Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Функциональная грамотность.Роль сообщества учителей в формировании функциональной грамотности педагогов как условие успешности обучающихся.

Современное образование бросает вызов педагогам.Функциональная грамотность необходима педагогам как условие развития функциональной грамотности обучающихся. Профессиональные сообщества могут мотивировать педагогов к непрерывному образованию.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Функциональная грамотность. Роль сообщества учителей в формировании функциональной грамотности педагогов.

Уджуху Мира Хаджебиевна.

Учитель английского языка МАОУ СОШ 11 Г.Краснодара.

Краснодар 2023

Одной из важнейших задач международной организации ЮНЕСКО является распространение грамотности по всему миру. Но встает вопрос: кого считать грамотным? Существуют разные определения грамотности. Грамотность может быть элементарной и функциональной. Если несколько десятков лет назад грамотным считался человек, который умел читать и писать, мог понимать прочитанное и написанное, то сейчас грамотность не только умение читать и писать, а основа для овладения социальной, гражданской, экономической ролью человека.

По определению ЮНЕСКО функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех тех видах деятельности, где грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общества и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общества. Такое определение было принято ЮНЕСКО (1978 год) и действует до сих пор.

От определения из российского ФГОС эта формулировка отличается.

Сейчас функциональная грамотность упоминается во ФГОС основного общего образования. Там она понимается как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Объяснить это можно тем, что изначально ФГ понимали как очень относительное качество. С годами набор ключевых качеств необходимых человеку для жизни меняется, к тому же, вполне грамотному человеку в разных обществах и разных странах не будет хватать тех же базовых навыков. Поэтому логично, что определение функциональной грамотности меняется. Распространенное в России понимание ФГ основано на работах психолога и лингвиста Алексея Леонтьева. ФГ в определении Алексея Леонтьева представлено в 2003 году в сборнике об образовательной системе «Школа 2100» и звучит так: « Функционально грамотная личность- это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапозона жизненных задач в различных сферах человеческого деятельности, общения и социальных отношений»

В российском образовании о функциональной грамотности стали говорить в связи с участием 15 летних школьников в исследовании PISA.Ранее планировалось, что к 2030 году Россия войдет в десятку лучших по качеству школьного образования стран по результатам международных измерений и хотя с 2022 года Россия не участвует в тестировании PISA ,тем не менее проводит собственное исследование и оценивание по критериям в соответствии с методологией моделей международных исследований. Цель этого проекта обеспечение конкурентоспособности российского образования.

В настоящее время одним из приоритетных направлений в образовании является формирование функциональной грамотности обучающихся. В современном мире нужен человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным значимым достижениям. Все эти качества формируются в школе, однако не включены ни в одну школьную программу. Формирование функциональной грамотности в школе не носит системный характер.

Также очевидно, что учитель и сам нуждается в развитии своей функциональной грамотности как непременной составляющей компетенции современного педагога. Как помочь учителю в этом?

Одним из механизмов повышения профессионального уровня педагогов является методическое объединение, которое содействует повышению профессионального мастерства и саморазвития через распространение ценного педагогического опыта.

Взаимодействие учителей в рамках методического объединения позволяет организовать поиск решения выявленных проблем и способствует возникновению идей для его развития в целом или по отдельным направлениям. Методическое объединение учителей может организовать тематические заседания, совместные практические занятия по обмену педагогическим опытом в рамках заседания МО. Знакомство с большим количеством практического опыта коллег, представляет ценность для учителя, цель которого разобраться в проблемах формирования функциональной грамотности.

Использовать деятельность проекта с педагогическими работниками через выявление, теоретическое обоснование и экспериментальную проверку реализации педагогических условий формирования функциональной грамотности.

. В рамках МО можно организовать транслирование опыта работы по формированию функциональной грамотности, принимать участие в семинарах и конференциях разных уровней.

В силах МО организовать тестирование для педагогов по формированию ФГ младших школьников с целью выявления у них дефицитов при работе над формированием ФГ.

Выявить профессиональные дефециты педагогов в области формирования ФГ обучающихся и организовать работу по их преодолению. Для устранения профессиональных затруднений и активизации взаимодействия по решению профессиональных задач в помощь учителю придет методическое сопровождение, где основными принципами являются связь теории и практики, индивидуализация, принцип доверия и коммуникативного партнерства и сотрудничества, командной работы.

МО поможет обеспечить внедрение в практику эффективных технологий формирования функциональной грамотности обучающихся.

Важным моментом в работе МО является мотивация учителей, желание принимать активное участие во всех мероприятиях. Коллективная разработка методических материалов для формирования ФГ обучающихся, предъявление опыта использования освоенных средств и способов формирования и развития ФГ, поможет сплотить педагогический коллектив, настроить на плодотворное сотрудничество и поможет сформировать позитивное отношение педагогов к идее непрерывного образования.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области