Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Условия эффективной организации процесса обучения

Показать такой вариант учебного процесса, при котором не нарушается нормальное развитие и здоровье всех школьников, а учебная работа, интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки не вызывают чрезмерного напряжения и переутомления учащихся.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Условия эффективной организации процесса обучения.

Эффективная организация – это такой вариант учебного процесса, при котором не нарушается нормальное развитие и здоровье всех школьников, а учебная работа, интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки не вызывают чрезмерного напряжения и переутомления.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сформулированы требования к предметным результатам обучения младших школьников. Предметные результаты на уровне «Ученик научится» являются обязательными (базовый уровень) и должны быть освоены всеми обучающимися.

Как научить каждого, ведь они такие разные?!!! Как создать условия для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. (ФГОС НОО утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373)

На этот вопрос хорошо ответил Эрл Стенли Гарднер

«… разных детей и учить надо по-разному, потому что каждый по-своему воспринимает информацию»

По моему, эффективный – значит результативный.

Результативный урок, по мнению известного дидакта Г.И. Щукина, можно создать за счет следующих условий:

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Я.А.Каменский - «Для того, чтобы работа учителей была результативной, необходимо научить пользоваться педагогическим инструментарием».

Инструментарий для достижения целей – педагогические технологии.

Какую технологию поставить во главе? Попробуем разобраться?

В школе есть дети, которые за перемену несколько раз обегут класс по периметру, пронесутся по всем этажам в школе, скроются на несколько минут из виду, возникая, откуда ни возьмись, потом станут центром внимания конфликта. Всё это же время другой ребенок просидит за партой, водя пальчиком по столу, и, не отрывая взгляда, о чем-то мечтая.

Из психологии мы знаем, что люди отличаются физической и эмоциональной активностью. И, если энергичный сходу может найти, что ответить, то менее энергичному нужно в разы больше времени, чтобы обработать поступившие стимулы, принять решение и выдать его наружу. Это тот тип школьников, которые часто страдают, которых считают «тормозящими».

В школе культивируется энергичность: дай ответ немедленно, иди отвечать к доске, скажи немедленно, что ты думаешь, если не сказал – садись, два – следующий.

Такой «тормозящий» ученик стал моим учеником, поступил в первый класс. Выражал агрессию по отношению ко всем: маме, бабушке, одноклассникам, учителю. Одноклассники его побаивались, их родители просили убрать его из класса, опасаясь за своих детей, осуждали воспитание мамы.

Требовалась помощь. И она пришла. Это было время. Время для учителя, чтобы понять, что он отличается от других глубоким мышлением. Ему, чтобы дать ответ, нужно запустить всю мыслительную махину: послать сигнал внутрь, встроить его, найти для него место в своих мыслительных схемах, обратиться к этим схемам, построить логическую связь, сформулировать ответ, проверить его, а только потом выдать. Ему на мыслительные операции требуется больше затрат времени и энергии. Нарушение ровного эмоционального фона было причиной его поведения. Осознав это, изменился подход к нему.

Организация учебного процесса может быть неэффективной, и тогда физиологическая и психологическая цена обучения чрезмерна (эта цена – физическое и психическое здоровье) и главная цель обучения – качество (в широком смысле этого слова) остаётся недостижимой.

Современное образование увлеклось поиском новых технологий обучения: информационно – коммуникативные технологии, технологии проектного и проблемного обучения, технология Портфолио, технология критического мышления и т. д. Это всё хорошо, чтобы помочь учителю организовать учебную деятельность так, чтобы ученик являлся субъектом собственной деятельности, но не на начальной ступени обучения.

Основной в начальной школе должна стать технология дифференцированного обучения и воспитания, выстроенная на понимание человека, учете его особенностей при построении отношений с ним. При таком подходе учитель несет ответственность за качество обучении, не перекладывая её на плечи детей или родителей.

Научный подход основывается на понимании сущности дифференцированного обучения и воспитания. В этом ключе сущность данной технологии состоит в оказании психологической и методической помощи учащимся, воспитанникам в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности: могли эффективно усваивать на уроке или занятии учебную информацию.

В связи с чем можно выделить два вида дифференциации:

1. Внешняя дифференциация.

2. Внутренняя дифференциация.

В основе внешней дифференциации лежит учет познавательных интересов учащихся, их способностей к тому или иному роду деятельности.

