Музыкальный спектакль по мотивам сказки Г.Х.Андерсена
проект творческий долговременный
Актуальность проекта обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной и музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной и мировой культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Основные задачи работы с детьми
Активизировать ассоциативное и образное мышление.
Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
Воспитывать зрительскую культуру.
Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.
Поддерживать стремление детей к самостоятельности.
Развивать и совершенствовать творческие способности детей.
Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы.
Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа.
Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.
Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку.
Учить действовать на сценической площадке естественно.
Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.
Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые.
Ожидаемый результат
Предполагаемые умения и навыки детей:
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
Умеют произносить стихотворный текст в движении под музыку и разных позах.
Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Умеют исполнять музыкальные сольные и хоровые номера между сказочными героями.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
• потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
• целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
• осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся научатся:
• читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
• выразительному чтению;
• развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
• умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Методический паспорт проекта
Задачи:
Развивать наглядно-образное мышление; умение работать с текстовой и иллюстративной информацией; умение творческого пересказа, драматизации развёрнутой формы, графического и словесного рисования;
Воспитывать музыкальную и танцевальную компетенцию при музыкальном и танцевальном иллюстрировании сказочного сюжета.
Формировать умение аналитической работы над композиционными особенностями сказок, творческой интерпретации отображаемого сюжета.
Типология проекта:
•Междисциплинарный (затронуты следующие предметные области: литературное чтение, изобразительное искусство, музыка, ритмика, художественное творчество);
•смешанного типа: творческий и практико-ориентированный;
•коллективно-групповой;
•долговременный (с 25.12.18 по 11.03.2019);
•с открытой координацией.
Режим работы: комбинированный урочно-внеурочный с интеграцией кружков внеурочной хоровой деятельности «Лира», «Мы вместе», краеведческого кружка «Родничок».
Оборудование: компьютер с выходом в интернет; музыкальное (песенное и танцевальное) сопровождение; библиотечный досуговый центр;
Реквизит
Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием музыкальной постановки
Краски - акварельные, гуашь
Маски
Набор для творчества
Сценарии
Книги со сказками.
Планируемый результат: ВЫСТУПЛЕНИЕ С музыкальным спектаклем в Богословском Досуговом Центре, в школьном летнем лагере
Подготовительная работа
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация, изобразительное и художественное творчество, музыка, танцевальная подготовка.
Образовательная область | Вид деятельности |
Литературное чтение | Знакомство с композиционными особенностями, устойчивыми сказочными словами и выражениями, приёмом антитезы( без введения термина),содержанием авторской сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий Утёнок» и пьесой по мотивам данной сказки |
Музыка | Ознакомление с особенностями танцевальной народной и эстрадной музыки |
Изобразительное искусство | Создание художественного образа через карнавальный костюм; оформление сценической площадки; |
Танцевальная деятельность | Ознакомление с танцевальной музыкой: -танец мамы-утки с утятами -танец на птичьем дворе -волчьей пляски -танец лебедей |
Песенная подготовка | Разучивание текстов песен: Сольные партии мамы-утки, гадкого утёнка Августаса, крысы Скрафи, главной утки; Хоровые партии обитателей птичьего двора, дуэта Индюшки и Курицы, Главной утки и Кота, заключительной песни |
Художественное творчество | Изготовление масок птиц, элементов декораций и афиши |
Взаимодействие с родителями | Подготовка костюмов и атрибутов для выступления |
Взаимодействие с руководителем хорового кружка (концертмейстером) | Подготовка песенных и танцевальных партий в индивидуальных и групповых сценах мюзикла |
Взаимодействие с руководителем кружка (классным руководителем) | Интонационная и дикционная подготовка персонажей театрализованного представления и музыкальных партий. |
