Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Новые вызовы и реализация творческого потенциала педагога школы искусств в условиях дистанционной работы"

поиск новых форм и методов обучения игры на музыкальном инструменте, изменить свое отношение к современным техническим средствам

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МБУДО «Детская школа искусств № 13»

Методический доклад на тему: «Новые вызовы и реализация творческого потенциала педагога школы искусств в условиях дистанционной работы»

Выполнил: преподаватель

Погорелая Лилия Михайловна

Г. Новосибирск

Введение.

В начале 21 века, мы радовались возможности внедрения в учебный
процесс новых компьютерных технологий. Однако, все эти электронные
библиотеки, презентации, обучающие компьютерные игры и т.п. были
вспомогательными средствами, облегчающими обучение или придающее ему
игровые формы.
Думали ли мы, что однажды эти инструменты станут для преподавателя
основными в его работе, что исчезнет возможность непосредственного
живого контакта с учеником. И вот это время наступило. Хочется надеяться,
что оно будет непродолжительным.
Еще в далеком 2006 году, участвуя в Международной научно-практической
конференции «Музыкальный компьютер – новый инструмент музыканта» в
Санкт Петербурге по проблемам внедрения информационных технологий в
деятельность музыканта и педагога, я соглашался с мнением коллег о том,
что преподаватели музыки с классическим консерваторским образованием
являются самой консервативной частью аудитории. Действительно, нам
сложно принять электронное звучание цифрового рояля, непривычный ответ
клавиш на прикосновение пальцев музыканта и т.д.
Но сейчас наступило время, которое поставило музыкантов и их учащихся
в жесткие рамки самоизоляции. При этом надо отметить «взрывной
характер» момента, который заставил в экстремальном режиме внедрять
информационные технологии в свою жизнь и работу. Не для кого, не секрет
что преподавательский состав музыкальных школ и школ искусств на добрые
70% составляют люди зрелого, чаще пенсионного возраста. Для них
ситуация стала стрессовой в полной мере.

Но, поскольку мы вынуждены жить и работать в данных условиях, мы
должны менять свое отношение к современным техническим средствам и
искать новые формы и методы обучения игре на музыкальном инструменте.
Потому что, как пишет доктор биологических и филологических наук,
Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки,
профессор СПбГУ Т. Черниговская: «Нам очень важно воспитывать людей,
не боящихся постоянных перемен».

Проблемы и вызовы.
Весьма серьезные проблемы и вопросы встали как перед
преподавателями, так и перед родителями учащихся. Назовем лишь
некоторые:
Наличие качественного скоростного интернет соединения в доме или
квартире;
Наличие нескольких современных качественных гаджетов и устройств
(ноутбуков, компьютеров, смартфонов, наушников, микрофонов,
аудиосистем и т.д.) в случае многодетной семьи;
Наличие элементарных условий в жилищах для занятий нескольких
детей со своим расписанием;
Для учеников и родителей – необходимость исполнять, записывать
видео или аудио домашних заданий и отправлять на проверку;
Для преподавателей – необходимость фиксировать, накапливать и
хранить видеозаписи фрагментов уроков, создание фонограмм,
своеобразных минусовок для детей, ведение отчетности о своей работе
в условиях дистанционного обучения.
Работая в администрации школы в качестве заместителя директора по
учебной работе помимо преподавательской деятельности, могу перечислить
еще несколько задач. Пришлось экстренно адаптировать под условия борьбы
с распространением инфекции всю документацию школы: Положение о дистанционном обучении, бланки расписаний, отчетов, заявлений,
урегулирование договорных отношений с родителями и т.д.
В сети интернет достаточно оперативно появились всевозможные
рекомендации и даже «указания» по организации работы. В них, безусловно,
присутствовало много рационального и полезного, но зачастую авторы
ориентировались на некие идеальные условия Москвы или другого
мегаполиса. В реальности огромные различия в условиях жизни и работы
преподавателей в регионах требовали внесения корректив.
При этом я не говорю о глубинке России. Даже в условиях достаточно
крупного города - Ростова на Дону в моем классе из 7 учащихся условия для
образования отличались существенно.

Приобретение новых компетенций и навыков
Теперь о плюсах, новых знаниях и умениях, которые были приобретены в
процессе адаптации к работе по интернету.
1) Мы не стали категорично настаивать на одном варианте общения и
предложили различные способы коммуникации. Живое общение
проходило при помощи платформ WathApp, Viber, Zoom, Скайп. У
каждой из этих платформ были свои плюсы и минусы. Например,
WathApp давал более стабильное соединение, но пользоваться им
приходилось только через смартфон. Viber позволял соединяться
посредством ноутбука, но соединение нарушалось, звук не совпадал с
видеорядом и т.д. Zoom давал возможность создания видеоконференций
на несколько участников, что особенно ценно для коллективов, или
групповых занятий по теоретическим предметам. Но создание
конференции занимало время и требовало регистрации участников через
электронную почту и предоставления доступа к конференции при
помощи кода или специальной ссылки.

