Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4 «Солнышко»
Конструкт непосредственного образовательной деятельности по математике в средней группе.
Тема: В гостях у Буратино.
Исполнитель: Ткаченко Ольга Викторовна, воспитатель ВКК
Арамиль 2023 год
Тема НОД: «В гостях у Буратино.»
Программное содержание:
Цели: закрепить и расширить знания о геометрических фигурах
Задачи:
Обучающие задачи:
Развивающие задачи:
• Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, короткий, широкий, узкий.
Воспитывающие задачи:
- Развивать внимание, память, глазомер, мелкую моторику рук, логическое мышление.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление.
Словарная работа: первый по счёту, второй по счёту, третий по счёту, прямоугольник.
Оборудование занятия: телевизор, фланелиграф.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал: картинка Буратино, Арлекино, Пьеро, Артемон; карточка с одной полоской, карточка с изображением трех бантиков разного цвета; конверт; квадрат, прямоугольник (соотношение фигур по величине 1:2); картинка мешочек с предметами (веревочки разной длины, ленты разной ширины); мяч.
Раздаточный материал. Плоскостные изображения бантиков такого же цвета, как на демонстрационной карточке (по 3 шт. для каждого ребенка): красный, зеленый, желтый. тарелочка с предметами: геометрические фигуры квадрат и прямоугольник (на каждого); полоски разной длины, ленты разной ширины.
Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: поиск и выбор картинок для занятия, подготовка раздаточного материала.
Предварительная работа с детьми: чтение сказки буратино, изучение счёта до трёх.
Методические указания: сюрпризный момент, беседа, работа с раздаточным материалом, показ демонстрационного материала, игровые приемы.
Индивидуальная работа с детьми: помочь Свете правильно разобрать полоски разной длинны, С Элханом правильно расположить предметы по высоте, Рома Ш. правильно находить отличия и сходство с квадратом и прямоугольником.
Форма организации занятия: коллективная, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность, двигательная деятельность.
Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности
Этапы деятельности | методы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат |
Мотивационный этап: Задача: с мотивировать детей на предстоящую деятельность, создание атмосферы заинтересованности. | Беседа: стимулирование занимательным содержанием. | Стимулирует любознательность детей, интерес. -Посмотрите ребята, сколько гостей сегодня пришли к нам на занятие! -Здравствуйте, гости! Педагог создаёт сюрпризный момент. -Приглашаю всех детей в путь отправится скорей, ждут вас испытания сложные задания. Ребята вы готовы отправиться в путешествие в гости к Буратино? | Дети здороваются. Дети встают друг за другом и шагают по группе. | Формируется эмоционально-ценностное отношение к совместной деятельности с педагогом. |
Словесное восприятие способов действий (вопросы на уточнение). Задача: актуализация знаний.необходимых для предстоящей деятельности. | Создание проблемной ситуации. | Игровое упражнение «Поможем Буратино сосчитать игрушки». -Посмотрите, кто к нам пришёл в гости? -Буратино учится считать: «Он принес с собой любимые игрушки и хочет их посчитать. -Давайте поможем ему. (Выставляет на фланелеграфе игрушки: Арлекино, Пьеро и Артемон.) Воспитатель напоминает правила счета и предлагает нескольким детям посчитать игрушки. Затем спрашивает: -«Сколько игрушек у Буратино?» (Три игрушки.) «Когда мы хотим узнать, которая по счету игрушка, то должны считать по-другому: первый, второй, третий», – объясняет воспитатель. Дети считают вместе с воспитателем, называя порядковое числительное и предмет: «Первый Арлекино, второй Пьеро, третий Артемон». Затем воспитатель называет игрушку, а дети определяют ее порядковое место и проверяют правильность ответа (пересчитывают предметы по порядку). | Дети выражают эмоции посредством действий, слов, жестов. Отвечают на вопросы | Вызвать интерес, активное участие в процессе |
Практическое применение способов действий. Задача: реализация намеченного плана действий, практическое решение проблемной ситуации. | Демонстрация. Продуктивная деятельность. | Игровое упражнение «Разложи бантики по образцу». Воспитатель показывает демонстрационную карточку с изображением бантиков и говорит: -«Буратино собрал для Мальвины бантики разных цветов. - Расположите свои бантики по образцу. -Сколько бантиков собрал Буратино для Мальвины? Какого цвета бантики? -Посчитайте бантики по порядку. Который по счету зеленый бантик? Какого цвета бантик на третьем месте?..» Буратино «достает» из конверта квадрат и появляется на телевизоре. Воспитатель спрашивает у детей: -«Какую фигуру принес Буратино? Что есть у квадрата? Покажите стороны квадрата. Покажите углы квадрата. Сколько углов?» (Много.) Рядом с квадратом Буратино появляется прямоугольник. Воспитатель интересуется: -«Кто знает эту фигуру? Как она называется? (Это прямоугольник.) Что есть у прямоугольника? Покажите стороны прямоугольника. Покажите углы прямоугольника. Сколько углов? (много) Чем похожи квадрат и прямоугольник? Чем отличаются эти фигуры?» Воспитатель накладывает квадрат на прямоугольник и уточняет, что прямоугольник длиннее квадрата. | (У каждого ребенка по 3 разноцветных бантика.) Дети выполняют действия по заданному образцу. (Дети называют порядковое числительное и цвет бантика: «Первый бантик красный…» Дети называют. Квадрат. У квадрата есть стороны, есть углы. Дети называют: Прямоугольник. У прямоугольника есть стороны и углы. | Вызвать интерес, активное участие в процессе работы. |
Смена видов деятельности. Физминутка. | Выполнение действий по тексту | Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать. Нужно на носочки встать. | Дети вовлечены в двигательную и речевую активность (выполняют действия у стульчиков). | Выполняют двигательные упражнения, направленные на эмоциональное восприятие игровой ситуации. Проявляют желание участвовать в играх. |
Продолжение практического применения способов действий. Задача: реализация намеченного плана действий, практическое решение проблемной ситуации. | Продуктивная деятельность. | Игровое упражнение «Найди пару». Буратино «достает» из мешочка предметы, разные по длине, ширине, высоте (полосочки, ленты), и Воспитатель предлагает детям найти пары предметов, сравнить их и обозначить соответствующие признаки словами: длинный, короткий, широкий, узкий. | раскладывают предметы на столе. | Вызвать интерес, активное участие в процессе |
Смена видов деятельности. Продолжение занятия на ковре (в кругу с мячом) | Продуктивная деятельность. | Игровое упражнение «Скажи наоборот». Воспитатель по очереди бросает детям мяч и называет слова, характеризующие предметы по длине, ширине, высоте. Ребенок называет противоположное слово (например, длинная дорога – короткая дорога) и возвращает мяч. | Дети в стают в круг и с помощью мяча называют противоположные слова к словам, которые называет воспитатель. | Вызвать интерес, активное участие в процессе |
Подведение итогов. Задача: самооценка результатов деятельности. | Беседа, поощрение. | Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось занятие? Кто к нам в гости приходил? Вы мне тоже очень понравились сегодня, были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось показать, свои знания. | Дети стоят в кругу. Отвечают на итоговые вопросы. | Проводят сравнительный анализ своей деятельности и сверстников. |
Рефлексия и открытость. Задача: с ориентировать детей на самостоятельную деятельность. | Эмоциональное стимулирование. | Педагог прощается с гостями и выражает им признательность. | Дети вовлечены в обсуждение, выражают мысли. Высказывают своё мнение. Прощаются с героями и гостями. | Дети учатся анализировать и высказывать своё мнение в конце. Закрепляют ситуацию успеха. |