей группы.
4. Беседы ситуативные
5. Продуктивная деятельность.
6. Трудовые поручения в группе и на участке детского сада.
Работа с родителями:
1. Ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами.
2. Привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ.
3. Проведение бесед.
Предполагаемые результаты:
- дети имеют этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;
- у детей старшего дошкольного возраста сформировано стремление помогать, сопереживать, поддерживать окружающих людей;
- у детей формируется уважительное отношение к труду взрослых и бережное отношение к хлебу;
- бережное отношение детей к миру природы и к окружающему миру в целом;
- повышение педагогической компетентности родителей в духовно-нравственном воспитании детей.
Продуктом проектной деятельности является:
- создание и оформление стены доброты «Помогаем друг другу»
- презентация проекта
Этапы реализации проекта.
Подготовительный.
1. Постановка целей, определение актуальности проекта.
2. Изучение методической литературы для реализации проекта.
3. Подбор наглядно – дидактического материала.
4. Создание условий для продуктивной деятельности.
Основной этап.
Реализация плана мероприятий.
Заключительный этап
Рефлексия. Оформление «стены доброты» на тему «Помогаем друг другу!». Презентация проекта и его значимости для детей в ДОУ
План работы с детьми
д/н | Совместная деятельность педагогов и детей |
Понедельник | Цель: Знакомство с русской народной сказкой «Колосок» Цель: Формирование знаний о злаковых растениях, хлебе Цель: Закрепление знаний о хлебе, сельскохозяйственных работах 4. Игра – драматизация «Поможем петушку» с выдумыванием продолжения сказки Цель: Развитие воображения, творческих способностей детей; формирование понятий взаимопомощи и дружбы 5. Сюжетное рисование «Как мы помогаем взрослым» Цель: Развитие художественных навыков; побуждение помогать и сопереживать |
Вторник | Цель: Побуждение желания помогать и делать добро Цель: Совершенствовать умения пересказывать по сюжетным картинкам Цель: Развитие творческих и театральных способностей детей Цель: Формирование понятий духовно-нравственных категорий, развитие мышления Цель: Развитие воображения, мелкой моторики Цель: Формирование стремления дружить, быть вежливым и гостеприимным |
Среда | Цель: Развитие воображения, исследовательской деятельности детей Цель: Развитие физических способностей, знакомство с художественным народным фольклором Цель: Совершенствование умений выполнять аппликацию по схеме - алгоритму Цель: «От зёрнышка к хлебу» Развитие мышления и познавательной деятельности детей Цель: Формирование умений слушать и побуждать к дружбе |
Четверг | Цель: Формирование уважительного и бережного отношения детей к хлебу Цель: Развитие воображения и творческих способностей, побуждение желания детей помогать друг другу, действовать сообща Цель: Побуждать к стремлению помогать взрослым Цель: Формирование желания трудиться и помогать друг другу, развитие художественных навыков Цель: Знакомить с пословицами и поговорками, их смыслом |
Пятница | Оформление стены доброты на тему «Помогаем друг другу» (фотографии совместного труда в семье, сюжетные картинки и иллюстрации, схемы - зарисовки «Как могу помочь», раскрашенные иллюстрации о совместном труде, сюжетные рисунки детей и т.д) Цель: формирование у детей потребности к общению друг с другом, взаимопомощи, поддержке, а также к совместной деятельности; развитие творческих способностей |
Работа с родителями:
Результат реализации проекта предполагает:
- формирование у детей потребности к общению друг с другом, взаимопомощи, поддержке, а также к совместной деятельности;
- повышение уровня формирования коммуникативных навыков у детей.
Использованная литература:
1. Бацкалева В.В., Забегайлова И.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». Учебно-методическое пособие. Изд.: Православный Свято-Тихоновскийгуманитарный университет, 2021 г.
2. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа «От рождения до школы». Изд. Москва «МОЗАИКА СИНТЕЗ», 2021.
3. Глебова С. В. «Детский сад – семья: аспект взаимодействия». Изд. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2005.
4. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» Методическое пособие. Изд. «Сфера», Москва, 2010.