Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методические рекомендации организации и проведения сюжетно-ролевых игр и уроков в начальной школе

Цели Расширение кругозора,познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков. ЗадачиПодобрать средства активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методические рекомендации организации и проведения

сюжетно-ролевых игр и уроков в начальной школе

Пояснительная записка

Данные рекомендации призваны оказать помощь в работе - школьным учителям. Готовясь к уроку с их использованиемпроведения сюжетных игр и имитационных упражнений., надо тщательно продумать все этапы проведения урока. Каждая игра включает в себя определение задач для класса в целом и для отдельных команд. Число команд и разделение учащихся по командам зависит от содержания игры, места её проведения, подготовленности учащихся, наличие учебно-материальной базы. Непосредственное распределение учащихся по командам осуществляем согласно проведённому расчёту, путём жеребьёвки, или состав команд определяет сам учитель. Размещение учащихся в зале или на площадке должно быть таким, чтобы обеспечить надлежащие условия для выполнения двигательных действий и соблюдения техники безопасности.

Объяснение содержания игры должно быть кратким и чётким, сопровождаться показом основных элементов, а иногда и пробным выполнением более сложных движений. Это позволяет сознательно подготовить ребят к преодолению возможных трудностей.

Сигналом для начало игры служат звуковые и зрительные сигналы: судейский свисток, сирена, хлопок в ладони, движение флажком или рукой, устная команда. Учителю, исполняющему роль наставника и главного судьи, приходится очень внимательно следить за соблюдением правил игры, справедливо решать все споры, и недоразумения, объективно оценивать игру, определять лучших её участников и команды – победительницы. Ещё лучше, если к судейству будут подключаться и ученики, освобождённые от занятий по состоянию здоровья. Подведению итогов с анализом проведённой игры я по возможности придаю торжественную обстановку.

На уроках с сюжетными играми необходимо особое внимание уделять вопросу нагрузки в занятиях, избегать переутомления детей, внимательно следить за правильной расстановкой спортивных снарядов и инвентаря. Надо заботиться и об эстетической стороной сюжетного урока, требовать наличие единой спортивной формы, следить за опрятностью детей, добиваться красоты и чёткости движений. Важно также, чтобы ребята под руководством педагога сами устанавливали снаряды и инвентарь. При выборе игр преимущество получают те из них, которые наиболее интересны учащимся. Сюжетные игры должны воспитывать у детей чувство коллективизма, любовь к родной природе, желание узнать о своём крае.

Участвуя в сюжетных играх, дети имитируют определённые события или явления, выступают в роли взрослых. Это помогает развитию у детей инициативы, находчивости. Когда игры проводятся под музыку, они развивают у ребят музыкальный вкус, приучают к ритмическим, чётким движениям, содействуют формированию правильной осанке.

Сюжетные игры способствуют лучшему усвоению программного материала по физической культуре. В ходе их дети закрепляют навыки выполнения строевых команд, движений руками и ногами в различных направлениях, в лицевой и боковой плоскости, наклонов вперёд, назад, в стороны, ходьбы, бега, метания. В играх используют большие и малые мячи, скакалки, гимнастические палки, обручи.

При прохождении раздела “Лыжная подготовка” дети должны научиться построению с лыжами в колонну по одному, соблюдая определённый интервал, поворотам на месте с лыжами и на лыжах, ходьбе скользящим шагом с палками и без них, подъёму ступающим шагом и спуску в основной стойке. В сюжетных играх многие из этих упражнений можно разучить путём имитации на спортивной площадке или в зале ещё задолго до появления снежного покрова.

Упражнения, предусмотренные учебной программой для освоения элементов лёгкой атлетике (прыжки в высоту, в длину, прыжки из круга в круг и прочие), можно имитировать, как срывание яблок в саду, доставание в прыжке веток деревьев или летящего воздушного шарика …

Учебной программой предусмотрено метание малого мяча с места и с разбега в горизонтальную и вертикальную цель, на дальность. В сюжетных играх можно имитировать метание гранаты во вражеский дот, бросать снежки, штурмуя снежную крепость, и так далее.

Педагогическая ценность сюжетных уроков состоит и в том, что перед учителем во время игры раскрывается характер ребёнка. В процессе игры воспитываются дети - организаторы, помощники учителя. Учащиеся получают дополнительные знания об общественных явлениях, о труде и быте людей, жизни животных, явлениях природы. В сюжетных играх развивается творчество детей, повышается активность и интерес детей к занятиям.

Содержание и методика проведения сюжетных игр.

Сюжетные игры я применяются на уроках в 1-4 классах в вводной и частично в основной частях. Иногда весь урок состоит из сюжетных игр. Все речитативы в играх составлены мной, частично заимствованы из методической литературы. Урок по сценарию начинается всегда с живого и красочного словесного введения детей в образ, в предстоящее на уроке событие и только за тем, по ходу урока, через эмоциональную сферу, вводятся средства физического воспитания.

Например, при подготовке «К туристическому походу» можно провести разминку в самом же «походе» так возможны и полосы препятствий и использование лазанья, прыжков, бега. Но все эти действия должны быть увязаны смысловой сюжетной линией. В ряде сценариев, например, «Пожарные» используют соревновательный метод, чья «пожарная команда» быстрее выполнит задания, которых может быть множество.

Сюжетных игры, которые чаще всего используют

на уроках физкультуры в начальной школе.

Cюжеты заимствованы из методической литературы и разработаны самой. Например, провожу игру «Теремок» (придумано на сюжет известной детской сказки и похоже на игру «Волк во рву»). Игра нацелена на развитие прыгучести, смелости. Класс делится на две команды. В первую входят жители теремка, во вторую - зверята. Живущие в теремке, взявшись за руки, образуют круг, зверята свободно располагаются за кругом.

Учитель и дети, стоящие в кругу, читая стихотворение «Строим, строим теремок, он ни низок ни высок, заходите к нам зверята кто промок и кто продрог» движутся влево (вправо), опуская и поднимая сомкнутые руки. Услышав эти слова, зверята забегают в теремок и, прыгая на одной или на обеих ногах, приговаривают: «В теремке лесной народ пляшет, песенки поет!».

Дети стоящие в кругу, прихлопывают ладони и вместе со зверятами читают стихотворение дальше: « Прыг-скок, прыг-скок, завалился теремок!». С последними словами они соединяют руки, приседают, а учитель считает: «Раз, два, три». За это время все зверята должны выпрыгнуть из теремка, те кто не успел - выбывают из игры. Через две-три игры учащиеся меняются местами.

Следующая игра«Птичья стайка». Игра направлена на развитие силы, быстроту реакции.

Взявшись за руки школьники стоят по кругу возле гимнастической стенки, канатов, рукоходов ( можно игру проводить ни площадке возле гимнастического городка). Учитель – за кругом, указывая на ребят назначает, кто какой птичкой будет. По сигналу дети вместе с учителем, в припрыжку продвигаются по кругу читая стихотворение (автор И. Токмакова).

« Пой-ка подпевай-ка

Десять птичек стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная гловушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – скоростель,

Эта птичка – скворушка

Серенькое перышко.

Это- зяблик,

Это – стриж,

Это – развеселый чиж.

Ну, а это - злой орлан

Птички, птички по домам!»

После этих слов учащиеся бегут и взбираются на гимнастическую стенку, повисают на рукоходах, канатах и гимнастических снарядах. Орлан выводит из игры тех, кто коснулся ногами земли. Выигрывают те участники, которые дольше продержались в висе.

Сюжетная игра«Лесное царство».

Дети изображают разных зверей, птиц, насекомых. Это позволяет значительно разнообразить сюжетно-ролевые игры. Имитация движений зверей, птиц, насекомых развивает у детей такие качества, как силу, гибкость, ловкость.

В игре «Лесное царство»

первым на поляне встречается медведь. Учитель показывает ребятам рисунок медведя и говорит: « Он сильный и, чтобы стать еще сильнее обязательно тренирует свои лапы». Все дети принимают упор - лежа на полу и начинают сгибание и разгибание рук в упоре, девочки при этом могут опираться коленями об пол. По команде учителя все дети встают и со словами « Миша, Миша косолапый, выпрямляй-ка свои лапы» имитируют движение медведя, продвигаясь вперед на внешней или внутренней сторонах стоп.

Учитель: «А теперь мы повстречали зайца, у него ноги сильные. Прыгаем как зайцы». Ребята со словами «Заяц, заяц длинноухий, самый быстрый самый ловкий» прыгают на носках обеих ног.

Учитель: «А сейчас загадка. «Зеленая, красивая, листья ест, траву ест, но вредитель»».

