Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
Конспект занятия
«Башкирский костюм»
Возраст детей: 10-11 лет
Разработала: Савинова Лариса Александровна, педагог дополнительного образования
2019
Место проведения: МАОУ «СОШ №2», кабинет №19.
Время проведения: 14.00-14.45 ч.
Дата проведения: 09.04.2019 г.
Оборудование: наглядные пособия, мультимедиапроектор, видеопрезетация, компьютер.
II. Тема учебного занятия: «Башкирский национальный костюм»
III. Место в учебном курсе: модуль «Изготовление и отделка костюмов коренных народов нашего края в виде наряда для куклы».
IV. Тип учебного занятия: изучение нового материала.
V. Цель учебного занятия и задачи
Цель: расширить знания о башкирском народном костюме.
Задачи:
образовательная: знакомить техникой кроя и пошива народного башкирского костюма»;
способствовать применению полученных знаний на практике.
развивающая: развивать творческие способности, образное мышление, воображение, внимание.
воспитательная: способствовать формированию художественного и эстетического вкуса.
VI. Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
VII. Форма занятия: учебно - практическое.
Ход занятия
I. Организационный момент. Педагог приветствует детей.
- Здравствуйте! Я приветствую вас и рада нашей сегодняшней встрече!
Психологический настрой на занятие.
Педагог заводит одну руку за спину и задаёт вопрос: «Сколько пальцев у меня на руке»? Дети отвечают: 2! 3! И т.д. Верный ответ – 5. Ведь количество пальцев на руке не изменилось из-за того, что поместила руку за спину.
II. Целеполагание и мотивация
Мы сегодня будем открывать исторические страницы книг нашего края и познакомимся с народными костюмами коренных жителей.
Давным-давно это было. Жили-были старик и старуха. Жили они очень хорошо. Не было тогда ни войн, ни горя. В реках водилось очень много рыбы, строили плотины бобры; в лесу бегали разные звери, в горах водились олени. Вскоре у старика со старухой родился сын – джигит. Очень любили они своего малыша, кормили рыбьим жиром, кутали в медвежью шкуру. Когда шкура стала мала, стал помогать егет своим родителям. Вскоре родителей не стало, и остался егет один. Долго ли, коротко ли, надоело егету жить одному, и пошёл он туда, куда глаза глядят. Долго он шёл дорогами длинными, и повстречалась ему на пути девушка- красавица. Понравились они друг другу, поженились и стали жить вместе. Родились у них дети. Дети выросли, и у них появились дети, а у этих детей ещё дети. Так и появился башкирский народ и Башкирия.
Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей родины Уфа.
Наша республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы. Танцы бывают разные: охотничьи, свадебные, военные. В танцах башкиры отражали свою жизнь, эмоциональное состояние. В танцах лечили даже болезни: простуду, радикулит; вызывали дождь. Танцы имеют свои названия: «Три угла», «Три пня», «Журавли», «Кукушка».
Дети, сегодня к нам утром пришла посылка, но я пока её не открывала. Откроем? (Да.) Что же это такое? Как вы думаете? (Одежда, костюм.) Да, это костюм. Но не просто костюм, а башкирский национальный костюм. Давайте рассмотрим его. Это женский костюм. Вот этот длинный кафтан в форме халата – называется кульмяк, он открыт от верха до низа, до ног. Под него надевается сшитая из полотна длинная рубашка с очень широкими рукавами. Если женщина находилась дома, то халат (кульмяк) она уже не одевала, а оставалась в одной рубашке.
Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками. Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукррэксэ) – прикрывала грудь.
И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн. У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия (кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор – кумьяулын – платок- покрывало.
А теперь рассмотрим мужской костюм. У мужчин было платье- летнее из белой шерсти. Под верхним халатом – дорогая серебряная убранная драгоценными камнями – бляха бархатного коврового пояса, на одном бедре - калта (кожаная плоская сумка), на другом бедре – натруска (сумочка для узкого ножа и для дроби). Мужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь – это башкирские сапоги – итэк (на твёрдой подошве с шерстяными чулками). Дома носили комнатные туфли – кэуэш.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Нарядим куклу» (с названием деталей одежды). (Игра проводится 3-4 раза.)
III. Закрепление изученного материала
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Нарядим куклу» (с названием деталей одежды). (Игра проводится 3-4 раза.)
4.Физминутка
Повторение правил охраны труда.
Практическая работа.
Выкраивание и пошив халата для куклы.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
По окончании выполнения работы проходит демонстрация готовых изделий. Затем идет самооценка, оценка учащихся, оценка педагога.
- Наше занятие подходит к концу, скажите:
Что нового сегодня вы узнали?
Нужны ли вам знания и умения, полученные на занятии?
Далее педагог высказывает собственное суждение об успешных достижениях на занятии.
- Благодарю всех за работу. До свидания!
МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | |
Организационный момент | Приветствует детей. Проверяет готовность рабочего места, учебное оборудование. | Приветствуют педагога. Готовятся к занятию. Проверяют необходимость материала для учебного занятия. |
Целеполагание и мотивация | Рассказывает о башкирском народном костюме. Отмечает отличительные особенности костюма. Рассказывает и показывает составляющие национального костюма. Подводит к определению темы занятия. Знакомит с целями и задачами. | Слушают новую информацию. Знакомятся с темой занятия, с целями, задачами занятия. |
Первичное усвоение материала | Предлагает выбрать ткань и отделку по цветовой гамме. | Активно включаются в мыслительную деятельность, используя имеющиеся знания. |
Закрепление изученного материала | Предлагает индивидуально выполнить работу. Наблюдает за деятельностью детей, консультирует, оказывает необходимую помощь. Создает ситуацию успеха. | Выполняют работу индивидуально. Демонстрируют готовое изделие, обсуждают и защищают свои идеи. Дают комментарии к идеям. Анализируют свою деятельность и деятельность других учащихся. |
Подведение итогов Рефлексия | Мобилизует учащихся на анализ и оценку своей работы. Высказывает собственное суждение об успешных достижениях на занятии. Задает вопросы: Нужны ли те знания и умения, полученные на этом занятии? Где вы будете использовать полученные Знания и умения в дальнейшем? | Высказывают оценку собственной деятельности. Отвечают на вопросы педагога |
Литература
Интернет ресурсы:
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4238615
http://bashkiry.ucoz.ru/index/prodolzhenie/0-30
http://bashkir-kostum.narod.ru
http://ufa-gid.com/encyclopedia/ukrash.html
http://www.dissercat.com/content/tekhnologiya-proektirovaniya-natsionalnoi