Обобщение опыта работы.
«Формирование начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста».
Уфа-2023г.
Младший дошкольный возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире.
Правильное отношение к живым существам воспитывается в игре, в совместной со взрослым деятельности. Нам необходимо научить малышей тому, что и растения, и животные – это живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, потому что ей больно. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь.
Целью экологического воспитания дошкольников является формирование положительного отношения к природе, воспитание детей любящими природу и умеющими бережно распоряжаться её богатствами.
Первоочередными задачами экологического воспитания в работе с детьми младшего дошкольного возраста становятся следующие задачи:
1. Способствовать накоплению детьми ярких впечатлений о природе; обогащать представления малышей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении. Учить обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, передавать особенности голосом, в движениях. Узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе обращения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.
3. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.
4. Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями уголка природы.
Трудовая деятельность в детском саду у меня составляет 2 года. В ходе работы была изучена методическая литература по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, проанализированы программы по данному направлению:
- Н. Н. Кондратьева «Программа экологического образования детей «Мы»,
- О. Н. Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»,
Также был осуществлен анализ имеющего программно- методического обеспечения; анализ предметно – развивающей среды в группе. Подобран консультативный материал по экологическому воспитанию для родителей: «О чем говорить с ребенком на прогулке», «Комнатные растения дома», «Домашнее животное и ваш малыш». «Стихи о природе, временах года», «Потешки о животных» и т.д.
В своей группе я постаралась организовать экологическое пространство так, чтобы детям было интересно и доступно.
В экологическом центре у нас находятся: мини-макеты фермы, бабушкиного двора, фигурки животных, муляжи овощей и фруктов, мини-коллекции семян, орехов, шишек, камней, материалы для ухода за растениями, для экспериментирования, дидактические игры.
Работая с детьми, я использую разнообразные методы и приёмы такие как:
Наблюдения, несложные опыты, труд в природе, продуктивная деятельность с использованием природного материала, рассказы, беседы, чтение художественной литературы, игры с природным материалом.
Вот об этих методах и приемах, которые я использую в своей работе, я хотела бы рассказать вам более подробно.
Наблюдение является основным методом ознакомления детей с природой. Дети не просто знакомятся с объектами природы, они учатся правильно вести себя в природе, слышать, видеть и чувствовать ее в действительности.
Во время наблюдений я стараюсь дать детям время на то, чтобы дети самостоятельно рассмотрели объект, потрогали, затем можно рассказать им об этом объекте, задать вопросы, помочь понять увиденное.
Например: Это мы зимой наблюдаем, как растет в воде лук, какой длины выросли корни у лука, как появились зеленые перышки. Также дети очень любят наблюдать за превращением снега в воду.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Я детям рассказываю, что растения нуждаются в свете, влаге, тепле. Растения уголка природы дети видят ежедневно и под руководством педагога наблюдают, ухаживают за ними. Также каждый год мы организуем «Огород на подоконнике» для наблюдений за ростом растений и закреплению знания о выращивании огородных культур (лук, петрушка, укроп, др.) и ухода за ними. Огромный интерес у детей вызывает процесс посадки лука, укропа, петрушки. Дети учатся наблюдать за результатом своего труда и узнают о пользе выращенных растений
Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети под руководством воспитателя изучают их свойства, играют с ними, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. Я провожу эксперименты с водой: дети с удовольствием льют, процеживают через сито, переливают из сосуда в сосуд. Опытным путем узнают, какие предметы тонут в воде, а какие не тонут; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет.
Чтение произведений художественной литературы.
Чтение сказок и рассказов о животных, детских стихотворений очень нравится детям, они внимательно слушают, сопереживают героям, стараются отличить плохие поступки героев, оценить хорошие.
В книжном уголке дети могут найти литературу с красочными иллюстрациями, движущимися элементами и тактильными вставками, которые они с удовольствием рассматривают.
Беседу в своей работе я использую для обобщения и систематизации знаний. Участвуя в беседе, ребенок должен знать, о чем идет речь, уметь включаться в диалог, слушать и понимать собеседника, управлять своим вниманием.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Поэтому я стараюсь использовать разнообразные игры: дидактические, экологические, настольно-печатные игры, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры имитации, строительные.
Сюжетно-ролевые игры помогают понять детям логику простых жизненных ситуаций. В игре «Мишка-шалунишка» дети пытаются уложить медведя в кровать и узнают о том, что медведь спит в берлоге, а в игре «Петушок заболел» выясняют причины болезни и узнают как вылечить петушка.
В конструктивно-строительных играх дети закрепляют навыки конструирования, а также учатся проявлять заботу о животных (строят заборчик для утят и мамы-утки, удобные вольеры для животных в зоопарке). Чтобы детям было интересно играть в игры, создаются игровые развивающие ситуации, например, «Угостим утят зернышками
Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Вышла курочка гулять», «Зайкипобегайки», «Зайка серенький сидит», «Мишка косолапый», «Я – бурый медвежонок», «По следам зверей» и др. Благодаря этим играм малыши учатся передавать в играх – имитациях характерные движения и звукоподражания животных, игровые действия (прыгаем, как зайчики; идем, как медведь, закружились, как снежинки и др.).
Прогулки имеют большое воспитательное значение, они обеспечивают непосредственное общение детей с природой, активную деятельность. На прогулке есть возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о растениях, о сезонных явлениях, о труде человека.
Таким образом, во второй младшей группе детского сада дети учатся: определять характерные признаки растений и животных, сравнивать их по этим признакам, объединять их в группы, устанавливать простые причинно-следственные связи между явлениями.
Опыт работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает малышам увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру.