Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Психологическое здоровье школьников в контексте психологической культуры.

Раскрыть актуальность формирования психологического здоровья школьников в контексте психологической культуры.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ

В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ключевые слова: психическое здоровье, психологическое здоровье, психологическая культура, школьники, школьная жизнь.

Отечественные философы, психологи, педагоги, культурологи (М.М. Бахтин, Н.А.Бердяев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, К.Д. Ушинский и др.) придавали решающее значение культуре как условию развития человека. Они утверждали, что «психика человека имеет культурно-исторический характер», что человек становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. При этом они подчеркивали психологический контекст данного постижения, так как духовная культура объединяет явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека (язык, знания, уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития, эмоции, отношения, способы общения). Психология вносит в общую культуру понимание уникальности, сложности и ценности человека. Его способность к переживанию, сопереживанию, способность сострадать, содействовать, умение жить с позитивным взглядом на мир, мудро относиться к сложным ситуациям, думать о целесообразности своих действий составляют основу психологической культуры.

Многие проблемы современной общественной жизни в своей основе имеют отсутствие, прежде всего, психологической культуры. Низкая психологическая культура общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребенок нередко попадает в «группу риска».

Психологическая культура человека является результатом его развития, воспитания и обучения с детских лет. Поэтому в контекст его рассмотрения входит психологическое здоровье. Проблема психологического здоровья достаточно прочно обосновалась в психологической науке и практике, в качестве отдельных направлений исследования (И.В.Дубровина, Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, О.В. Хухлаева, А.В. Петровский, М.Г.Ярошевский, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, И.В. Вачков).

Понятие психологическое здоровье долгое время входило в базовое содержание психического здоровья. Однако, как отмечала И.В. Дубровина, если «основу «психического здоровья» составляет полноценное развитие психических процессов и механизмов, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа».

Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова рассматривал психологическое здоровье как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты. А.В. Петровский, М.Г.Ярошевский делают акцент на поддержании равновесия между личностью и средой, адекватной регуляции поведения и деятельности человека, способности противостоять жизненным трудностям без отрицательных последствий для здоровья. По мнению А.Маслоу, необходимым условием психологического здоровья является процесс самоактуализации. Самоактуализирующей личности присуще такие качества, как принятие себя и других такими, какие они есть, автономность и независимость, наличие ориентации на реальность, высокая креативность, наличие чувства юмора, спонтанность, чувствительность к прекрасному.

Мы рассматриваем психологическое здоровье как способ контакта с миром, как эмоциональное, социальное, душевное, психологическое благополучие ребенка, являющегося участником образовательного процесса.

Плохое самочувствие, сниженный эмоциональный тонус, учебные перегрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями ребенка, отсутствие учебной мотмотивации, ощущение на себе агрессивных действий, негативных поступков и прочие трудности во многом определяются психологическими причинами, являются источником стресса для школьников.

Младшие школьники зачастую теряют присущую дошкольникам эмоциональную активность, жизнерадостность, энергичность, активность, испытывают трудности в обучении и поведении. Нередко наблюдаются конфликты, которые возникают из-за эмоциональной возбудимости, подвижности, проявления агрессии, негативизма. Достаточно типичными становятся проявления нейротизма, снижение самооценки, тревожность, неуверенность, страхи и другие проявления психоэмоциональной неустойчивости.

В подростковый период у ребенка особенно появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя и окружающий мир. Возникает острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, общением сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, к ощущению беспомощности, возникновению чувства неуверенности в себе, внутреннему дискомфорту.

Проблемы старшеклассников касаются преимущественно страхов и тревог, связанных с самоутверждением в среде сверстников и окружающем социуме, с проблемой выбора направления предстоящей взрослой жизни, а так же с учебной деятельностью.

Можно ли помогать человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и взаимодействия с благотворными сторонами той же реальности?

Исследования эмоционального состояния школьников по результатам за 2017/2018 учебный год показали, что наибольшую тревожность испытывают школьники в ситуациях сопряженных с необходимостью самораскрытия, самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессовым ситуациям.

Анализ по тесту тревожности Филлипса показал: 41 % школьников имеют повышенную тревожность и 32 % высокую тревожность в ситуациях самораскрытия, демонстрации своих возможностей. Учащиеся испытывают волнение, по поводу того, что думают о них окружающие одноклассники, боятся выглядеть нелепо, ощущают негативные переживания, когда в классе ребята говорят что-то обидное, когда смеются. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу свойственная 32 % школьников, 46 % – повышенный уровень, что свидетельствует сниженной приспособленности учащихся к ситуация стрессогенного характера, повышающего вероятность деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Дети отмечают, что у них учащается сердцебиение, временами дрожат руки, от волнения путаются при ответах на вопрос учителя.

Отследить эмоциональное состояние школьников помогает опросник «Мои чувства», содержащий 15 чувств на выбор.