Дети отвечают «Гусеница». Можно показать рисунок гусеницы и дети начинают выполнять упражнение «Гусеница», ложатся на пол и ползут по-пластунски. Методические указания учителя: «Все гусеницы прижимаются к листочкам. Все упражнения выполняем добросовестно».

Учитель: «В траве мы видим паучка».

Дети произносят: «Паучок, паучок, ты коричневый бочок, лапками двигаешь, ползешь, но не прыгаешь». Затем выполняют упражнение «Паучок»» (переползание на руках и ногах, упор руками сзади).

Для совершенствования прыжка с места придумана игра «Ох, ух, эх».

Команды выстраиваются в шеренги. Первые в шеренгах выполняют прыжок на двух ногах в длину. Место приземления отмечается. Затем прыжок выполняют следующие в шеренгах игроки. Если учащийся не допрыгивает до отметки первого, то он говорит «Ох», если допрыгивает – «Ух», если перепрыгивает – «Эх». Когда все закончат прыжки, подсчитывают, сколько в команде «Охов», «Ухов», «Эхов». Затем игра начинается с другого конца шеренги. В игре ребята выполняют прыжок в длину с места с интересом, более эмоционально и стараются показать наилучший результат.

Сюжетно-ролевая игра «Наша зарядка» и сюжетно-ролевой урок «Поход на чудо-поляну». Применяется во всех начальных классах.

Игра «Наша зарядка». Применяется во всех началь­ных классах.

Задачи:

1. Закрепить изученный ранее комплекс утренней гимнастики.

2. Повторить речитативы.

3. Совершенствовать умения и навыки игры с мячом.

4. Отрабатывать навыки личной гигиены в условиях урока физической культуры.

Оборудование и инвентарь: малые мячи, количество которых соответствует числу учеников.

Место проведения: физкультурный зал или спортивная площадка.

Класс строится в одну шеренгу.

Учитель: «Чтобы выполнить зарядку — встанем в круг все по порядку. (Дети образуют круг.) Раз-два — все вдыхаем, три-четыре—выдыхаем». Дети; «Мы привыкли все к порядку, дружно делаем зарядку, потому что каждый знает: нам зарядка помога­ет!».

Комплекс утренней гимнастики:

1. «Упражнение начиная, все на месте зашага­ем. Руки вверх поднимем выше, их опустим, глубже дышим. Взгляд, ребята, тоже выше, может, Карлсон есть на крыше».

2. «Упражнение второе: руки ставь за головою. Словно бабочки летаем, крылья сводим — расправляем. Раз-два-раз-раз, дружно делает весь класс».

3. «Упражненье номер три: вверх немножечко смотри. Руки вверх поочередно, и легко нам, и удобно. Раз-два-три-четыре, плечи разверни пошире».

4. «Руки к бедрам, ноги врозь — так давно уж повелось! Физкультура каждый день прогоняет сон и лень. Три наклона делай вниз, на «четыре» — поднимись!»

5. «Гибкость всем нужна на свете, наклоняться любят дети. Раз — направо, два — налево, пусть окрепнет наше тело!»

6. «Очень все мы любим упражненье: руки к плечам, круговые движенья. Раз — вперед, два — назад, физкультуре каждый рад».

7. «В заключенье, в добрый час, мы попрыгаем сейчас. Раз-два-три-четыре, нет детей сильнее в мире!»

В конце зарядки ходьба на месте с выполнени­ем дыхательных упражнений.

Двигаясь по залу (площадке), каждый из учеников берет малый мяч. Учитель: «Хочешь успевать на «5», приходи к нам поиграть. Другу мяч точней бросай, сам лови, да не теряй!».

Дети в парах играют с мячом. Звучат слова учителя: «Раз-два-три, мяч поймай и покажи!».Ребята поочередно останавливаются и показыва­ют педагогу свои мячи. Затем строятся в колонну и, обходя зал (площадку), произносят речитатив:

«Мы идем, идем, идем и мячи свои несем». Подходя к исходному рубежу, складывают мячи. Учитель: «Поразмялись, поиграли, а теперь пора нам в класс, чубы все нас уважали и всегда любили нас».

Задание на дом : вы полнить закрепленный на уроке комплекс упражнений утренней гимнасти­ки, повторить выученные речитативы.

Сюжетно-ролевой урок «Поход на чудо-поляну».

Задачи урока:

1. Закрепить навыки построения, перестроения, преодоления препятствий и переноски груза.

2. Способствовать формированию правильной осанки, развитию двигательных навыков и физических качеств.

