Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие читательской грамотности на уроках биологии

цель рассмотреть значение функциональной читательской грамотности и, смыслового чтения на уроках биологии задачи проанализировать уровень читательской грамотности обучающихся, рассмотреть приемы развития читательской грамотности, развитие интереса к предмету биология

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

На современном этапе образования и развития общества , одной из главных задач, является подготовка выпускника, способного успешно адаптироваться в современном мире.

На первый план выдвигаются подходы в обучении и формировании у детей учебных универсальных действий.

Системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС III поколения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Этапом окончательного обязательного образования являются не только приобретенные знания и умения, а то, как они будут применяться и насколько полезны учащимся в будущем, насколько обучение в школе подготовило их к самостоятельному учению ,добывании необходимых знаний и информации и адаптации в обществе.

Оценка качества образования опирается на сформированность понятий функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – это умение находить верные решения в сложных ситуациях, в которых обучающиеся могут оказаться в реальной жизни.

Я, как учитель биологии, поставила цель формировать у обучающихся естественнонаучную функциональную грамотность, которая включает в себя:

Но, чтобы этого достичь, необходимо мотивировать учащихся на изучение предмета биологии, связывая с профессиональной направленностью.

С данной целью, я апробировала различные педагогические технологии: технологию развития критического мышления, эвристическую, проблемную, модульную педагогические технологии.

Но большой проблемой оказалось то, что наши обучающиеся, даже имея высокую скорость чтения, не могут вычленять главного, отвечать на конкретно поставленные вопросы.

На слух, как показали исследования, обучающиеся усваивают около 20% информации, презентации и видеофильмы позволяют усвоить 50% информации. Но, если обучающийся делает что-то самостоятельно, информация останется у него в памяти если не навсегда, то, по крайней мере, надолго.

Следующей проблемой явилась подготовка обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ. Особенно это касается больших текстовых заданий, генетических задач.

Готовя учащихся, я их нацеливаю на внимательное прочтение заданий.

Например, в контрольно-измерительных материалах ОГЭ и ЕГЭ есть вопросы по систематике.

Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей категории.

  1) класс Насекомые

2) вид Капустная белянка

3) отряд Чешуекрылые

4) тип Членистоногие

5) род Огородные белянки

Учащиеся правильно располагают таксономические единицы, но начинают с наивысшей категории и не получают оценочного балла.

К.Д.Ушинский говорил: « Читать – это еще ничего не значит: что читать и как понимать – вот в чем главное».

«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Основой развития читательской грамотности является смысловое чтение.

Смысловое чтение – это универсальное учебное действие, позволяющее использовать информацию, полученную при чтении, для решения предметных и метапредметных учебных задач; общение с художественной, познавательной и другой книгой.

В последнее время дети отказываются от чтения книг, лишь единицы посещают библиотеки. Закономерным результатом является то что, они не могут высказать свои мысли, объединять в целое, делать выводы.

Читательская грамотность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин, поэтому работа по повышению ее уровня должна быть организована на всех учебных занятиях, где учащимся приходится работать с текстами как источниками информации.

ФГОС НОО и ООО включают в освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения.

Смысловое чтение– вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с работой с текстом, причем, учитель должен знать,  каким конкретным приёмам работы нужно обучать и как это делать.

Под смысловым чтением понимается:

Владение данными навыками способствует продуктивному обучению.

Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы и включает регулятивные, познавательные, коммуникативные учебные универсальные действия, а именно:

Регулятивные УУД:

Принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

Познавательные УУД:

Логическое и абстрактное мышление, творческое воображение, концентрация внимания.

Коммуникативные УУД:

Умение организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь передавать информацию, отображать предметное содержание.

Личностными результаты являются мотивация чтения, развитие интереса к предметам.

Результатом смыслового чтения является точное понимание текста, содержание текста, осмысление полученной научной информации, что приводит к развитию познавательной деятельности, работе мышления и воображения, развитию устной речи.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, эвристическая беседа, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

Я выдвинула гипотезу:

Если на уроках биологии, буду применять различные способы организации познавательной деятельности, то смогу ли развить у учащихся мотивированное отношение к предмету, развить интерес к предмету и как следствие повышение качества знаний.

Для себя определила следующую цель: развивать функциональную читательскую грамотности на уроках биологии, нацеливать обучающихся на смысловое чтение.

Значит, необходимо заинтересовать ребят. Ведь не может быть интересным то, чего не понимаешь.

С этой целью я изучила различные методические рекомендации и опыт коллег.

В аналитических материалах о результатах диагностической работы по оценке сформированности читательской грамотности в 5 классах в Сахалинской области, четко указаны виды заданий, для совершенствования читательских умений :

1.Для формирования у учащихся находить и извлекать информацию из текста рекомендуется:

Обратила внимание на контекстные задачи. Их приведено огромное количество.

Конте́кст (от лат. contextus — «соединение», «связь») — законченный отрывок письменной или устной речи (текста), общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов, предложений.

