Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок»
Картотека
дидактических игр по художественно-
эстетическому развитию для детей младшего
дошкольного возраста
Подготовила:
Муравицкая Е.В.
с. Мильково 2023
«Подбери по цвету»
Цель: Закрепление и уточнение названий цветов.
Игровой материал: коробка с цветными карандашами (не менее 6)
Ход работы. Педагог показывает детям один из цветов, просит его назвать и найти предмет такого же цвета в группе.
«Разрезные картинки»
Цель: развитие умения сравнивать, обобщать, правильно называть предмет; формирование сообразительности, сосредоточенности.
Игровой материал: разрезные картинки из 3-4 частей с изображением овощей и фруктов.
Ход работы. Педагог предлагает рассмотреть части и составить картинку по образцу.
«Воздушные шары»
Цель: Закрепление и уточнение названий основных цветов.
Игровой материал: круги- шары, полоски-ниточки…
Ход работы. Педагог выкладывает на стол шары круглой или овальной формы, просит ребёнка подобрать ниточку к шарику по цвету…Например: желтую ниточку к желтому шарику и т.д…
«Спрячь мышку»
Цель: закреплять у детей представления о четырёх- шести цветах.
Задачи:
1. Формировать умения различать и называть цвет.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Развивать логическое мышление.
Материал: Мышка, кошка, листы бумаги шести цветов (посередине окошко с нарисованной мышкой)
Ход игры:
Воспитатель: - Ребята отгадайте загадку!
Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки, боится кошки.
(Мышь)
Воспитатель показывает игрушку мышку.
Воспитатель:А кого боится мышка? (кошку)Воспитатель показывает кошку.
Воспитатель: А у нашей мышки есть подружки и живут они в разноцветных домиках. Мы с вами сейчас поможем мышкам спрятаться от кошки. Воспитатель выкладывает на стол домики для мышки (листы бумаги шести цветов, посередине окошко с нарисованной мышкой).
Воспитатель: - Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя,2-3 домика одновременно.
«Подбери чашки к блюдцам»
Цели: Учить детей различать цвета. Развивать мелкую моторику, внимание.
Материалы: наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.
Ход игры: В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца ( показывает),называют…
На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? ( Ответы детей ).
Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.
Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.
Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.
«Цветные корзинки»
Цель: Изучение цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти.
Ход игры: детям предлагается собрать в корзинки перепутанные предметы, ребенок тянет любую карточку, но положить ее он должен в корзинку того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет который он выбрал.
«Разложи и сосчитай матрешек»
Цель: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.
Ход игры: на доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.
Игра «Матрёшкин сарафан»
Цель: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
Ход игры: на доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.
«Клубочки»
Цель: Развивать у детей умение выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.
Материал: картинка «Котенок с клубком». Листы бумаги. Карандаши.
Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть картинку, на которой котенок играет с клубком ниток. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок. Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.
Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.
«Собери картину»
Цель: Познакомить детей с видами русских народных игрушек: закреплять знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах: упражнять в создании целой картины из разрезанных частей.
Материалы и оборудование: Дымковская, филимоновская, городецкая игрушки; матрёшка; поднос; карточки с изображением этих игрушек, разрезанные на две части.
Ход игры: Педагог демонстрирует детям игрушки, называет их, дает потрогать и посмотреть, интересуется, видели ли они такие игрушки. Напоминает, что матрёшки и конь-качалка есть в нашем детском саду. Далее педагог рассказывает, что принёс открытки с изображением этих игрушек, которые тоже хотела им продемонстрировать, но случайно выронила поднос, все рассыпалось и перепуталось. С расстроенным видом говорит, что теперь даже не знает, как быть. Внезапно оживлённо восклицает: «Дети, вы ж теперь знаете, как выглядят игрушки, и сможете мне помочь». Все бегут к столику, где стоит поднос с открытками, и собирают картинки. Педагог изумляется, как здорово у них получилось, хвалит детей и подсказывает наводящими вопросами, если требуется.
«Угадай-ка время года»
Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, соответствующей временам года.
Материалы и оборудование: Картины, присущие осени, лету, зиме, весне; кукла Незнайка.
Ход игры: Педагог держит в руках Незнайку и говорит, что он пришел ко мне в гости и поведал, что забыл, какие есть времена года. Он просит, чтоб мы помогли ему вспомнить. Воспитатель спрашивает у детей какое сейчас время года, а как можно узнать то или иное время года. Затем выслушивает ответы, хвалит, если у них возникли затруднения, наводящими вопросами напоминает что характерно для каждого сезона. Незнайка говорит спасибо и уходит, а педагог приглашает детей поиграть в игру « Угадай-ка». Дети располагаются полукругом на паласе, а воспитатель показывает им картины и просит назвать изображенное время года.
«Необыкновенные рисунки»
Цель: Развивать воображение, фантазию и творческое восприятие ребенка.
Материалы и оборудование: Манная крупа; тарелочки по количеству детей.
Ход игры: Воспитатель говорит: « Дети, на завтрак сегодня была манная каша. Она очень вкусная, полезная и её нужно обязательно кушать. А вы знаете, что манную кашу не только едят, но и при помощи неё создают необычные картины». Педагог приглашает желающих нарисовать такие картины. Дети садятся за стол, и воспитатель показывает, как можно рисовать на манке пальчиками солнце, дождик, круги, травку, причудливые узоры и т.д.
«Создай портрет»
Цель: Познакомить детей с портретом, упражнять в составлении портрета из различных частей лица по своему желанию, учить верно ориентироваться в разных частях лица.
Материалы и оборудование: Несколько нарисованных портретов, разрезанных на три части (волосы, глаза и нос, рот); портреты известных художников для наглядности.
Ход игры: Педагог демонстрирует ребятам портреты и объясняет что такое портрет. Далее предлагает детям стать художниками, но не рисовать портреты, а создавать из разрезанных частей новые лица. Педагог напоминает, что части лица надо правильно располагать: волосы, глаза с носом, затем рот. Воспитатель хвалит детей, поощряет создавать новые портреты, рассказывает, что можно создать очень много разных портретов.
«Что бывает красного цвета?»
Цель: Закреплять знание названий цветов; учить детей отбирать предметы красного цвета среди предметов разных форм и цветов.
Ход игры: Воспитатель раскладывает по краю стола предметы разного цвета (овощи, посуду, карандаши и др.). В гости к детям приходит кукла Катя. Она хочет подобрать к своему красному бантику такие же по цвету предметы. Дети подходят по одному и называют предмет и его цвет: красный помидор, красный карандаш и т.д. При правильном ответе кукла Катя одобрительно кивает головой, и ребенок кладет предмет в ее сумочку; если ответ неверный, то Катя отворачивается.
«Такие разные платочки»
Цель: Закреплять умение детей рисовать прямые линии в разных направлениях.
Ход игры: Воспитатель рассказывает, что знакомый художник решил нарисовать двух своих друзей, Сережу и Андрюшу (показывает рисунок). У них красивая одежда — яркая, цветная, но у художника рано кончились краски, и он не смог разрисовать платочки, которые видны из кармашков приятелей. Художник просит ребят раскрасить платочки Сережи и Андрюши. Воспитатель дает детям листы («платочки»), и они разрисовывают их: Андрюша любит платочки в полоску, а Сережа — в клеточку. После того как дети нарисуют платочки, они должны не перепутать: Андрюша — мальчик в красной куртке, Сережа — в синей. Дети берут готовые «платочки» и дарят их приятелям (в полоску— Андрюше, в клеточку – Сереже.