Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"ВАЖНОСТЬ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ"

ЦЕЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ РАССМОТРЕТЬ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Важность сенсомоторного развития детей

Игровой практикум воспитателя Кострюковой Т.И.

на муниципальном семинаре

«Здоровье – всему голова»

15 мая 2023г.

Цель : определение роли использования игровых ситуаций по развитию сенсорных способностей дошкольников.

Задачи : Рассмотреть формы и методы развития сенсорных способностей дошкольников чрез игровые ситуации.

Дать методические рекомендации по теме.

Способствовать повышению качества воспитательно-образовательного процесса.

Каждый педагог хочет, чтобы воспитанник был талантлив, умен , успешнен. Природа подарила эту возможность, которую только нужно раскрыть. До самореализации – долгий путь, но есть один короткий и очень важный период детства. Дошкольный возраст – сенситивный (благоприятный) период для развития способностей.

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника.

Сенсо– чувство,моторика– движение.

Именно в дошкольном детстве у детей формируется образ «телесного я», они начинают осознавать своё тело, учатся управлять им. Поэтому важно, чтобы ребёнок, знакомясь с окружающим миром, щупал, смотрел, нюхал, кувыркался. Недостаточное сенсомоторное развитие приводит к возникновению различных трудностей в ходе дальнейшего обучения. Уровень развития сенсомоторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Что такое сенсорное развитие детей?

Это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

Важно ли развитие восприятия и ощущений для умственного развития детей?

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания (запоминание, мышление, воображение) строятся на основе образов восприятия, являясь результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сейчас дети часто используют мультимедийные средства и недостаточно получают сенсорного опыта. Поэтому свойства и качества предметов познаны детьми недостаточно, и это не даёт возможности применять знания в повседневной деятельности. Неразвитость органов чувств негативно влияет на умственное развитие. Исследование показывает, что если у ребёнка есть трудности с формированием восприятия, то будут проблемы с зрительно-моторной координацией. У такого ребёнка, возможно, возникнут сложности с письмом. У детей, графически неподготовленных к письму, недостаточно развита кисть руки (мелкая моторика). Развитие мелкой моторики влияет на формирование речи и готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что во многом определяет степень готовности ребёнка к школе.

Какие задачи решаются в ходе сенсорного развития?

Обогащение сенсорного опыта. Знакомство с качеством и свойствами предметов, с цветом, формой, величиной, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве, ориентированием во времени, развитием речевого и музыкального слуха. Развитие тактильной чувствительности, поисковых, исследовательских действий. Формирование зрительных, слуховых, кинестетических реакций, необходимых при различении свойств объектов.

Это способствует развитию сенсорных эталонов, формирует умение находить различия между предметами.

Игра - универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Почему акцент в выборе игр для детей стоит делать на сенсорные и моторные игры? Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи. Если систематически и методически правильно применять игровые ситуации в работе по развитию сенсорных способностей у дошкольников, то уровень сенсорных способностей у детей будет достаточно высоким.. Нам, взрослым, необходимо предоставить ребенку как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений (посмотреть, послушать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус), а также обучить детей действиям с предметами (прикрепить, построить, разложить и т.д.)

По характеру игрового действия дидактические игры могут быть :

1. Игры-поручения

2. Игры с прятаньем и поиском.

3. Игры с загадыванием и отгадыванием.

4. Сюжетно-ролевые дидактические игры.

5. Игры-соревнования.

Практическая часть :

Много игр можно приобрести, купить в магазинах. Многие из них представлены широко в нашем саду. Вы можете увидеть на нашей выставке, (подойти и ознакомиться поближе). Но всегда хочется разнообразить игровой материал.Многие игры и пособия мы мастерим сами,некоторые пособия выполнены родителями. Для этого не потребуются дорогостоящие игрушки, ведь ими могут быть любые предметы.

Хочу представить вам пособие, в котором собраны некоторые игры. Это самодельная папка-Лэпбук по сенсомоторному развитию детей. В нем подобраны игры, направленные на развитие мелкой моторики, цветового восприятия, развивают мышление, память, внимание. Игровой материал можно время от времени обновлять, и дополнять.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий.