Контекстуальность (обусловленность контекстом) — это условие осмысленного употребления той или иной конкретной языковой единицы в речи (письменной или устной), с учётом её языкового окружения и ситуации речевого общения.

(Викепедия)

Концепция контекстного обучения разработана А. А. Вербицким в 1991 году. Сущность контекстного обучения определяется как организация такой деятельности, которая требует приобретения новых знаний и их последующего применения.

Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация. Они составляются на основе практической ситуации , их решение требует размышлений, выходящих за рамки предмета , использования различных источников информации, а самое главное, что они очень интересны ребятам.

Для решения контекстных задач разработан алгоритм.

Алгоритм составления контекстных задач.

1.Определить какие знания, умения будут приобретать учащиеся в процессе решения.

2. Какие информационно-аналитические умения будут использовать.

3. Выбрать направления личной значимости для учащихся (окружающая среда, бытовые проблемы, сельское хозяйство и др.)

4. Найти контекст.

5. В случае недостатка информации предусмотреть ссылки на источники, а в случае ее избытка кластеры, таблицы, схемы.

6. Смоделировать целесообразную структуру данной задачи.

7. Предложить формы предоставления результатов.

Задание 1. 5 класс

В конце 80 х годов прошлого столетия государство Бангладеш в Юго-Восточной Азии успешно зарабатывало валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли достигал 10 млн. долларов в год. Однако вскоре численность лягушек сократилась, мухи и комары размножились до такой что пришлось степени, специальные средства защиты. закупать На «смягчение» последствий подобного бизнеса потребовалось много денег.

1) Обсудите данную информацию, используя знания о взаимоотношениях живых организмов в биоценозах.

2) Предложите законы взаимоотношений живых организмов, которые проявляются в данном случае.

3) Составьте цепь питания, используя данную информацию.

4) Оцените значимость данной информации в жизни.

Ответ: Живые организмы связаны пищевыми связями. Происходит передача энергии от одного звена к другому. Исчезновение одного звена пищевой цепи ведет к разрушению цепи, вымиранию живых организмов.

Задание 2. 8 класс.

Человеческий детеныш рождается беззубым. У маленьких детей зубы появляются в возрасте 6 – 8 месяцев. Эти зубы называют молочными. В 6 – 7 лет происходит замена молочных зубов на постоянные зубы. Эти зубы надо беречь: больше зубов не вырастет. С детских лет все знают, чтобы сберечь зубы, их обязательно надо чистить 2 раза в день, менять щетку один раз в 4 месяца.

1. Объясните, почему надо чистить зубы 2 раза в день?

2.Сколько зубных щёток необходимо в год человеку, заботящемуся о своём здоровье?

3. Почему необходимо менять зубную щетку?

Ответ: 3 щетки. Более 4х месяцев зубная щётка служить не может, потому что щетина разрушается, и щётка не может качественно очищать зубы от зубного налёта. Зубной налёт очень опасен для зубов. Зубы необходимо чистить 2 раза в день не столько из-за того, чтобы убрать оставшиеся частицы пищи, сколько из – за необходимости счищать зубной налёт.

Использование таких контекстных задач не только развивает интерес к предмету, но и формирует личностные, познавательные и метапредметные универсальные учебные действия, развивает творческий подход в обучении.

Для развития смыслового чтения можно использовать методы и приемы педагогической технологии развития критического мышления.

Например, восстанови текст, лови ошибку, вставь пропущенные буквы и понятия, исправь ошибку ,дополни или сконструируй определение. 

В моей педагогической деятельности, результативной работой по повышению читательской грамотности и развития смыслового чтения является работа с модулями. В данном случае, обучающиеся работают с учебником, вычленяя главные мысли. Ребята изучают параграф по абзацам , отвечая на вопросы.

После завершения работы над модулем, в качестве рефлексии отвечают на вопросы теста , составляют синквейн или работают над заданием, где необходимо вставить пропущенные слова или термины.

Данный вид работы является очень результативным. Часто приходится слышать от ребят: « Оказывается, это интересно! »

ФГОС. 5 класс. Модуль « Методы исследования в биологии. Наблюдение»

Пояснение к модулю « Методы исследования в биологии. Наблюдение».

Работа с учебником «Биология 5 класс» под редакцией В.В.Пасечника, Из-во « Просвещение» Москва ,2023»

5 класс. « Методы исследования в биологии. Наблюдение» имеет не только личностные, предметные и метапредметные результаты, но и развитие читательской функциональной грамотности и представляет собой смысловое чтение.

На данный момент, особое внимание уделяется необходимости работы с иллюстрированными учебниками.

Учебник соответствует ФГОС 2023 года.

Цель урока: изучить один из методов биологии наблюдение, сформулировать понятие науки, научного метода, биологического объекта, явления.

Задачи:

Образовательные: мотививировать обучающихся иразвивать интерес к изучению предмета биология, совершенствование работы с учебником.

