Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Роль опорных конспектов и схем на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС.

Цель - совершенствование умения работы обучающихся с текстом учебника с использованием опорных схем и конспектов Задачи 1. определить ценность технологии опорных схем и конспектов на уроках истории и обществознания 2. определить технологию опорных схем, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, целостного осмысления учебного материала

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Роль опорных конспектов и схем

на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС

Обновление ФГОС нацелено на добавление в них базового предметного содержания, того необходимого минимума, который обязан знать каждый учащийся по каждому предмету. Идет большая работа по созданию единого образовательного пространства, работа над которым затрагивает: стандарты, учебники и экспертизы учебников.

Жизнь не стоит на месте, она требует идти в ногу со временем, а иногда и бежать впереди учеников.

Бывают такие моменты, когда учителя говорят: «Дети нас не понимают». Мы видим, что иногда прописные истины не находят места в сознании современных детей и огорчаемся, возмущаемся и порой не знаем, как поступить. Содержание ФГОС дает на многие вопросы хорошие ответы.

Например, формирование УУД. Стандарты требуют этих умений от детей, а значит и мы должны многое уметь, чтобы научить этому детей. Мне нравится то, что работающие в одном классе учителя идут в идеале по одной дороге, которая называется «Формирование УУД». Только тогда можно получить результат.

Смотрим познавательные УУД: «умение перерабатывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее удобную форму, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы», «уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде», «группировать различные объекты, явления, факты». Регулятивные: «соотносить результат своей деятельности с образцом, предложенным учителем». Работа на уроке и дома с опорными конспектами, таблицами, схемами, на мой взгляд, полностью соответствует формированию познавательных и регулятивных УУД.

Одна из бесспорных задач усвоения истории – усвоение фактического материала; без этого нельзя говорить ни о формировании навыков анализа документов, ни об умении объяснять события и явления, видеть их взаимосвязь.

Как научить детей запоминать и воспроизводить исторические факты?

Перспективна идея опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и символов с кратким выводом (методика ученого педагога, народного учителя СССР, преподавателя математики Шаталова В.Ф.), что я довольно часто использую на уроках. Излагая новый материал, предлагаю готовый опорный конспект (схему), в котором сжато отражены основные факты, намечена их логическая взаимосвязь, последовательность событий, затем предлагаю самостоятельно выполнить такой вид работы по следующему вопросу по образцу.

Конечно, будет неуместным использовать опорные конспекты, таблицы, схемы при изучении всех без исключения тем.

Эффективность таких приемов значительна, потому что они:

1. Помогают школьникам составить более чёткое представление об основных составляющих исторических процессах, о наиболее характерных чертах событий, явлений. Порой ученик, от которого редко можно получить вразумительный ответ, вполне удовлетворительно рассказывает о событиях, глядя на схему.

2. Процесс составления опорного конспекта (на доске и в тетради) способствует концентрации внимания школьников, даже не слишком усердные ученики старательно выполняют задание, следят за объяснением материала.

3. Работа с конспектами (и любыми иными схемами) способствует развитию логического мышления, облегчает понимание причинно-следственных связей.

4. Благодаря опорным конспектам облегчается контроль знаний. При этом опрос по конспекту может проводить и учитель, и – по его поручению – ученик-консультант. Кроме того, работая в парах, ученики в состоянии оценить, в какой степени они сами и их товарищи усвоили минимум материала.

5. Конечно, работа с опорными конспектами не решает всех проблем исторического образования. Есть у этой методики и недостатки. На составление конспектов и их воспроизведение тратится немало времени. Но эти затраты оправдывают себя, потому что сегодня мы работаем с целью научить ребенка учиться, если образно выразиться, то научить ловить рыбу, а не накормить голодного. Доказано, «что учащиеся удерживают в памяти 95% от того, чему они обучаются сами».

Полезными оказываются и упрощённые карты-схемы. Они уместны, например, при изучении монголо-татарских завоеваний, внешней политики Ивана Грозного и других подобных событий. Эти схемы представляют собой совокупность опорных сигналов (важно хотя бы приблизительно соблюдать масштаб и правильно ориентировать линии, знаки).

В опорный конспект закладывается яркий образ, главная мысль раздела или темы, а условные знаки наполняют основу конкретным содержанием. Опыт работы с опорными конспектами показывает, что условные обозначения запоминаются легко, если они придуманы детьми. Постепенное составление опор (графическое конспектирование) способствует формированию умения самостоятельно работать с источниками знаний, развитию памяти, логического мышления, учёту индивидуальных особенностей детей.

Опорные конспекты изображаются при помощи опорных сигналов – особого языка, разработанного совместно с учениками. Придумываем: король, царь – корона, сражение – скрещенные мечи, шпаги, сельское хозяйство с/х., название страны одна заглавная буква, например, Р-Россия, А-Англия, Т-Турция, кто нападает, от того идет стрелочка и т.д. Предлагаю ребятам самим придумать обозначения, например, поражение и победа, если это военные действия. Дети с удовольствием выполняют задание, рисуют грустные и веселые смайлики. Опорные сигналы могут быть различными, но общим для них остаются требования – простота и образность, что способствует более лёгкому запоминанию темы.

Составление опор, как правило, доступно всем учащимся и это повышает мотивацию при организации коллективных и групповых форм работы. Использую составление опорных конспектов и схем в малых группах (4-6 учащихся) – это один из эффективных и интересных путей взаимообучения и взаимопроверки. Большие возможности открываются в работе с контурной картой, в печатной рабочей тетради.

Использую разные подходы к содержанию, разные темпы речи при объяснении. Такая организация урока позволяет включить различные каналы восприятия (аудиальный, визуальный, моторный).

Методика проведения уроков иногда основана на самоуправлении учеников класса. Один ученик проводит урок, другой является его дублером, третий комментатором.

Вот несколько элементов такого урока:

4. Письменный опрос — воспроизведение по памяти конспекта с опорными сигналами из домашнего задания.

Объяснение нового материала может проходить как с самого начала по учебнику коллективно, так и по заготовленному заранее на доске или на карточке конспекту.

Показываю, как разделить текст на смысловые части и озаглавить их. Получается краткий план. Дальше работаем вместе и заканчиваем самостоятельно. Конечно, подхожу к тем, кто затрудняется, такие дети, могут рассчитывать на помощь своих одноклассников.

Многолетний опыт преподавания с использованием опорных конспектов, схем, таблиц показывает, что этот вид обучения имеет большие преимущества: значительно повышает уровень понимания учащимися основных вопросов учебного содержания, сложного материала. Они свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание.

учитель истории и обществознания

МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

Мандрик Л.С.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области