Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Речевой развитие детей посредством мнемотехники

Цель выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей. Задачи 1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразования ознакомиться с инновационными методиками. 2. Применить полученные знания на практике • развивать связную речь детей • развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. • развивать у детей психические процессы ассоциативное мышление, внимание, воображение, зрительную и слуховую память • расширять круг знаний детей об окружающем мире, вывести их словарный запас на более высокий уровень • прививать детям желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории • формировать в воспитанниках интерес к художественной литературе, фольклору, к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок. • формировать в детях уверенность в своих силах, способность преодолевать страх и стеснение во время выступления перед аудиторией. 3. При помощи диагностики речевого развития детей в конце года выявить эффективность применяемых методов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методическая разработка "Речевое развитие детей посредством мнемотехники"

Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для развития речевой активности ребенка, когда собственная речь, свободная и уверенная, необходима ребенку для познания окружающего мира и самопознания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, у детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Так что же такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Актуальность мнемотехники для дошкольников

В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами.

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

Так как же сформировать речь ребёнка, наполнить её разными словами, красивыми фразами? Как помочь ребёнку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи?

Обычно при запоминании текста детям предлагается прослушать его. Таким образом, задействован только один анализатор – слуховой. Предлагая различные виды опоры, мы создаем условия для развития всех психических процессов. Чем больше анализаторов будет принимать участие в составлении рассказа, тем успешнее будет проходить работа в этом направлении. Другими словами, мнемотехника помогает человеку отправлять информацию из кратковременной памяти в долговременную посредством зрительных образов или символов. А впоследствии упрощает процесс её извлечения. Таким образом, наличие зрительного плана-схемы (мнемоквадрата, мнемодорожки, мнемотаблицы) делает высказывания осознанными, чёткими, связными и последовательными, дает ребенку возможность более полно воспроизвести заданный текст, т.к. заданная модель помогает сконцентрировать внимание, создает зоны успеха, т.е. уверенности в своих силах при рассказывании.

Цель и задачи.

Цель: выявить эффективность  использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования; ознакомиться с инновационными методиками.

2. Применить полученные знания на практике:

3. При помощи диагностики речевого развития детей в конце года выявить эффективность применяемых методов.

После изучения научно – методической литературы по данной теме я подготовила наглядный материал (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы) и распределила их по лексическим темам. Обсудила данный проект с родителями (Приложение 1) и начала применять данный материал в работе.

Мнемотехника эффективна в любых видах речевого развития детей.

1. При разучивании стихотворений.

На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

2. Пополнение словарного запаса детей.

* Установление родовидовых отношений (Обобщающее слово, что лишнее);

* Установление ассоциативных связей (Что – к чему);

* Объединение слов по принципу смысловой близости и отдаленности;

(Скажи наоборот, Скажи по-другому)

* Модели: Он – она – оно;

* Модели: Кто – что?

* Сенсорно-графические модели (Расскажи о предмете).

3. Развитие грамматического строя речи.

* Модели: Какой – какая – какое?

* Модели: 1 – 2 – много.

* Образование относительных прилагательных (Из чего это сделано);

* Образование притяжательных прилагательных («Чей – чья – чье);

* Модель «Словесное дерево»;

* Полянка родственных слов.

3. Отгадывание и придумывание загадок.

* Модель для составления загадок.

4. Пересказ художественной литературы.

При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

5. Обучение правильному построению предложений.

Модель построения предложений.

6. Обучение составлению рассказов.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- структуру рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Задание придумать предложение, рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

 Работу на занятиях по мнемотаблицам я строю в три этапа.

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: осуществление пересказа сказки или рассказа по заданной теме.

Правила и требования мнемотехники:

В развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты

Первым этапом обучения для дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.

Художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка. Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе.

Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и родителей дома.

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники «Путешествие в мир игрушек»

Цель: формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу.

Задачи:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; речевое развитие

Демонстрационный материал: мнемосхемы по стихотворению, изображения сказочных персонажей.

Предварительная работа:  чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме.

Используемые методы и приемы: рассматривание, беседа, художественное слово; сюрпризные моменты, физминутка, подведение итогов.

Предварительная работа: Чтение и вспоминание стихов про игрушки, дидактические игры; рассматривание иллюстраций в книгах.

Ход занятия: 

Воспитатель: Ребята, давайте мы друг другу улыбнемся и с хорошим настроением начнем наше путешествие на ковре самолете. Будут у нас остановки, а что дальше, увидите сами. Итак в путь.
Скорее торопитесь на места свои садитесь, время приближается, ковер наш отправляется.
- Вот и первая остановка. Мы с вами оказались на полянке у сказочного домика (с детьми подходим к домику)

Воспитатель: Интересно, кто здесь «живёт»? Отгадайте загадку:

Дикий зверь, малину ест,
У него — берлога есть.
Крепок зимний его сон...
Догадались, кто же он?