В основе внутренней дифференциации лежит учет особенностей (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных, биоэнергетических) учащихся, воспитанников, влияющих на эффективность усвоения учебной информации в течение урока, занятия. Внутренняя дифференциация основывается на ряде методологических положений:

причинам отставания в усвоении

Выделяют два вида внутренней дифференциации:

Естественно, что в первом случае с детьми необходимо работать особо, привлекая врачей, психологов, социальных педагогов и учителей со специальным образованием

Дифференцированный подход к детям без отклонений представляет собой следующую последовательность действий:

При таком подходе к внутренней дифференциации можно избежать тех негативных явлений, о которых говорилось выше, однако при этом значительно возрастают требования к профессионализму учителей, большинство из которых сегодня в принципе не готовы работать с такой наукоемкой, гуманной технологией как дифференцированное обучение и воспитание. Это во многом связано с тем, что более чем у 80% педагогов объектное мировоззрение (отношение к себе и к учащимся как к объектам). Кроме того, причиной является также психологическое невежество педагогов (незнание и непонимание человека). В результате - многие дети являются неуспешными в учебной деятельности. Важно подчеркнуть, что технология дифференцированного обучения и воспитания радикально изменяет направленность учебно-воспитательного процесса: уроки или занятия педагог проводит не ради выполнения программы и не ради собственной самореализации, а для и ради учащихся / воспитанников.

Теоретическим фундаментом технологии дифференцированного обучения и воспитания является Психология человека.

Технология дифференцированного обучения и воспитания

Направлена на цель

Опирается на принципы

Достигается через

Приводит к результатам

Зависит от ресурсов

Принцип научности - означает использование научных (объективных, достоверных) данных, фактов, современных достижений в области дифференцированного, индивидуализированного обучения и воспитания.

Принцип личностно-деятельностный – означает самостоятельность, активность педагога при разработке уроком и занятий на основе технологии дифференцированного обучения и воспитания

Принцип природосообразности – означает ориентацию обучения и воспитания на человеческий фактор (ребенка, ученика, класс).

Внешняя дифференциация – означает учет познавательных интересов учащихся, их способностей к тому или иному роду деятельности.

Внутренняя дифференциация – означает учет особенностей аудитории (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных, биоэнергетических), влияющих на эффективность усвоения учебной информации, как при подготовке, так и проведении урока, занятия, мероприятия.

Мониторинг качества урока или занятия – означает оценивание деятельности педагога относительно использования им на уроке или занятии технологии дифференцированного обучения и воспитания.

Индивидуализированное обучение и воспитание – рассматривается нами как частный случай дифференцированного, предполагающего индивидуальную работу с каждым ребенком. В условиях обычной школы (25-30 человек в классе) индивидуализированное обучение, равно как и воспитание трудно осуществимо. В условиях маленьких школ, детских садов или в особых случаях (индивидуальные консультации, факультативы и пр.) эта технология является уместной.

Успешность учащихся, воспитанников в учебно-познавательной деятельности – означает интерес детей к учебе, понимание ими учебной информации, самовыражение и самоопределение через обучение и воспитание.

Создание здоровьесберегающей среды – означает благотворное влияние обучения и воспитания на здоровье детей.

Гуманистическое мышление и гуманное поведение – означает с философской точки зрения выработку потребности и привычки думать о человеке и строить свою деятельность с ориентацией на человека по принципу «не навреди». С психологической точки зрения - это означает умение учитывать как свои интересы, так и интересы другого человека. С педагогической точки зрения – это означает умение строить обучение и воспитания не ради выполнения программы, а для детей и ради детей.

Информационный ресурс – означает специальные знания по психологии человека.

Кадровый ресурс – означает субъектное мировоззрение педагогов.

Временной ресурс – означает специальное время для изучения и анализа аудитории.

Способы дифференциации:

Приёмы дифференциации:

Как  у любого метода обучения у дифференциации есть свои плюсы и трудности при организации.  

Плюсы дифференцированного обучения   

Трудности при организации уровневой дифференциации тоже имеют место.     

1. Изучение уровня обучаемости каждого ученика: память внимание мышление анализ синтез

2. Умение составлять задания с учетом индивидуальных способностей.

3. Знать уровень готовности обучающегося принимать помощь от одноклассника

4. Умение держать в поле зрения всех учеников.

5. Умение осуществлять  обратную связь с учениками.

6. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся

Итак, реализация дифференцированного подхода требует от учителя знания возможностей учащихся, регулирования учебной нагрузки, тщательного подбора дидактического материала, оснащение кабинета справочной и научно-популярной литературой. Это способствует повышению интереса учащихся к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения, от чего главным образом зависит результат обучения.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области