Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект занятия «Башкирский костюм»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

Конспект занятия

«Башкирский костюм»

Возраст детей: 10-11 лет

Разработала: Савинова Лариса Александровна, педагог дополнительного образования

2019

Место проведения: МАОУ «СОШ №2», кабинет №19.

Время проведения: 14.00-14.45 ч.

Дата проведения: 09.04.2019 г.

Оборудование: наглядные пособия, мультимедиапроектор, видеопрезетация, компьютер.

II. Тема учебного занятия: «Башкирский национальный костюм»

III. Место в учебном курсе: модуль «Изготовление и отделка костюмов коренных народов нашего края в виде наряда для куклы».

IV. Тип учебного занятия: изучение нового материала.

V. Цель учебного занятия и задачи

Цель: расширить знания о башкирском народном костюме.

Задачи:

образовательная: знакомить техникой кроя и пошива народного башкирского костюма»;

способствовать применению полученных знаний на практике.

развивающая: развивать творческие способности, образное мышление, воображение, внимание.

воспитательная: способствовать формированию художественного и эстетического вкуса.

VI. Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

VII. Форма занятия: учебно - практическое.

Ход занятия

I. Организационный момент. Педагог приветствует детей.

- Здравствуйте! Я приветствую вас и рада нашей сегодняшней встрече!

Психологический настрой на занятие.

Педагог заводит одну руку за спину и задаёт вопрос: «Сколько пальцев у меня на руке»? Дети отвечают: 2! 3! И т.д. Верный ответ – 5. Ведь количество пальцев на руке не изменилось из-за того, что поместила руку за спину.

II. Целеполагание и мотивация

Мы сегодня будем открывать исторические страницы книг нашего края и познакомимся с народными костюмами коренных жителей.

Давным-давно это было. Жили-были старик и старуха. Жили они очень хорошо. Не было тогда ни войн, ни горя. В реках водилось очень много рыбы, строили плотины бобры; в лесу бегали разные звери, в горах водились олени. Вскоре у старика со старухой родился сын – джигит. Очень любили они своего малыша, кормили рыбьим жиром, кутали в медвежью шкуру. Когда шкура стала мала, стал помогать егет своим родителям. Вскоре родителей не стало, и остался егет один. Долго ли, коротко ли, надоело егету жить одному, и пошёл он туда, куда глаза глядят. Долго он шёл дорогами длинными, и повстречалась ему на пути девушка- красавица. Понравились они друг другу, поженились и стали жить вместе. Родились у них дети. Дети выросли, и у них появились дети, а у этих детей ещё дети. Так и появился башкирский народ и Башкирия.

Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей родины Уфа.

Наша республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы. Танцы бывают разные: охотничьи, свадебные, военные. В танцах башкиры отражали свою жизнь, эмоциональное состояние. В танцах лечили даже болезни: простуду, радикулит; вызывали дождь. Танцы имеют свои названия: «Три угла», «Три пня», «Журавли», «Кукушка».

Дети, сегодня к нам утром пришла посылка, но я пока её не открывала. Откроем? (Да.) Что же это такое? Как вы думаете? (Одежда, костюм.) Да, это костюм. Но не просто костюм, а башкирский национальный костюм. Давайте рассмотрим его. Это женский костюм. Вот этот длинный кафтан в форме халата – называется кульмяк, он открыт от верха до низа, до ног. Под него надевается сшитая из полотна длинная рубашка с очень широкими рукавами. Если женщина находилась дома, то халат (кульмяк) она уже не одевала, а оставалась в одной рубашке.

Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками. Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукррэксэ) – прикрывала грудь.

И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн. У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия (кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор – кумьяулын – платок- покрывало.

А теперь рассмотрим мужской костюм. У мужчин было платье- летнее из белой шерсти. Под верхним халатом – дорогая серебряная убранная драгоценными камнями – бляха бархатного коврового пояса, на одном бедре - калта (кожаная плоская сумка), на другом бедре – натруска (сумочка для узкого ножа и для дроби). Мужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь – это башкирские сапоги – итэк (на твёрдой подошве с шерстяными чулками). Дома носили комнатные туфли – кэуэш.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Нарядим куклу» (с названием деталей одежды). (Игра проводится 3-4 раза.)

III. Закрепление изученного материала

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Нарядим куклу» (с названием деталей одежды). (Игра проводится 3-4 раза.)

4.Физминутка

Повторение правил охраны труда.

Практическая работа.

Выкраивание и пошив халата для куклы.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

По окончании выполнения работы проходит демонстрация готовых изделий. Затем идет самооценка, оценка учащихся, оценка педагога.

- Наше занятие подходит к концу, скажите:

Что нового сегодня вы узнали?

Нужны ли вам знания и умения, полученные на занятии?

Далее педагог высказывает собственное суждение об успешных достижениях на занятии.

- Благодарю всех за работу. До свидания!

МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Приветствует детей. Проверяет готовность рабочего места, учебное оборудование.

Приветствуют педагога. Готовятся к занятию. Проверяют необходимость материала для учебного занятия.

Целеполагание и мотивация

Рассказывает о башкирском народном костюме. Отмечает отличительные особенности костюма. Рассказывает и показывает составляющие национального костюма.

Подводит к определению темы занятия. Знакомит с целями и задачами.

Слушают новую информацию. Знакомятся с темой занятия, с целями, задачами занятия.

Первичное усвоение материала

Предлагает выбрать ткань и отделку по цветовой гамме.

Активно включаются в мыслительную деятельность, используя имеющиеся знания.

Закрепление изученного материала

Предлагает индивидуально выполнить работу.

Наблюдает за деятельностью детей, консультирует, оказывает необходимую помощь. Создает ситуацию успеха.

Выполняют работу индивидуально. Демонстрируют готовое изделие, обсуждают и защищают свои идеи. Дают комментарии к идеям. Анализируют свою деятельность и деятельность других учащихся.

Подведение итогов

Рефлексия

Мобилизует учащихся на анализ и оценку своей работы.

Высказывает собственное суждение об успешных достижениях на занятии.

Задает вопросы:

Нужны ли те знания и умения, полученные на этом занятии?

Где вы будете использовать полученные Знания и умения в дальнейшем?

Высказывают оценку собственной деятельности.

Отвечают на вопросы педагога

Литература

Интернет ресурсы:

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4238615

http://bashkiry.ucoz.ru/index/prodolzhenie/0-30

http://bashkir-kostum.narod.ru

http://ufa-gid.com/encyclopedia/ukrash.html

http://www.dissercat.com/content/tekhnologiya-proektirovaniya-natsionalnoi

http://festival.1september.ru/articles/602957/

http://pannus.ru/bashkirskaya-narodnaya-vyshivka.html

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области