2) По замечаниям руководителей хора сложности возникали с
воспроизведением длящегося звука пения. Как правило, интернет доносит
начало, атаку звука и затем протяженные звуки гаснут. Отсюда возникали
специальные требования к микрофонам, позволяющим исправить эти
недостатки, а родители не были готовы нести дополнительные затраты на
приобретение дорогостоящего оборудования.

3) В условиях реального урока в классе аккордеона мы работаем над
фрагментами, вычленяем мотивы, фразы, играем с учеником по очереди
правой или левой рукой, варьируем темпы, штрихи, динамику. В режиме
он-лайн понадобилось искать варианты помощи ребенку. Понадобилось
писать некие фонограммы, под которые впоследствии ученик мог
исполнять свою партию. Например, я записывал партию левой руки в
нескольких темповых градациях, предварительно задавая темп перед
началом игры, чтобы ученик ориентировался в будущих условиях
исполнения. Также писал и своеобразный «плюс», то есть весь текст,
правой и левой рукой. Также в разных темпах. Ученик дома
воспроизводил фонограмму на телефоне, играл под неё свою партию. Так
проходил репетиционный процесс, а впоследствии производилась запись
этого процесса, что и являлось выполнением домашнего задания.

4) В качестве положительного момента, который будет применяться и в
дальнейшем в нормальных условиях работы – это возможность не
допускать пропуски занятий, или компенсировать реальные уроки
виртуальными. Иногда причиной непосещения урока могли быть не
только болезнь, но и невозможность привезти ребенка в школу ввиду
занятости родителей, семейного положения или погодных условий.
Теперь же, как говорил выдающийся комментатор Н. Озеров: «Матч
состоится при любой погоде».


5) Многие педагоги отмечают заметную активизацию слуха и значительный
прогресс в развитии способных учащихся. Известен тезис о том, что
компьютер с его возможностью исправить ошибку безболезненно,
снимает некий барьер страха ребенка перед неудачным выполнением
задачи. Исчезает страх сиюминутной игры перед учителем, ребенок
осознает, что может исправить, исполнить несколько раз и прислать на
оценку лучший вариант.

Специфика работы в классе с исполнителем и концертмейстером.
Оставляя за скобками все трудности, связанные с технической стороной
процесса обучения, остановимся на проблемах, связанных с реализацией его
содержания, а именно на тех моментах, с которыми столкнулся
преподаватель игры на музыкальном инструменте домра. Возможно, кому-то
пригодится приобретенный опыт дистанционного обучения.
Начнем с некоторых моментов, касающихся организации рабочего
пространства. Во-первых: рабочее место должно быть хорошо освещено. Для
этого источник света должен находиться перед учащимся. Для
осуществления сеансов видеосвязи наиболее удобными оказались мобильные
устройства и ноутбуки. Однако, все оказалось не так просто. Ведь во время
урока камера неподвижна, а контроль за посадкой и функционированием
игрового аппарата учащегося должен осуществляться со всех точек
пространства.
Как известно: от того, как налажена работа игрового аппарата, зависит
качество звука, и любое упущение со стороны преподавателя в этом вопросе
будет иметь отрицательные последствия для исполнителя. Поэтому,
необходимо найти максимально эффективную точку съёмки. По-моему
мнению, следует размещать устройство прямо напротив инструмента,
установив экран перпендикулярно полу, чтобы на экране видны были руки
исполнителя и инструмент. Другое положение камеры не дает правильного
обзора.

Лучшим приспособлением для хорошей установки камеры является пульт.
Но далеко не каждый ученик имеет его дома. Во время игры по нотам встал
вопрос: где расположить ноты. Если расположить их перед камерой, то они
заслонят учащегося. Пульт оказался и здесь лучшим решением, т.к.
позволяет установить мобильное устройство поверх нот.

Дистанционное обучение обнаружило одно существенное упущение.
Оказалось, что в обычных условиях недостаточно времени уделялось
обучению настройке инструмента. Часто в целях экономии времени или из-за
ложного недоверия преподаватель сам настраивает ученику инструмент. А в
период пандемии пришлось эти навыки восстанавливать. Учащиеся
проявили себя вполне самостоятельными, и быстро овладели этим умением
каждый в силу своих данных. Вторую струну настраивали под тюнер, а с
первой и третьей струнами выстраивали унисоны.
Современные мобильные устройства могут служить не только
справочником по теории и истории музыки, но быть метрономом и тюнером
для настройки, Задача педагога - правильно сориентировать учащегося в
этом море информации, подсказать нужные сайты. Для организации
самостоятельных занятий, учащиеся установили на свои компьютеры или
мобильные телефоны тюнеры для настройки инструмента и метрономы для
метрической организации своей игры.
Другой круг проблем, возникших в дистанционном режиме, связан с
организацией самого учебного процесса. Сложнее всего было наладить
работу с начинающими. Если учащиеся средних и старших классов уже
были знакомы с основами нотной грамоты, музыкальной терминологией,
более или менее владели разными видами техники, способами работы над
произведениями, то первоклассников - самоизоляция застала в начале этапа
формирования постановки игрового аппарата и постижения нотной грамоты.
Поэтому приходилось придумывать способы передачи информации,
используя понятный детям язык.

