Кемеровская область Юргинский городской округ
Управление образованием Администрации города Юрги
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по интеллектуальному направлению развития воспитанников № 24 «Кораблик» г. Юрги»
Конспект
Брейн-ринга по формированию основ финансовой грамотности
у детей старшего дошкольного возраста
«Экономический цветик»
Подготовила: Н.Н. Полухина
Конспект Брейн-ринга по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
«Экономический цветик»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи: В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания.
Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.
Формировать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
Доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний экономического содержания.
Оборудование и материалы: эмблемы команд, цветик-семицветик из картона, лаборатория, кошельки, купюры, монетки, большие монеты из бумаги, коробочки для денег, картинки, сладкие призы.
Ход занятия:
В: Дети проходите. Посмотрите, сколько пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.
А я вам предлагаю встать в круг. (Дети встают).
А чтобы день был удачным, и чтобы все наши мечты осуществились, мы кладем ладошку на ладошку и говорим волшебные слова:
«Мы ребята просто класс,
Всё получится у нас!»
В: Сегодня будут соревноваться между собой две команды. Ребята с синими эмблемами, садятся за один стол, и вы будете командой "Знатоки".
Дети садятся.
- Дети у которых красные эмблемы, садятся за другой стол, вы будете командой "Всезнайки".
Дети садятся
В: Ребята, вы помните сказку "Цветик-семицветик"? В этой сказке волшебница подарила девочке Жене цветик-семицветик, и Женя смогла исполнить семь своих желаний. Сегодня нам подарила такой цветок Фея экономических наук. Это удивительный цветок: на каждом его лепестке Фея написала нам задания. А вот её пожелание:
По моему хотению,
По моему велению
Сделай детей умными
И экономически грамотными!
В: Ребята, мы уже много говорили с вами о деньгах, семейном бюджете, зарплате, работе. Сегодня мы еще раз об этом поговорим, за каждое правильно выполненное задание команда будет зарабатывать монету. В конце игры монеты подсчитаем и узнаем, кто больше всех знает о финансах. В игре вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.
В: Готовы?
Дети: Да!
В: Приступаем!
В: Отрываем первый лепесток:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть нам знайками вели!
В: Фея приготовила для вас сюрприз. (Коробочка)
В: Послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (трясу коробочку, дать детям)
Надо проверить. Открываю. Что тут? Какие тут деньги?
В: А вы знаете, как называют металлические деньги по-другому?
В: Металлические деньги называют монетами. А бумажные деньги называются купюры.
В: А как вы думаете какие деньги удобнее монеты или купюры?
В: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? И мы может это проверить?
У меня для вас открыта лаборатория. Вы исследователи. Пройдемте в лабораторию. (Одеваем халат и шапочку)
Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры. И как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карту. И на доске у нас карта (карта на мольберте).
В: Посмотрите на оборудование. Как вы думаете, что будут символизировать бумага?
Дети: Бумага – купюры
1 эксперимент: - бумага мнётся, рвется; а монета нет.
ВЫВОД. Какой вывод можно сделать?
ДЕТИ: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.
В: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2 эксперимент: Намочим бумагу. Кладите бумагу в воду. Что происходит? Дети: Она намокает.
В: А если она намокнет, что произойдёт? Дети: Она развалится.
В: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает?
ВЫВОД: плюс монетки
3 эксперимент: Давайте определим, что легче монета или купюра.
В: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее? Можно подуть? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Взвесим купюру и монетку. (Весы) Какой вывод сделаем? Что легче?
ВЫВОД: что выигрывает? Ставим плюсик купюре.
4 эксперимент: Фея для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке? Дети: Проверяют.
ВЫВОД: купюра удобнее
Посмотрите в карту. Кто выигрывает?
Дети: Ничья.
В: А что значит ничья?
Дети: Одинаковое количество плюсиков.
В: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
ВЫВОД: нужны нам и монеты, и купюры.
Сняли халат и сели за стол
Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?
Дети: Банковская карта.
В: Спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой? Уважаемые гости поднимите руку, если считаете, что картой тоже удобно пользоваться.
Командам - монетку
В: Отрываем второй лепесток.
Фея экономических наук предлагает нам поговорить о «Семейном бюджете»
Картинка
В: Любые деньги любят счёт.
Мама в семейный кошелёк их кладёт.
Все деньги, которыми родители могут распоряжаться, называются семейным бюджетом. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой бюджет. Сейчас мы составим бюджет семьи.
Практическое задание (на столах монеты- до 10)
Посчитайте семейный бюджет.
Папа заработал - 5 монет
Мама заработала - 2 монеты
Бабушка с дедушкой получили пенсию -2 монеты
Сын студент получил стипендию – 1 монету
Какая сумма в семейном бюджете? Посчитайте.
Командам - монетку
В: Отрываем третий лепесток.
- Фея экономических наук, предлагает вам «загадки с отгадками»
Картинка отгадки
1. В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи? (Банк.)
2. Из какого аппарата
выдаётся всем зарплата? (Банкомат.)
3. На товаре быть должна
обязательно … (Цена)
4. Герб и цифры там в рядах
стоят на разных сторонах (монета)
5. И врачу, и акробату
Выдают за труд. (зарплату)
6. Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. (Копилка)
Командам - монетку
В: Отрываем четвертый лепесток
- Фея предлагает вам отдохнуть - физминутка
«Будем денежки считать».
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (Сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак)
В: Отрываем пятый лепесток
Картинка на компьютере мама и папа с доходом
В: Что получает взрослый за свой труд (Ответы детей).
Да, они получает зарплату - деньги. Что это будет? Доход – это денежные средства полученные в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.
В широком смысле слово «доход» обозначает любой приток денежных средств или получение материальных ценностей, обладающих денежной стоимостью.
В: Когда вы приобретаете что - то на свои деньги, вы их тратите или не тратите? Ваши затраты – это? Расход.
Расход – это трата, затрата, деньги на прожитие.
Давайте поиграем в игру «Что это: доход или расход?»
Картинка
В: Надо определить что в семье доход или расход, поднимаете карточку со стрелочкой ------синея стрелочка – доход, красная – стрелочка расход.
Командам - монетку
В: Отрываем шестой лепесток.
- Фея экономических наук, предлагает вам:
Игру «Что нельзя купить за деньги»
-Ребята, а вы делали покупки самостоятельно? (ответы детей)
В: А все ли можно купить ? (ответы детей)
В: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба? (Нисколько).
В: Она бесценна, совершенно верно.
Взяли в руки большую монету, встали в круг, я называю слова, а вы определяете можно купить за деньги или нет. Если можно поднимаем монету, не покупается за деньги, не поднимаем монету, стоите спокойно.
В: Называет слова: книга, конфеты, ум, машина, честность, телевизор, вежливость, здоровье, совесть, диван, доброта, дружба, доброту, квартира, хлеб, смелость.
В: То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.
Командам - монетку
В: Молодцы, ребята, вы поработали на славу. А сейчас Фея экономических наук хочет узнать сколько монет вы заработали? (Счет монет)
Сколько монет у команды «Знатоки» и у команды «Всезнайки».
Кто победил - дружба!
Я предлагаю вам подумать и решить на что потратите свои монеты и продолжать фразу: я бы потратил бы деньги на….
Ответы
Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:
«Мы ребята просто класс,
Получилось всё у нас!»
Молодцы!
- Вы сегодня хорошо работали, и у Феи для вас сюрприз (шоколадные монетки).
Фея гостям дарит золотые монетки на желаемую мечту!
Всем спасибо!