Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Организация проектно-исследовательской деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий

приобретение обучающимися навыков проектно-исследовательской деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Организация проектно-исследовательской деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий

Содержание

проектного обучения……………………………………………………. 8

Заключение……………………………………………………………….. 13

Список использованной литературы …………………………………… 14


Введение. Метод проектов. Основные требования и классификация.

Одной из базовых образовательных технологий ФГОС является технология, основанная на реализации проектной деятельности. Суть метода заключается в том, чтобы стимулировать интерес обучаемых к проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.

Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучающихся. Школьники с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале двадцатого века в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником Уильямом Хердом Килпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Проект – это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Под проектом подразумевается план, предложение, предварительный текст какого-либо документа и т.д.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, осуществляемую через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.

В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов всегда предусматривает решение какой-либо проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

Евгения Семеновна Полат, профессор, доктор педагогических наук, определяет основные требования к использованию метода проектов:

К таким методам относятся:

определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола»);

выдвижение гипотезы;

обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);

сбор, систематизация и анализ полученных данных;

подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

выводы, выдвижение новых проблем исследования.

По количеству учащихся проекты можно классифицировать как:

личностные;

парные;

групповые.

По продолжительности работы:

краткосрочные (до одной недели);

средней продолжительности (от недели до месяца);

долгосрочные (от четверти до года).

В ходе проектной деятельности учащиеся расширяют знания по изучаемым предметам, формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета.

Наибольшую ценность по этим предметам представляют межпредметные проекты, реализуемые во внеклассной деятельности, так как они формируют опыт решения комплексных проблем, имеющих социальную значимость. У учителей русского языка и литературы имеется прекрасная возможность работать над межпредметными проектами в рамках преподавания своих предметов.

Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности.

Цель проекта: приобретение обучающимися навыков проектно-исследовательской деятельности.

Задачи:

- дать общее представление о проектно-исследовательской деятельности;

- Развитие творческого потенциала способностей обучающихся;

- привести примеры проектно-исследовательских работ учащихся.

Глава 1

Применение метода проектов на учебных занятиях

Реализация метода проектов, методики сотрудничества весьма перспективны при изучении русского языка и литературы. Работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках.

Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на проектирование. Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.

Общеизвестно, что к концу 7 - началу 8-го класса интерес учащихся к предмету резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету. Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считается, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к изучению любого школьного предмета именно в этом возрасте. Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными.

За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту, могут быть также учреждены специальные номинации: «оригинальность», «научность», «актуальность» и т. п. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

На начальном этапе освоения метода проекты могут быть информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми.

Можно использовать метод проектов на одном-двух уроках – мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должны оставаться неизменными – это самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.

Выбор тематики проектов для каждой учебной ситуации индивидуален. Результаты выполнения проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, компьютерная газета, альманах и т.д.).

В процессе подготовки и проведения подобных уроков появляется возможность формирования у учащихся новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга, новых личностных качеств.

Метод проектов может использоваться в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач, и тогда можно организовывать мини-проекты достаточно часто, приучая учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно (краткосрочные, в рамках урока).

Примерами краткосрочных проектов (в рамках изучения программного материала) могут быть работы по темам:

Примеры среднесрочных проектов:

Метод проектов в значительной мере способствует тому, что знания учащихся максимально приближены к научному познанию мира.

В обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. Здесь также помогает продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлексия и анализ результатов. Все это – проектирование, которое решает различные проблемы, позволяет избежать ошибок, сделать оптимальным выбор способа решения проблемы.

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении для современной школы становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.

Глава 2

Создание педагогических условий и технология организации проектного обучения

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.

Проектная деятельность позволяет ему осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Это очень сложно и требует постоянной самоотдачи учителя. Но труд в данном случае оплачивается сторицей.

Меняется психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

В работе над проектом учитель:

помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

сам является этим источником;

координирует весь процесс;

поощряет учеников;

поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Позицию учителя можно охарактеризовать как энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, как «человек, задающий вопросы», координатор, эксперт. Вместе с тем, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.

Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных усилий ученика и учителя, а на том, каким путем достигнут результат.

В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.

Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.

Критерии оценки проекта обязаны быть понятными, их должно быть не более 7-10. Оценивать необходимо качество работы в целом, а не только презентацию.

Критерии оценки результатов проектной деятельности учеников могут включать в себя:

владение способами познавательной деятельности;

умение использовать различные источники информации, методы исследования;

коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;

самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.

Этапы организации исследовательской деятельности разделяют на начальный, основной и заключительный (или внедренческий).

На начальном этапе решается ряд проблем, связанных с:

актуальностью темы;

идеей исследования;

замыслом исследования;

объектом исследования (с кем или с чем работать);

предметом исследования (что будут исследовать);

целью исследования;

задачами;

гипотезами (что возможно и при каких условиях);

диагностическим инструментарием;

критериями оценки ожидаемых результатов;

прогнозом возможных негативных последствий;

способами коррекции, компенсации негативных последствий.

Основной этап делится на подготовительный, практический и обобщающий.

Заключительный этап (внедренческий) предполагает:

выступление;

презентацию;

участие в конкурсах, семинарах, конференциях и т.д.;

вывод и рецензирование.