Времени на подготовку дидактического материала не было, настаивать на
изучении теории, которую и в обычное время легкой не назовешь, с
младшими учащимися не имело смысла. Наилучшим методом обучения -
стал показ. После краткого теоретического анализа и разбора пьесы по нотам,
учащийся получал видео с моим исполнением его пьес.
Трудности начального этапа разбора произведений, связанные с метроритмической организацией помог преодолеть метроном. В обычных
условиях мы практикуем игру под метроном в основном для упражнений и
гамм, т.к. на уроке всегда можем помочь исправить ритмические ошибки. Но
при дистанционном обучении воздействовать на ритмическое чувство
ученика сложно, поэтому возрастает значение работы с метрономом. Задача
педагога найти для каждого учащегося удобный темп. Сначала учащийся
должен проговаривать нотный текст под метроном, затем исполнять под
метроном свою партию.

Отдельного внимания заслуживает специфика работы концертмейстера в
данных условиях. Преподаватель просил концертмейстера записать партию
фортепиано. Учащийся получал аудио запись аккомпанемента –
своеобразный «минус». Концертмейстер записывал несколько вариантов
аккомпанемента, в темпах, рекомендованных преподавателем для каждого
ученика и на различных этапах работы. Эти же темпы предлагались
учащемуся для игры под метроном. Таким образом, учащийся был готов к
ним.
В отдельных случаях мы прибегали к возможностям компьютерных
программ - нотных редакторов. Создавалась партитура произведения с
использованием тембров оркестровых инструментов. Уже из партитуры
создавался МИДИ файл и отправлялся учащимся. Такой вариант работы
пришелся по вкусу ученикам и стал дополнительным фактором мотивации в
работе.

Заключение

Педагогика рассматривает музыкально-компьютерные технологии как
важную часть музыкального воспитания, которую необходимо включить в
процесс обучения с целью воспитания разносторонних специалистов.
Музыкознание же рассматривает их как с надеждой, так и с тревогой: с
одной стороны, как обновление средств музыкальной выразительности, с
другой — как своего рода вырождение музыкальной эстетики и опыта,
накопленного за последние несколько веков. Но, несмотря на порой
совершенно противоположные взгляды, следует отметить, что музыкально-компьютерные технологии — это данность. Именно от того, как и в каком
виде они займут свое место в системе знаний ближайших поколений
педагогов, музыкантов и звукорежиссеров, зависит преемственность
культурного наследия, науки и педагогических традиций.
Третий фактор касается вопросов воспитания, как в учащемся, так и в
преподавателе механизмов самосовершенствования. Темпы
развития компьютерной техники и программного обеспечения заставляют
осваивать все новые версии музыкальных редакторов, модифицировать и
усовершенствовать аппаратную поддержку технологического процесса
создания музыкальных файлов.
На наш взгляд, так называемая, «дистанционка» преподала нам некоторые
уроки, выявив слабые места в учебном процессе, заставила пересмотреть
подход в решении некоторых вопросов. Однако, для музыкального обучения
детей такой способ годится лишь отчасти. Ведь музыка искусство
эмоциональное и овладеть им дистанционно все равно, что нюхать цветы на
экране телевизора.
Однако любой кризис следует рассматривать и как время возможностей для
проявления творчества в новых формах и методиках работы.

Список литературы.

1. Белов Г. Горбунова И. Горельченко А. «Музыкальный компьютер (новый
инструмент музыканта)». Учебное пособие. – СПб., СМИО Пресс,2006.
2. Белунцов В. Музыкальные возможности компьютера. Справочник. –
СПб., Издательство Питер, 2000.
3. Будилов В. Работаем с FINALE 2001.- СПб., Наука и техника, 2001.
4. Горбунова И. Горельченко. Музыкальный компьютер в детской
музыкальной школе (учебное пособие) СПб., Издательство РГПУ
им. А. И. Герцена 2003
5. Лифановский Б. Интернет для музыканта М., Издательство Классика-XXI
2006
6. Маханек Н. Б. Музыкально-компьютерные технологии в основном и
дополнительном образовании. В сборнике статей преподавателей
Самарского лицея информационных технологий. Издательство СамЛИТ.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области