Содержание проекта (этапы проектной деятельности)
Этап работы | Решаемые задачи | Деятельность учащихся | Деятельность Учителя |
Погружение в тему проекта | Познакомить с особенностями пьесы авторской сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий Утёнок». Побудить перечитать эту и другие сказки автора. Сформировать представление о многообразии способов создания художественного образа. Использовать изобразительные средства для создания художественного образа при создании афиши | Обобщают впечатления о содержании сказки Г.Х.Андерсена по её названию с опорой на книжную и театрализованную версию сказки. Создают эскизы букв, передающие содержательную линию сказки. | Организует обсуждение читаемой пьесы по сказке о приключениях Гадкого Утёнка и сопоставления сюжета с экранной версией произведения. Даёт задание прочитать оригинал во время зимних каникул. Активизирует впечатления детей о просмотре одноимённого музыкального спектакля в театре Кукольный дом Знакомит со способами изображения отдельных букв в виде сюжетного рисунка. |
Этап работы | Решаемые задачи | Деятельность учащихся | Деятельность Учителя |
2 этап Организация деятельности | Дать характеристику персонажей сказки. Обсудить возможные кандидатуры исполнителей, распределить роли. Подготовить материалы и инструменты для изготовления элементов декораций, костюмов действующих лиц | Знакомятся со сценарием Участвуют в обсуждении характера персонажей. Знакомятся с с полученными ролями. Узнают о подготовке атрибутов праздника и графике его выполнения | Знакомит с особенностями сюжета сказки. Организует обсуждение возможных исполнителей главных и второстепенных ролей. Раздаёт тексты ролей, слова песен. Объявляет о необходимой организационной подготовке. |
Действующие лица:
Рассказчик – Кочкурова Алина
Мама-утка – Калашникова Полина
Утята – Сарбаева Влада, Фалалеева Даша, Рюрюкина Кристина, Швецов Сергей, Шаповалов Денис
Гадкий утёнок - Швецов Сергей, Шаповалов Денис
Обитатели птичьего двора:
Гусь – Гусятников Кирилл
Гусыня – Назарова Соня
Петух – Лазарев Миша
Индюк – Феоктистов Даниил
Индюшка – Коршунова Арина
Курица – Замахина Соня
Кот – Сувернев Никита
Другие:
Артистки театра - Кочкурова Алина, Коршунова Арина, Назарова Соня, Замахина Соня
Ветры – Логинов Сергей, Арискин Богдан
Крыса Скрафи – Девятаева Даша
Волки – Коршунов Костя, Самойлов Вадим, Сорокоумов Саша
Лебеди – Фалалеева Даша, Сарбаева Влада, Азисова Даша, Рюрюкина Кристина, Шаповалов Денис
Подготовка декорации
Подготовка элементов декорации
Изготовление масок
Этап работы | Решаемые задачи | Деятельность учащихся | Деятельность Учителя |
3 этап Осуществление деятельности | Разучить хоровые и сольные песенные номера спектакля; Осуществить коллективную и групповую танцевальную подготовку; Выполнить постановку сказки в микрогруппах и коллективно. Подготовить костюмы и атрибуты для выступления. Отрепетировать диалоги персонажей. | Репетируют в своих микрогруппах. Разучивают песенку мамы-утки, обитателей птичьего двора, Гусыни и Индюшки, ария Гадкого утёнка, куплеты курицы и кота, песню крысы Скрафи, финальную песню. Осуществляют песенную и танцевальную подготовку. Готовят костюмы и необходимые атрибуты. Репетируют реплики, диалоги и монологи персонажей. | Организует репетиционный процесс с микрогруппами. Отрабатывает запоминание текстов песен и танцевальных номеров. Предлагает идеи для изготовления костюмов всех участников сценария. Проверяет подготовку атрибутов выступления и готовит интерьер сцены. |
Этап работы | Решаемые задачи | Деятельность учащихся | Деятельность Учителя |
4 этап Презентация | Подготовить площадку для показа сказки. Обеспечить присутствие родителей на празднике. Организовать показ музыкального спектакля. Осуществить техническое обеспечение праздника. | Приглашают родителей на праздник Помогают в подготовке сценической площадки. Приносят костюмы для выступления в своей роли. Выступают с премьерой музыкального спектакля. | Подготавливает (совместно с библиотекарями) помещение для открытого мероприятия. Организует проведение праздничного музыкального инсценированного представления для приглашённых родителей, работников библиотеки. |
Этап работы | Решаемые задачи | Деятельность учащихся | Деятельность Учителя |
5 этап рефлексия | Заслушать впечатления и замечания зрителей, родителей о выступлении. Обсудить качество своего выступления, выслушать оценку своих одноклассников. Проанализировать свой вклад в общем празднике. | Характеризуют особенности выступления своей микрогруппы, дают оценку и самооценку своей роли. | Направляет обсуждение после выступления на самооценку своей работы и высказывание впечатлений от игры остальных участников, приглашённых гостей, музыкального руководителя. Даёт установку на показ спектакля в летнем школьном лагере. |