1. Игры на развитие мелкой моторики :

• рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.;

• лепка из глины, пластилина, теста;

• игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором;

• застёгивание и расстегивание пуговиц;

• всевозможные шнуровки;

• нанизывание колец на тесьму;

• вырезание

• аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

• конструирование из бумаги (оригами);

• макраме (плетение из ниток, веревок);

• собирание пазлов;

• сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

• использование массажных мячей

• «Шариковые» ванны»

• «Осязательные ванны»

• тактильные панно

• «Сенсорная тропа для ног»

• самомассаж

• игры с водой, песком

• дидактические игры

Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Очень важной частью развития сенсомоторных способностей являются «пальчиковые игры». Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, снижение физической усталости, массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.

Я предлагаю вам поиграть в «пальчиковую игру».

«Картина»

Взяли кисти, взяли краски,

Нарисуем все как в сказке:

Синее небо, Зеленый лужок,

Желтое солнце, Красный цветок,

Белое облако, Серый забор,

Черным дорогу, Коричневым двор.

Вот как красиво у нас получается!

Пальчики наши легко разминаются.

«Весёлые носочки», наполненные разными крупами (развитие тактильного восприятия, релаксация)

2. Ориентирование в величине или цвете

«Цветовое лото» ЗЕЛЕНЫЙ

КРАСНЫЙ

ЖЕЛТЫЙ

СИНИЙ

Игра «Живое домино»- Обучение сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу. Материал - Ленточки разных цветов. Воспитатель повязывает детям ленты разных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребенка цвет ленты, повязанной на одной руке совпал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.

Игра «Найди колпачок»- Обучение различать цвета по принципу «такой – не такой», сортировать предметы по цвету. Детям дают фломастеры с перепутанными колпачками, нужно поменять колпачки так, чтобы цвет колпачка совпадал с цветом фломастера.

Игра «Мозаика из бросового материала» или геометрическая мозаика.

Задание: Предложите детям схематичное изображение каких либо предметов, например, паровозик, выложить колеса пуговицами в соответствии с размером колес или цветом вагончика .

Развивающая сенсорику и мелкую моторику рук доска (мелкая моторика рук (шнуровка, молния) + развитие восприятия цвета и формы + тактильные ощущения)

«Бусы» из пробок (развитие мелкой моторики + развитие восприятия формы, размера и цвета)

2. Развитие тонкой координации движений и ручной умелостипредполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Макароны, фасоль, горох, рис и т. д. – отличный доступный материал для творчества ребенка, так как во время работы с ними активно развивается мышление, воображение, усидчивость, сообразительность и мелкая моторика, которая влияет на дальнейшее развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.

Игры:

- «Повтори картинку»

- «Узнай на ощупь»

- «Найди орешки для белочки»

- «Покорми хрюшу» (пуговицы, фасоль, горох, макароны)

-«Сложи узор».

Игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.

Игры с кинетическим песком, песочный бассейн .

Игры с крышками. Крышки – предмет простейший, но тем не менее обладающий таинственным притяжением. Их всегда жалко выкидывать, они легко моются, бывают из пластмассы различного цвета и поэтому их можно использовать в играх по сенсорному развитию детей с самого раннего возраста. Разные крышки (от минеральной воды, лимонада, кефира, йогурта) разные по форме, размеру и цвету почти всегда под рукой. Почему бы нам не использовать их в дидактических играх с детьми:

- «Сухой аквариум»

- «Сложи картинку»

- «Цветное домино»

- «Продолжи ряд»

- «Чьи бусы длиннее»

- «Разложи по цвету»

- «Открываем-закрываем».

Игра «Шагаем в пробках»

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

«Резиночка».Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

Возьмите решетку для раковины или пельменницу(обычно она состоит из множества ячеек ). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим ячейкам , стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

В играх с шнурованиемтакже развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Игры с вкладышами. Игра с разного рода вкладышами не просто развивает моторику, координацию движений и пространственное мышление, но и требует от ребенка концентрации внимания, сосредоточенности, направленности на результат, а также воспитывает в нем усидчивость и терпение.

Игры с прищепками. Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками, которые прикреплялись к корзине использовала М.Монтессори. В настоящее время промышленность выпускает самые разнообразные прищепки, различающиеся величиной, материалом, широкой цветовой гаммой. Что дает нам возможность использовать прищепки в различных играх. Игры с прищепками развивают мелкую моторику, внимание, зрительное восприятие, речь, мышление, творческое воображение, воспитывают усидчивость, стремление к достижению результата. Часто игры с прищепками озвучиваются веселыми текстами, стихами, игровыми приемами.