Правильно мишка (ставим мишку на стол). Посмотрите, какой он? Большой или маленький? Что ест медведь, где живет? 

Воспитатель:  Давайте вместе вспомним стихотворение про мишку  (показываем картинку с изображением мишки, проговариваем хором):
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Воспитатель: Ребята, жалко вам мишку?
Дети: Да.

Воспитатель: А как же мы с вами можем помочь ему? 

Дети: высказывают свои мнения.

Воспитатель: Сейчас мы ему поможем, привяжем лапку ленточкой.
Желающим предлагаю помочь  завязать лапку медведю. Посмотрите ребята, Мишка стал весёлый, а был какой…?

Ответы детей.
 Физминутка

Мишка косолапый
По лесу идет (Руки в стороны, наклоны вправо-влево)
Шишки собирает (Наклоны вперед)
И в карман кладет. (Руки на пояс)
Вдруг упала шишка (Руки вверх, потрясти над головой)
Прямо мишке в лоб. (Обе руки на лоб)
Мишка рассердился (Помахать кулачками)
И ногами топ-топ. (Топаем ногами)

-Немного отдохнули, нам пора в путь, полетели дальше. Следующая остановка волшебная грядка с морковкой (с детьми подходим ко второму столу) Как вы думаете, кто любит сбирать морковку с этой грядки? Давайте послушаем следующую загадку:

Он всего всегда боится,
Волк от страха ему снится,
И лисица, и медведь...
Все хотят беднягу съесть.
Он прыгучий, словно мячик.
Кто же это? Это...

Правильно это зайка. Посмотрите, какой он? Какие ушки у зайчика? А хвостик?  А лапки? Как он скачет?

Что за беда с ним  приключилась?

Давайте вспомним стихотворение про зайку. (Показываю иллюстрацию к стиху)

Зайку бросила хозяйка

Под дождём остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

-Хорошо ли поступила хозяйка с зайкой? Можно ли свои игрушки забывать? А вы так поступаете!

-Посмотрите, детвора, зайка мокрый, вот беда!

Нужно зайке нам помочь, только как?

Ответы детей.

-Зайка очень уж доволен. Помогли ему друзья, могу прыгать теперь я. (вытерли его полотенцем и поставили его греться на солнышко.)

- А почему промок зайка? (был дождь, а зонта не было). Давайте научим зайку прятаться от дождика.

Воспитатель: Ну, что полетели дальше? Остановка.

Ребята, посмотрите, здесь волшебный конверт и в нем есть стихотворение, а чтобы его прочитать нам надо расшифровать загадочные карточки .

Просмотр мнемотаблицы к стихотворению.

Воспитатель: 

– А сейчас я прочту стихотворение А.Барто «Лошадка» и мы разучим его.

(чтение стихотворения) 

Воспитатель: – Дети внимательно послушайте ещё раз стихотворение, как я выразительно буду читать, постарайтесь его запомнить. Посмотрите на иллюстрацию к этому стихотворению.

(чтение стихотворения)

Воспитатель: – А теперь еще раз послушаем это стихотворение и будем его разучивать, опираясь на схему в картинках, давайте рассмотрим схему.

(заучивание стихотворения по опорной схеме (по мнемотаблице)

Воспитатель: - А сейчас ребята предлагаю вам рассмотреть схемы к стихам «Мишка», «Зайка»

- Давайте вместе попробуем прочитать с помощью иллюстраций стих про мишку и зайку

Дети: стараются произнести стих по картинкам

 (индивидуальный опрос)

Наше путешествие подошло к концу. И нам пора возвращаться в д\сад. Давайте попрощаемся с игрушками.

Ребята, за ваши старания, за то, что вы у меня сегодня хорошо занимались, разгадывали загадки, вспомнили стихотворения А.Барто, знаете, что такое хорошо и что такое плохо, любимые игрушки вам сюрприз (достаю коробку из домика). Откроем коробочку? (достаю угощение)

Давайте ещё раз вспомним, кто из героев попал в беду, кому мы смогли помочь?

А вы любите игрушки? Бережно к ним относитесь? На этом занятие закончилось. Попрощаемся с нашими гостями.

Приложение 1

<Object: word/embeddings/oleObject1.bin><Object: word/embeddings/oleObject2.bin><Object: word/embeddings/oleObject3.bin><Object: word/embeddings/oleObject4.bin>

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области