Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект организованной образовательной деятельности. Тема «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Возрастная группа старшая

Цель Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи Образовательные - Расширять представления у детей о народных традициях и обычаях. - Активизировать словарный запас у детей. - Прививать интерес к народному устному народному творчеству. - Обогащать духовный мир детей. Развивающие -Развивать словесно-логическое мышление, умение делать умозаключения. - Развивать мелкую моторику рук. Воспитательные - создавать условия для воспитания у детей интереса к русской национальной культуре и народному творчеству. - создавать условия для воспитания чувства патриотизма. - воспитывать коммуникативные качества, чувство ответственности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида»

Город Луга

Конспект организованной образовательной деятельности.

Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Возрастная группа: старшая

Подготовила и провела

воспитатель Новикова Ю.Ф

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, художественно - эстетическая, двигательная.

Задачи: Образовательные:

- Расширять представления у детей о народных традициях и обычаях.

- Активизировать словарный запас у детей.

- Прививать интерес к народному устному народному творчеству.

- Обогащать духовный мир детей.

Развивающие:

-Развивать словесно-логическое мышление, умение делать умозаключения.

- Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- создавать условия для воспитания у детей интереса к русской национальной культуре и народному творчеству.

- создавать условия для воспитания чувства патриотизма.

- воспитывать коммуникативные качества, чувство ответственности.

Ход НОД

Воспитатель роняет пазлы «Что было-что стало»

В.-Дети, помогите пожалуйста мне собрать пазлы (дети собирают их)

В.- А давайте соберём эти необычные пазлы.

Д.-да (дети собирают пазлы, воспитатель, если нужно помогает им)

Мы с вами видим, что здесь представлены вещи, которые были в старину и современные вещи.

I.   Вводная беседа

Ведущий: Ребята! Посмотрите здесь ещё письмо. Откроем, посмотрим, что там внутри?

Ведущий: Доброе утро, дети! Я Домовёнок Кузя приготовил для вас маленький сюрприз, но для того чтобы получить его надо пройти все испытания, которые я вам приготовил. В помощь вам будет дана карта. Желаю успеха.

Ведущий: Ну что попробуем пройти все испытания?

Первая остановка (интерактивная доска)

 1. Загадки

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что такое загадка? ( Загадки - выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство.)

Молодцы!

 Из кирпича, да не дом
греет, да не шуба.
День и ночь дрова глотает,
пирогами угощает.

. (Печка)- Слайд 1

Воспитатель:

Правильно, это печка.

Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной.

-А вы знаете, печь не только обогревала избу. Для чего ещё нужна была печь?

Дети: В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель:

-Следующая загадка «Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги?» Что это? (Стол).

-Как вы думаете, из чего делали столы на Руси?

Дети: Из дерева

Воспитатель: А они были маленькими или большими?

Дети: Большими.

Воспитатель: Правильно. Столы на Руси отличались внушительными габаритами, чтобы вся семья, традиционно большая, поместилась за трапезой. Гордо и монументально красовался он на почетном месте в светёлке.

Воспитатель: А чем покрывали столы?

Дети: Скатертью.

Во время приема пищи стол покрывали скатертью, после завершения трапезы убирали. Для праздничных изделий использовали ткань лучшего качества, декорировали кружевами или кисточками по краям. (Слайд 2)

Воспитатель:

Без неё не обойтись. На ней сидели, спали, отдыхали.

Дети: Лавка

Воспитатель: Правильно.

Лавки стояли вдоль стен. На них спали, укрываясь домоткаными полотнами, шкурами. Слайд 3

Воспитатель: Ещё одна загадка.

Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встаёт,

Сам себе плита, и чайник-

Сам заварит, сам нальёт.

Дети: Самовар

Воспитатель: Правильно – это самовар.

Самовар - старинное русское изобретение, для нагревания воды. Считается, что родина самовара – город Тула. Поэтому самовар называют тульским. Делали самовары из серебра, меди, железа, даже из фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, краники, ручки делали в виде рыб, львов, петухов и других животных. Внешний вид самоваров был разным, потому что каждый мастер старался придумать свой, непохожий на других самовар. Вся семья собиралась за столом, на который водружался самовар, и по русской традиции пили чай с вареньем, пирогами, блинами… Слайд 4

На экране появляется надпись: С первым заданием справились. Молодцы!

Ведущий: Молодцы! Справились с загадками! Ребята, а как вы думаете, какие это были загадки? (Русские народные)

А давайте поиграем.

Физминутка: ( А у дядюшки Трифона)

 «А у дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Было семеро детей,

Было семь сыновей,

Они не пили, не ели,

Друг на друга всё глядели.

Разом делали, как я!»

Дрова рубили (взмахи руками с наклоном)

Полы подметали (рука на поясе, другой подметаем)

Полы мыли (наклоны)

Бельё стирали (выполняем движения руками)

Ух, отдыхали!!! (утирают пот со лба)

Воспитатель: Молодцы! Продолжаем наше путешествие. Давайте посмотрим на карту где у нас следующее задание.

Вторая остановка. (Сундучок, дети садятся на подушки)

2 . «Дело мастера боится».

Ведущий: Посмотрите сундучок. Что там внутри? (записка и карточки с предметами народного быта)

Записка. Ребята, а как вы думаете, какой был русский народ? ( Русский народ был очень трудолюбив, помогали друг другу в работе)

Молодцы! Но для работы и жития были нужные и необходимые предметы. А вы должны назвать его и рассказать, как оно использовалось.