Большой процент школьников испытывают отрицательные чувства: раздражение и унижение – 76 %, беспокойство – 64 %, обида – 48%, страх – 54 % и наоборот, небольшой процент детей ощущают уверенность в себе – 12 %, симпатию к одноклассникам – 42 %, радость – 32 %, защищенность – 42 %, желание приходить в школу – 38 %. Полученные данные свидетельствуют о присутствии у учащихся внутреннего дискомфорта, наличие негативного эмоционального состояния, связанного с различными формами включения их в школьную жизнь.

Таким образом, психологическое здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам, переживаниям, его отношение к себе, к сверстникам, взрослым, к семейным ситуациям и ситуациям жизненным. И поэтому мы считаем актуальным обучение детей психологическим аспектам здоровья, содействие сохранению психологического здоровья всех участников образовательного процесса, осуществляемое через специально организованные уроки. Мы рассматривает уроки психологического здоровья как систему личностного развития школьника, особенно тех ее границ, которые определяют способность человека к самопознанию, самосознанию, саморегуляции.

В обществе каждому ребенку представлены как позитивные, так и негативные пути развития. И потому, внимание обращаем на необходимость учета того реального опыта, который есть у детей, чтобы на его основе включить ребенка в более широкое русло общечеловеческих ценностей, помочь в интеграции личного знания, в обретении ребенком целостности и идентичности. Хорошо помогает художественное слово. Например, помогает преодолеть беспокойство, тревогу перед контрольной работой осознание смысла стихотворения И.А. Ивановой.

Вечер был грустным сегодня у Пети.

Страх и тревогу чувствовал Петя.

Завтра контрольную нужно писать...

Со страхом ложился Петя в кровать:

«Вдруг не пойму на контрольной задание,

Вдруг ошибусь я опять в вычитании,

Действия все переставлю местами...

Будет мне стыдно смотреть в глаза маме»

Петя представил, как руки потеют,

Ручка дрожит, и в груди холоднеет.

«Будут ребята дразнить и смеяться.

Как же мне быть и куда мне деваться?»

Лег на бочок, а ребенку не спится;

Страх, словно ворон над Петей кружится.

Теплой рукой его Гномик коснулся,

Нежно погладил и улыбнулся:

«Спи, засыпай сладким сном, мой малыш.

Ты же все знаешь, так что ж ты не спишь?

В школу приходят ребята учиться,

Это нормально, порой ошибиться.

Кто говорит, что от этого стыдно?

Просто бывает немного обидно.

Ты соберись, сделай вдох, все проверь.

Будет все здорово, друг мой, поверь!»

Петя уснул, а когда он проснулся,

Вспомнил про Гномика и улыбнулся.

А на контрольной спокойно и смело

Петя старательно взялся за дело.

Он все обдумал, стал меньше бояться.

Главное, дети, учить и стараться!

Привлекательность таких уроков состоит в организации условий для соприкосновения с общечеловеческими ценностями, заключенными в культуре, которая вне нас. Отношение к себе и другим, к миру в целом складывается под влиянием таких понятий как добро, красота, ум, справедливость, взаимопомощь, что позволяет расширить рамки индивидуальной жизни, учит видеть уникальное в человеке.

Используя поговорки, сказки, мы включаем ребенка в мир образов и чувств, создаем условия для понимания эмоционально – ценностного смысла общекультурных норм и правил. Игры и упражнения направлены на достижение поставленных целей и получение конкретных результатов. Уроки психологического здоровья представляют сценарные варианты трех циклов:

1 цикл. Я расту, я развиваюсь (Что я знаю о себе, Чтобы душа была здорова, Мои чувства). В нем учащимся дается представление о взаимосвязи психического и физического здоровья, что способствует развитию личностного отношения ребенка к миру человеческих ценностей, развиваются «теплые» эмоции, обогащается опыт позитивными самоощущениями.

2 цикл. Я и другие. Я и мир (Какие дары дала человеку природа, Я и другие, гармония мира и души) ориентирован на оказание помощи учащимся в создании целостной картины мира, ощущении гармонии и психологического комфорта, создаются условия для осознания и разрешения личностных проблем и межличностных конфликтов.

3 цикл. Мое будущее (Мои силы, мои возможности, Каким бы я хотел стать? Идеальное Я) поможет школьникам осознать свою уникальность, неповторимость, осознать свои возможности и способности.

Планирование уроков основано на возрастных характеристиках развития детей, их опыте (эмоциональном, коммуникативном, интеллектуальном) и связано с компонентами школьной жизни. Форма уроков определяется конкретными возможностями, которые сложились у детей в ходе их жизни.

Таким образом, уроки психологического здоровья способствуют формированию предпосылок для воспитания психологической культуры личности.

Список литературы

1. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р. Битянова. – М., 1997.

2. Вайсен, Р. Обучение жизненным навыкам в школе / Р. Вайсен и др. – М., 1996.

3. Захаров ,А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха /А.И. Захаров. – СПб., 1995.

4. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М., 1999.

5. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998

6. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург, 2000.

7. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у

младших школьников / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2001.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области