Игра «Развесим белье».

Наша мамочка устала,

Всю одежду постирала.

Милой маме помогу,

Все прищепки прицеплю.

4. Развивающие игрушки

«Погремушка – открывашка» (мелкая моторика рук (отвинчивание и прикручивание крышечек) + развитие восприятия цвета и формы + тактильные ощущения + развитие восприятия звука

5. Игры на определение запаха.

Знакомство с часто встречающимися, характерными запахами изначально проводится в повседневной жизни. Дети запоминают и различают запах лука, колбасы, кофе, лекарства, цветов и др.

Например,игра «Определи предмет по запаху». Дети с завязанными глазами по запаху определяют какао, мяту, колбасу, крем для обуви, цветы и т. д.

Более сложный вариант: определить по запаху, идущему от рук, какой предмет держали в руках.

«Вспомни, как они пахнут» Детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.) вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.

«Коробочки с запахами» Материал: коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами.

Педагог берет коробочку или баночку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех баночек, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех баночек.

6. Игры на развитие звукового восприятия .

Угадай, на чём играю

Игра на развитие тембрового слуха и исполнительских навыков

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов.

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов по количеству детей, небольшая ширма.

Ход игры: Воспитатель показывает детям музыкальные инструменты и предлагает вспомнить их названия. Затем он демонстрирует способы игры на инструментах. Детям предлагается определить на слух, что за инструмент звучит. Воспитатель за ширмой играет на инструменте – дети отгадывают. Для подтверждения правильности ответа воспитатель показывает детям, на чём он играл в данную минуту, и предлагает кому либо из детей поиграть на этом же инструменте самостоятельно.

1 Усложнение: Воспитатель предлагает детям предположить, какой знакомый персонаж может быть охарактеризован звучание того или иного музыкального инструмента. Ребёнку предлагается придумать и сыграть как идёт, или бежит, летит, скачет предполагаемый персонаж.

Игра «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материалы: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Описание:  Взрослый  включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

Игра «Найди такую же коробочку»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.

Материалы: непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.

Описание:  Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы - горох, гречневую и манную крупы, рис. В качестве коробочек удобно использовать непрозрачные контейнеры от фотопленки, коробочек с одинаковой крупой должно быть по две. Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное - чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.

Один набор коробочек положите перед ребенком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

Игра «Что за гость?»

Цель: Учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их со звучащими предметами. Учить звукоподражанию.

Материалы:  Игрушки (кошка, собака, птичка, петух, лягушки и т. д.)

Описание:  Участниками являются 2 взрослых (один держит игрушку и подает сигнал). Дети занимаются самостоятельной деятельностью. Звучит «Мяу!» Педагог прислушивается и обращает на звук внимание детей. Спрашивает, «Кто это может быть?» Дети отвечают. Педагог показывает кошку, вместе с детьми проговаривает, как мяукает кошка и т. д. со всеми животными, которые пришли в гости. Их не должно быть много, чтобы не был потерян интерес к игре.

7. Игры на ориентирование в величине.

8. Игры на развитие вкусовых качеств.

Вкусовые качества предметов дети различают, пробуя их на вкус. Таким образом они знакомятся с внешними признаками и функциональными возможностями языка как органа вкуса. Вкус распознается вкусовыми луковичками, в основном расположенными на языке, отчасти на мягком нёбе и задней стенке глотки. Действие растворов химических веществ на вкусовые рецепторы обусловливает формирование вкусовых сигналов, которые передаются в мозг, где анализируются и проявляются ощущениями вкуса. Благодаря этому осуществляется своеобразная оценка качества пищи, ее «желательность» для организма.

Дети учатся определять вкусовые характеристики предметов и использовать полученную информацию в повседневной жизни. Педагог должен показать, как осторожно надо пробовать незнакомые продукты: кончиком языка, губами, как бы прислушиваясь к своим ощущениям.

Вкусовые ощущения обычно делятся на соленое, горькое, кислое и сладкое.