(Каждый ребенок выбирает одну картинку и рассказывает о ней. Если кто-то затрудняется, остальные дети помогают ему)

Воспитатель:

-Смотрите ,здесь ещё есть ложки, давайте поиграем с ними:

Взяли мы в ладошки красивые ложки.

Съели суп и кашу, а теперь – попляшем!

Постучим мы ложками, потопаем ножками,

Вверх поднимем ложки, погремим немножко!

Тук-тук-тук, стучат они!

Наши ложки – скакуны!

Воспитатель: Молодцы справились и этим заданием. Посмотрим на карту. Куда нам путь держать.

Третья остановка. (Стол. Различные русские народные игрушки, они накрыты платком.)

3.Народные игрушки.

Русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели, всё делали своими руками.

Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей.

Воспитатель:

-Во что играли дети на Руси? Так же, как и вы, в разные игрушки.

-Откуда у вас, ребята, появляются игрушки? (из магазина, подарки и так далее).

-А в старину кто делал игрушки для своих детей? (мамы, папы, дедушки, бабушки)

- Как вы думаете, из чего делали игрушки русские мастера? ( Из глины, дерева, соломы, ткани)

-Да из того, что было под рукой: из глины, дерева, соломы.

Отгадайте загадку:

Ростом разные подружки,

Но, похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка… (Матрешка).

Ребята, а у нас есть ещё и другие игрушки, которые мастерили народные умельцы своими руками. (Демонстрация деревянных и соломенных игрушек, дети рассматривают, играют)

-Умницы! Ответили на все вопросы.

-А разомнём наши пальчики.

 Пальчиковая игра. «Замок»

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

Четвертая остановка. (Волшебный мешочек.)

4. «Скажи»

В далекие-далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать и у них не было книг, телевизоров и интернета, они очень много общались между собой: пересказывали услышанные от других истории, придумывали свои, чтобы развлечь друг друга, делились новостями, шутили, фантазировали. Самые интересные и яркие рассказы оставались в памяти многих на долгие времена и устно пересказывались, распространяясь в пространстве и времени. Никто не знал, кто первым рассказал ту или иную историю, чья именно фантазия породила удивительный шедевр. «В народе говорят…», «мне рассказала моя бабушка, а ей ее» - так объясняли происхождение сказок, именно поэтому они считаются народными. Итак, «народные» потому, что никто не знает имя настоящего автора, оно попросту забыто.

Ведущий: Дорогие ребята, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь. Любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот мы сейчас проверим.

1. Вышли дружною семьей, чтобы справиться с одной. Не приди на помощь мышка, ничего б у них не вышло. («Репка»)

2.Колотил да колотил,  по тарелке носом. Ничего не проглотил, и остался с носом. («Лиса и журавль»)

3. Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. («Маша и медведь»)

4.Ах ты, Петя, — простота, оплошал немножко. Не послушался кота,  выглянул в окошко. («Петушок — золотой гребешок»)

5. Дед бил, бил – Не разбил; Баба била, била – Не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула…(Курочка Ряба)

6. «Тепло ли тебе, девица?» -«Тепло, морозушко. Тепло, батюшка» (русская народная сказка « Морозко»).

7.В какой сказке мачеха заморила девочку работой: она и ткет, и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает? (Русская народная сказка «Хаврошечка»)

8.«Отпусти меня, Емелюшка, любое желание твое исполню» («По щучьему велению»)

Ведущий: Молодцы!

Пятая остановка (игра с мячом, дети стоят полукругом)

5. «Продолжи пословицу»

Ведущий: Вам необходимо продолжить пословицу.

В тихом омуте черти ………….(водятся)

Глаза боятся, а руки …………(делают)

Куй железо, пока …………….(горячо)

Любишь кататься, люби и саночки…………….(возить)

Нет худа без…………(добра)

Семь раз отмерь, один раз …………….(отрежь)

Ученье свет, а неученье ………………(тьма)

Шила в мешке не ……………….(утаишь)

Язык без……………(костей)

Ведущий: Молодцы! Справились с пословицами! Сверимся с маршрутом.

Шестая остановка (интерактивная доска)

6. «Особенности русского быта»

 Ведущий: Ребята, нужно ответить на вопросы и выбрать нужную цифру. Должен получиться правильный код.

Вопросы:

1.  Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица, Новый Год. День рождения) Слайд1.

2.  Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.Торт,Пицца) Слайд2

3.  Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти. Туфли, Кроссовки) Слайд 3

4.  Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.Шалаш.Многоэтажка) Слайд 4

5.  Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.Лего.Мяч) Слайд 5

6.  Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан.Платье.Штаны) Слайд 6

7.  Какое национальное дерево России? (Берёза.Ёлка.Пальма) Слайд 7

(У каждого ребёнка цифры. Он выбирает правильный ответ и показывает. На столе выкладывается общий код.)

Код-2312312

Воспитатель: Давайте теперь проверим код (на экране появляется правильный код, дети сравнивают его.)

(На экране появляется последнее задание.)

Молодцы! Вы прошли все мои испытания. Последняя загадка.

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться(книги)

Где они находятся, ждёт вас сюрприз.

Рефлексия.

— Дети, что мы нового сегодня узнали?

Что вам было особенно интересно?

Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с  народными праздниками и т.д

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области