Развивающие: учить детей приемам мыслительной деятельности, развивать самостоятельность обучающихся, читательскую грамотность, умение работать с предоставленной информацией, развивать логическое мышление, грамотную речь. Способствовать формированию интеллектуальных умений, делать выводы

Воспитательные: воспитывать у обучающихся стремление к совершенствованию знаний, формировать объективную оценку самооценку знаний.

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты:

Учащиеся должны:

Предметные результаты :

Учащиеся должны:

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД

5 класс. Модуль « Методы исследования в биологии. Наблюдение»

№ модуля

Вопросы

Источник информации

страница

Ответ

УО -1

Сформируй цель урока:

Учебник «Биология»

Под редакцией В.В.Пасечника

Параграф 4 стр.28-31

УЭ -1

Научное познание.

1.Как первобытный человек познавал природу?

стр.28

2. Чем был вызван интерес первобытного человека к познанию живого?

стр.28

3. Что такое наука? ( дайте определение)

стр.28

УЭ -2.

Научный метод изучения живой природы.

1.На чем основываются научные знания?

стр.28

2. Что применяют для изучения живой природы?

стр.28

3. Что такое научный метод

( дайте определение)

стр.28

4. Что является важнейшим требованием к научному методу.?

стр.28

5.Какие методы различают в науке?

стр.28

6. Какие методы относится к практическим методам?

стр.28

7. Какие методы относится к теоретическим методам?

стр.28

8. Какого важного принципа придерживаются ученые?

стр.28

9.Какие основные научные методы применяют ученые?

стр.29

10. Какие результаты дало применение этих методов?

стр.28

УЭ-3 Метод наблюдения в биологии.

1.Какой метод в биологии является самым древним и распространенным?

стр.29

2. Что такое наблюдение?

стр.29

3.В чем заключается сущность наблюдения?

стр.29

4. Какие требования должны соответствовать научному методу – наблюдению?

стр.29

5. Что необходимо сделать, чтобы проверить достоверные результаты?

стр.29

6.Как надо оформлять свои наблюдения?

стр.29

УЭ-4

Объекты, процессы и явления живой природы.

1.Что такое объект в живой природе ?

Приведите пример.

стр.29

2.Что такое явление в природе? Приведите пример.

стр.29

3.Что такое процесс? Приведите пример

стр.29

УЭ-4.

Ненаучное познание.

1.Как вы понимаете ненаучное познание?

стр.30

УЭ-5. Живые и фиксированные объекты.

1.Какие объекты исследуются в биологии?

стр.30

2. Что такое фиксация?

стр.30

Рефлексия.

Составьте синквейн ,выбрав любое понятие:

наука, метод, явление, процесс, объект.

Подумайте над информацией о снежном человеке.

Аргументируйте свой ответ

стр. 31

Раздел Подумайте!

Задание 2.

Вставьте пропущенные слова.

1.Человек стремился познать природу с глубокой древности. 2.Интерес первобытного человека к познанию живого объяснялся ………3. Из потребностей практики возникла …….4. Для изучения живой природы используют ……5. Различают ……методы.

6. К основным методам относятся ….

Домашнее задание. параграф 4. Провести наблюдение .

Изучение поведения животных

Проведите наблюдение за домашним животным или птицами в естественной среде. Запишите все наблюдения о поведении животных, их взаимодействии друг с другом и окружающей средой.

Оформите в тетради таблицу.

Пример научного наблюдения

Объект наблюдения

Цель наблюдения

Поведение животных

Животные

?

В заключении можно сказать, что для развития читательской функциональной грамотности, развитии смыслового чтения, необходимо заинтересовать обучающихся, мотивировать их на изучение предметов.

С этой целью необходимо применять различные современные педагогические технологии, использовать различные методы и приемы.

Придерживаясь этих принципов, я добилась необходимых результатов.

Используемая литература:

1. Методические рекомендации для формирования читательской грамотности обучающихся. ( Аналитические материалы о результатах диагностической работы по оценке сформированности читательской грамотности в 5 классах Сахалинской области в 2021 году.

2. Методические рекомендации для учителей. « Сборник задач на формирование естественнонаучной грамотности». Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области» 2020 г.

3.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы Изд. Учитель: Волгоград, 2007. 74 с. Борзова З.В.

4.Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах/М.В. Высоцкая Изд. Учитель: Волгоград, 2004.

5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход: Методическое пособие. М: Высшая школа, 1991.

6. Смирнова Н.З. Бережная О. Познавательные задачи по биологии и экологии, Учебное пособие/ Красноярский государственный университет им. В.П.Астафьева. – Красноярск, 2015.

7.Н.Е.Коркина. Тексты для смыслового чтения. Учебно-методическое пособие по биологии. Бугуруслан,2014 г.

8. Сайт для учителей. kopilkaurokov.ru Сборник заданий по биологии.

« Интересная биология в вопросах и ответах»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области