ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ курса внеурочной деятельности
Личностными результатами является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-ем классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру:
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру:
Тематическое планирование
17 |
Тема ( раздел) | Количество часов |
17 |
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса | Формы организации занятий | Основные виды деятельности учащихся | |
Раздел 1: «Человек и природа» 17 Человек и его строение | Практическая работа | Характеристика основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела. Характеристика правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено). Измерять температуру тела, вес и рост человека. Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений. | |
Происхождение человека | Лекция | Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением. Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека. | |
Рукотворная природа | Работа в группах | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Перечислять основные отрасли сельского хозяйства. Характеризовать способы повышения продукции в растениеводстве и животноводстве. Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды. Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха (Н). Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха. Характеризовать свойства воздуха. Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород. Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. | |
Раздел 2 : «Человек и человечество» 17 | |||
Человек и его внутренний мир | Работа с информацией | Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, улице, школе, городе/селе, о своей стране.). Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) . Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о качествах внутреннего мира человека. | |
Человек и общество | Моделирование | Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, друзьях, улице, школе, городе/селе, о своей стране. Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу ; предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций. Практическая работа Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт. Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации. | |
Картина всемирной истории человечества | Лекция | Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий ; а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры. Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени ; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях. Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам. | |
Человек и многоликое человечество | Практическая работа | Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом. Практическая работа находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) . Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе. | |
Человек и единое человечество | Работа с информацией | профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятия). Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения. Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных богатствах человечества. Принять посильное участие в их охране. Практическая работа Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт. Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации. Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях. Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) . Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе. | |
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Примечание | |||||
Дата | ||||||||
Раздел 1. Человек и природа | 17ч | |||||||
Человек и его строение | 8 ч | |||||||
Как устроен организм человека. Кожа- «пограничник» организма. | 1 ч | |||||||
Как человек двигается. | 1ч | |||||||
Путешествие бутерброда. Как удаляются ненужные вещества. | 1ч | |||||||
Для чего и как мы дышим. | 1 ч | |||||||
Волшебная восьмерка. Что такое кровь. | 1 ч | |||||||
Почему наш организм работает слажено | 1 ч | |||||||
Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств. | 1 ч | |||||||
Родители и дети. Отчего мы иногда болеем. | 1 ч | |||||||
Происхождение человека | 2 ч | |||||||
Предки человека – древесные жители. | 1 ч | |||||||
На заре человечества. Человек и его разум. | 1 ч | |||||||
Рукотворная природа | 7 ч | |||||||
Рукотворная жизнь. На службе у человека. | 1 ч | |||||||
Покорение силы. | 1 ч | |||||||
Как человек использует свойства воды. | 1 ч | |||||||
Как человек использует свойства воздуха. | 1 ч | |||||||
Горные породы и минералы. Металлы. | 1 ч | |||||||
Приручение огня. | 1 ч | |||||||
Как нам жить | 1 ч | |||||||
Раздел 2. Человек и человечество | 17 ч | |||||||
Человек и его внутренний мир | 3 ч | |||||||
Кого можно назвать человеком. Посмотри в свое «зеркало». | 1 ч | |||||||
Как понять, что творится у друга на душе. | 1 ч | |||||||
Как узнать человека. | 1 ч | |||||||
Человек и общество | 3 ч | |||||||
Что такое общество. Как жить в мире людей. | 1 ч | |||||||
Моё общество. Права человека в обществе. | 1 ч | |||||||
Повторение изученного . | 1 ч | |||||||
Человек и история человечества | 5 ч | |||||||
Первобытный мир- первые шаги человечества. | 1 ч | |||||||
Древний мир – рождение первых цивилизаций. | 1 ч | |||||||
Эпоха Средних веков: между древностью и Новым временем. | 1 ч | |||||||
Новое время: торжество Европы. | 1 ч | |||||||
Новейшее время: трудный шаг к единому человечеству. | 1 ч | |||||||
Человек и многоликое человечество | 2 ч | |||||||
Короли, президенты и граждане. | 1 ч | |||||||
Расы и народы Земли. Кто во что верит. . | 1 ч | |||||||
Человек и единое человечество | 4 ч | |||||||
Мировое хозяйство. Мировое сообщество государств. | 1 ч | |||||||
Что человечество ценит больше всего. | 1 ч | |||||||
Как нам жить | 1 ч | |||||||
Обобщающее занятие по всем изученным разделам. | 1 ч |