Мастер-класс «Изготовление шляпы для удмуртского обряда «Сӥзьыл пӧртмаськон» («Осеннее ряженье»)
Составила: воспитатель подготовительной группы Андреева О.Д.
Цель:
Закрепление знаний детей о традициях культуры удмуртского народа через создание шляпы для удмуртского обряда «Сӥзьыл пӧртмаськон».
Задачи:
Предварительная работа:
Материалы и оборудование: готовая шляпа с широкими полями, цветные атласные ленты, цветная гофрированная бумага, декоративные растительные элементы, клей, нитки, иголки, ножницы.
Ход работы
1.Вводная часть.
Демонстрация и рассказ детям об удмуртском празднике «Сӥзьыл пӧртмаськон».
В конце октября – начале ноября, после Покрова, у удмуртов проводится обряд «Сӥзьыл пӧртмаськон», знаменующий конец сезона
сельскохозяйственных работ, связанных с обработкой земли, проводимый в преддверии зимы.
Накануне праздника девушки изготавливали для вечера специальные головные уборы «пӧртмаськон изьы» – шляпы для ряженья. Шляпы изготавливали из бересты или соломы (в последнее время используют бумажные и фетровые шляпы). Головной убор украшали бумажными цветами, перьями из петушиных хвостов, разноцветными шелковыми, а позднее – капроновыми или атласными лентами. Шляпы делали не все участницы обряда, а одну на группу в 3-4 человека. Празднично одетая группа должна была с песнями и плясками обойти всю деревню, войти в каждый дом. Хозяева каждого дома готовились к встрече праздничной процессии и накрывали на стол. Не пускать участников обряда в дом было не приличным, да и верили в то, что угощение гостей принесет удачу, довольствие, успех в хозяйственных делах.
Детям предлагается создать для себя подобную шляпу.
2.Основная часть.
Дети подбирают необходимый материал для продуктивной деятельности. Вырезают самостоятельно листья, цветы. Совместно обговариваем этапы закрепления элементов на шляпе (сначала накладываются и закрепляются цветные атласные ленты, затем поверх них закрепляются различные декоративные элементы).
3.Заключительная часть
Дети примеряют свою работу, любуются на себя в зеркало, высказывают свое мнение о том, что запомнилось, что понравилось, что было интересным.