«Определи на вкус» Ребенок с завязанными глазами кончиком языка пробует соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения.

Варианты:

— ребенок на вкус определяет сырые и вареные продукты: морковь, яйцо, картофель, макароны, лук, яблоко, гречку;

 — ребенок с завязанными глазами устанавливает различный вкус сортов хлеба (ржаной, белый, сдоба), фруктов (яблоко и груша), колбасы (вареная и копченая), орехов (арахис, фундук, кедровые, грецкие), варенья (малиновое, вишневое и др.), конфет (леденец, шоколад и др.), рыбы (жареная, соленая), молочных продуктов (сметана, кефир).

 «Вкусовые банки» Материал: банки, пипетки, ложки. Педагог готовит четыре раствора: сладкий, соленый, кислый и горький. Берет одну банку с раствором и показывает, как с помощью пипетки нужно взять из банки несколько капель и накапать их в ложку. Ребенок пробует раствор на вкус. Обозначает свои ощущения словом. Точно так же поступают с другими банками. Ребенок узнает, что жидкости бывают различного вкуса.

«Назови вкус продуктов» Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус (при этом обращается внимание на использование разных качественных определений — характеристик вкуса).

Например:

 — лимон на вкус кислый, сочный, освежающий;

— батон хлеба ароматный, душистый, приятный, свежий;

 — конфета сладкая, приторная, с начинкой, леденец, шоколад;

— чеснок горький, неприятный, с резким запахом.

9. Игры на форму.

10. Игры на тяжесть.

Различение ощущений веса разных предметов закрепляется в дидактических играх:

«Чем различаются?» Педагог предлагает ребенку сравнить, взвесив на руке, и определить, какой предмет легче, какой тяжелее при существенной разнице в весе: книга и карандаш, камень и лист бумаги, гантели и бумажная галка, воздушный шар и футбольный мяч, перышко и книга, гвоздь и семечко.

 «Определи вес» Ребенку предлагают определить на глаз: по картинкам с изображением предметов, какой из них самый тяжелый, тяжелый, самый легкий, легкий (книга, перо, камень, подушка, шляпа, лист бумаги, пуговица и др.).
Для формирования барических и температурных ощущений, равно как и для обонятельных и вкусовых, используется преимущественно не дидактический, а естественный материал (продукты, цветы, различные предметы и др.), т. е. в сенсорное воспитание включается ознакомление детей со свойствами реальных предметов. Результатом коррекционной работы, направленной на познание ребенком особых свойств предметов, является обеспечение более точной ориентировки во всем многообразии окружающей действительности, что составляет необходимый фундамент его дальнейшего умственного развития.

11. Игры для восприятия температурных различий.

«Четыре времени года» Детям предлагают рассмотреть репродукции картин профессиональных художников или яркие иллюстрации с изображением пейзажей в разное время года и ответить на вопросы: В какое время года бывает тепло? холодно? жарко?
«Угадай, какой это предмет» Педагог показывает или называет предмет, а ребенок должен угадать, какой это предмет: холодный, теплый или горячий.

Холодные предметы: снег, мороженое, холодильник, лед, вода.

Теплые предметы: батарея, грелка, руки, солнышко.

 Горячие предметы: утюг, огонь, чайник, печка.

«Три стакана» Ребенку предлагают определить, какой стакан с холодной водой, какой — с теплой, какой — с горячей, сначала зрительно, потом на ощупь. Сделать выводы.

«Холодный, теплый, горячий» Педагог предлагает ребенку показать на рисунке, какой предмет бывает теплым, горячим, холодным (утюг, костер, чайник, снеговик, мороженое, батарея, грелка, свеча, сосулька, солнце).

 «Теплые кувшины» Материал: 4 кувшина с водой различной температуры.
      Педагог берет 2 кувшина с самым большим перепадом температур. Он показывает, как следует охватить кувшин рукой, и дает его в руку ребенку. Точно так же он поступает с другим кувшином и предлагает ребенку сравнить их. Констатируется различие температур кувшинов: холодный — горячий. То же самое предлагают сделать с парой кувшинов, имеющих меньший перепад температур: чуть теплым и теплым.

Варианты:
      — ребенку предлагают расставить кувшины по возрастанию (уменьшению) температуры воды в них. Барические (барии (от греч. barys — тяжелый) — первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову «давление») ощущения возникают при непосредственном воздействии предмета на кожные покровы. 