Глава 3

Исследовательская деятельность на уроках литературы

В методике преподавания русского языка и литературы метод проектов занимает особое место, так как позволяет ученику самостоятельно формировать собственные интеллектуальные структуры, воспитывает способность к обучению, рассуждению, действию. Это позволяет преодолеть созерцательность, рефлексивность и пассивность учащихся в обучении. Метод проектов формирует креативно-интеллектуальную активность, коммуникативные умения, широкое усвоение информационных технологий.

Самый первый жанр, с которым сталкивается человек, - это сказка. Этот вид устного народного творчества встречается у всех народов мира, и корни его уходят в далекое прошлое. В древние времена сказки, не имея возможности быть записанными, передавались из уст в уста, постепенно изменяясь и образуя различные варианты. Сбору и записи фольклора посвятили свою жизнь многие выдающиеся умы, такие как, например, Владимир Иванович Даль (1801-1872), Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871), русский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп (1895-1970).

На что можно обратить внимание при исследовании жанра сказки? У всех народов на одинаковой стадии развития складываются похожие верования и обряды, формы общественной жизни. Следовательно, идеалы и конфликты, отражаемые в сказках, у них одни и те же. В сказках нет точного напоминания о какой-либо определенной стадии культуры: здесь смешиваются и сталкиваются друг с другом различные исторические циклы и культурные стили. В сказках сохранились образцы поведения, которые могли существовать во многих культурных циклах и в разные исторические моменты.

Рассмотрим проект по литературе «Особенности народной и литературной сказок», который разработан в рамках учебной темы «Устное народное творчество. Сказки». В работе над этим проектом ученики не получают готовых знаний, они их добывают самостоятельно. Проект предназначен для развития творческих способностей учащихся, что предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки сравнительно-сопоставительного анализа как способа изучения художественного произведения.

Целью проекта по русской литературе «Особенности народной и литературной сказок» являлось показать необходимость фольклора в современности, развивать интерес к фольклорному наследию нашей страны.

Задачи проекта:

провести исследование по сказкам;

показать необходимость использования сказок в современной жизни;

развивать интерес к детскому фольклору;

пропагандировать использование сказок в повседневной жизни.

В процессе работы над проектом ученики рассматривают следующие вопросы:

сказка как литературный жанр (нужно выписать из литературоведческого словаря определение сказки народной, сказки литературной);

композиция сказки (выписать определения следующих терминов: зачин-присказка, развитие действия, концовка; найти примеры зачина и концовки в народных и авторских сказках);

язык сказки (литература - это, прежде всего, общение с писателем через кропотливое изучение и анализ художественного текста, это живая речь учителя и ученика, их диалог. Однако разумное внедрение информационных технологий поможет сделать урок более ярким, наглядным, запоминающимся);

герои сказки (сопоставить героев народной и литературной сказки, привести примеры положительных и отрицательных героев);

виды сказок (привести примеры народных и литературных сказок волшебных, бытовых и о животных);

выводы, заполнение листа рефлексии;

Выполняя творческие работы, учащиеся могут попробовать себя в качестве писателя, выполняют презентацию и буклет по теме проекта. Учащиеся также расширяют свои представления о жанре сказки, узнают интересные факты из жизни знаменитых писателей-сказочников, проявляют себя как писатели-сказочники.

Заключение

Метод проектов, несомненно, перспективен как эффективная форма деятельностного подхода.

Самое решающее звено в реализации проекта - учитель. Меняется его роль. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Практика показывает, что применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. На уроках мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваем умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Это хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества учащихся

Таким образом, главные достоинства проектного метода обучения следующие: актуальность.

В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно; создание комфортной образовательной среды.

Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности; дифференцированный подход.

Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно- ориентированного обучения;

использование информационных технологий;

формирование исследовательских умений;

мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.

Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.

Проектное обучение – это полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не вытесняет ее. Специалисты из стран, имеющих большой опыт проектного обучения, считают, что проект следует использовать как дополнение к другим видам обучения. И в этом случае учитель только разнообразит учебную работу, превратив образовательный процесс в результативную творческую работу9.

Список литературы

Учебные проекты с использованием  Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования // Под ред. Е. С. Полат. — М.: Просвещение, 2000.

Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М.: Просвещение, 2005. — С. 100—116.

Антипова А.Н. Актуальность проектной и учебно-исследовательской деятельности в современных условиях образования. -2013.

Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.

Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся»: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: «Аркти», 2003

Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода // Иностранные языки в школе. – 2015.

Абрамова, С. В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку / С. В. Абрамова // Русский язык в школе. - 2011 б. - № 6. - С.22-28.

Абрамова, С. В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку / С. В. Абрамова // Русский язык в школе. - 2011 в. - № 7. - С.20-25.

Баженова, И. И. Выполнение индивидуального проекта как одно из современных требований к результатам образования школьников / И. И. Баженова, Д. В. Романько // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 8. - С. 109-117.

Беднарская, Л. Д. Проектная деятельность на каждом уроке / Л. Д. Беднарская // Русский язык в школе. - 2015 а. - № 4. - С. 6-9

Бондаренко, М. А. Оформление списка литературы к учебному проекту: постановка проблемы / М. А. Бондаренко // Русский язык в школе. -2020. - № 6. - С. 7-13.

Бондаренко, М. А. Проектная работа на уроках русского языка: проблемы и решения / М. А. Бондаренко // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. - 2018 а. - № 6. - С. 956960.

Бондаренко, М. А. Русский язык. Проекты и творческие задания. 5 класс: рабочая тетрадь: учебное пособие для общеобразовательных организаций / М. А. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2018 б. - 127 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области