12. Игры на определение фактуры.

Тактильные дощечки с различными поверхностями .

13. Игры на ориентирование во времени.

14. Игры на развитие речевого слуха.

Улавливай шёпот

Цель. Развивать остроту слуха.

Описание игры. Вариант 1. Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определённое расстояние, становится напротив и чётким, внятным шёпотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдаёт команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно отходя всё дальше, ведущий делает свой шёпот менее уловимым и усложняет упражнения.

Вариант 2. Все дети сидят в кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.


Улиточка

Цель. Узнать товарища по голосу.

Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я.

Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

Лото

Цель. Развитие речевого слуха. Упражнение в правильном соотнесении слова с изображением предмета.

Оборудование. Любое детское лото («Играем и работаем», «Картинное лото», «Лото для самых маленьких»).

Описание игры. Детям раздают большие карты, а маленькие берет педагог и называет последовательно каждую из них. Говорит четко, повторяет 2-3 раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку и говорит: «У меня …» - называет предмет.

В более упрощенном виде эта игра проводится на «Картинках малышам». Дети получают по пять-шесть карточек этого лото и раскладывают их на своих картах (нужно взять два лото). Педагог спрашивает: «У кого собака?» У кого окажется картинка с собакой, поднимает ее и называет.

 Первые две-три игры педагог сидит перед детьми так, чтобы они видели его артикуляцию, но затем он садится за их спиной, и игра продолжается на слуховом внимании. Карточки, пропущенные ребятами, педагог откладывает в сторону. В дальнейшем ведущим можно выбрать ребенка.

15. Игры на развитие музыкального слуха.

 Обезьянки

Игра на развитие чувства ритма

Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: Ритмические палочки, кубики, музыкальные молоточки и пр. по числу играющих детей.

Ход игры: Воспитатель: Жили – были обезьянки. Они очень любили играть и повторять всё, что увидят и услышат. Вот видят они, мама девочку зовёт: Ма – ша! ( дети играют ритм на палочках) Ма- шень-ка! (Повторяют ритм). Бе – ги до-мой! (повторяют ритм) и т.д. По ходу игры воспитатель может использовать различные стихи, песенки, просто слова, произнося их по-разному, задавая различный ритмический рисунок.

Примерный литературный материал:

Та-ра-кАн-кАн-кАн!

Ху-ли-гАн-гАн-гАн!

У-хо-ди-те, тУ-чИ!

Без дож-дя нам лУч-шЕ!

Па-ро-ао-зик, па-ро-вОз!

Ты ку-да ре-бят по-вЁз?

СОл-ныш-ко, сОл-ныш-ко,

Зо-ло-то-е дО-ныш-ко!

Не-ле-тАй, со-ло-вЕй, у о-кО-шЕч-кА.

Тихо – громко - очень громко

Игра на развитие слухового внимания и силы звука

Цель: Учиться слышать изменение громкости звучания и отмечать это в движении.

Игровой материал: Бубен

Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на ковре, повернувшись лицом к воспитателю. Воспитатель стучит в бубен тихо, затем громко, затем – очень громко. В соответствии с громкостью звучания дети выполняют условные движения. На тихое звучание стучат пальчиком о пальчик. На громкое звучание хлопают в ладоши. На очень громкое звучание топают ногами. В качестве образного сравнения можно предложить детям тихое звучание бубна называть «Лёгким дождиком», громкое звучание «Сильным ливнем», Очень громкое звучание «Грозой».

Примечание: Если дети не могут самостоятельно оценить силу звука им следует на первых этапах подсказывать: «Пошёл лёгкий дождик», «Полил сильный ливень», Началась гроза!». Впоследствии дети сами научатся «подсказывать» себе. А затем выполнять задание без подсказки.

16. Игры на ориентирование в пространстве.

Выбирайте любой понравившийся вам вариант. Ознакомившись с предложенной информацией, проявив немного терпения и добавив фантазии, вы сможете создать свою уникальную игрушку, которая обязательно станет любимой развивающей игрушкой ваших воспитанников. И, напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами, поддержать ребенка, похвалить, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.

Успехов и удачи желаю всем, кто вносит своё мастерство в работу!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области