3. Закрепить представление о личной гигиене, о бережном отношении к природе. Прививать трудовые навыки и любовь к родному краю.

Мест проведения: спортивный зал.

Оборудование, инвентарь: гимнастические скамейки и маты, канат, гимнастическое бревно, обручи, полотенца и ленточки по количеству учащихся.

Наглядные пособия: карта, где изображен путь к чудо - поляне, рисунок умывальника «Мойдодыр».

Вводная часть (12 минут).

Построение в шеренгу (на шее у каждого полотенце). Приветствие.

Учитель: « Ребята, сегодня мы отправимся в лес на поиски чудо - поляны. Путь предстоит трудный, опасный, но интересный. Нас ждут работы, игры и приключения. В лесу будем преодолевать различные труднопроходимые препятствия, быстро бегать, высоко и далеко прыгать, убирать мусор, сеять и собирать семена и плоды растений. Хотите направиться на чудо-поляну?

Сейчас раннее утро, и прежде всего мы с вами для укрепления здоровья и хорошего настроения должны сделать зарядку, умыться, почистить зубы и обтереться полотенцем. Для этого необходимо перестроиться в колонну по четыре. Как же нам быть!»

Ученики: «Нужно рассчитаться на один - четыре.» (Рассчитываются по четыре и строятся в колонны.)

2. Комплекс упражнений с полотенцем (можно под музыкальное сопровождение).

После упражнений проводиться опрос: Кто ежедневно делает зарядку, чистит зубы? Кто самый главный над зубными щетками, мочалками, мылом и полотенцем? (Мойдодыр)

По указанию учителя поворачиваются лицом к рисунку «Мойдодыра» и под звучание фрагмента из сказки К. Чуковского имитируют чистку зубов щеткой, умыванием и обтиранием полотенцем.

Ребята, прощаясь с «Мойдодыром», дают обещание хором: «Вот теперь всем классом дружно на поляну мы пойдем.

Ветви, сучья – все, что нужно, мы с поляны уберем».

Далее игра «У ребят порядок строгий», в процессе которой дети убирают полотенце и строятся в одну шеренгу.

Далее рассказ учителя по карте о дороге к чудо - поляне. Затем один подготовленный ученик преодолевает препятствия (вдоль линии волейбольной площадки размещены: гимнастическое бревно, канат, гимнастическая скамейка, разложенные круги рисунков пней и гимнастический мат в ширину).

Учитель: «Ребята, вы знаете, что в лесу баловаться и без надобности шуметь нельзя, иначе мы напугаем лесных обитателей. Для обозначения наших действий в лесу мы будем использовать красный, зеленый, желтый флажки в качестве светофора.

Проводиться игра«Светофор». Учитель читает стихотворение С. Михалкова. Недостающие слова дети подсказывают хором и выполняют соответствующие тексту движения.

« Если свет зажжется красный, значит - двигаться … (опасно).

Свет зеленый горит: проходите, путь … (открыт).

Желтый свет … (предупрежденье) жди сигнала для движенья».

По сигналу зеленым флажком дети начинают ходьбу в колонне по одному и выполняют ОРУ движении, преодолевая препятствие, идут в обход по залу (как по лесу).

Учитель: «Мы идем по узкой лесной тропинке. Она извивается, как змея, тем интереснее по ней пробежаться.» (Бег в колонне между кубиками, кеглями и гимнастическими снарядами).

Учитель: «Ах, какой чистый душистый воздух в лесу! Он исходит от трав и деревьев. Какие деревья растут в наших лесах?» (Ребята перечисляют названия деревьев)

Учитель: «Посмотрите! Перед нами речка, но до нее небольшой овраг с ручьем. Давайте спустимся к речке». (Передвижение приставными шагами боком на полусогнутых ногах – спуск по склону оврага)

Учитель: «Теперь необходимо пройти через ручей по бревнышку». (Ходьба по канату приставными шагами, стараются удерживать равновесие.)

Учитель: «Вот мы и дошли до речки. Будем переходить ее по мосту, но мост узкий и наверное качается. Надо быть осторожным». ( Идут по гимнастическому бревну, вытянув руки в сторону, с бревна прыжок на гимнастический мат, ноги полусогнуты, руки прямые перед грудью, туловище держать прямо.)

Учитель: «А сейчас перед нами болото. Чтобы не увязнуть старайтесь прыгать с кочки на кочку». (Прыжки с ноги на ногу по разложенным на полу обручам.)

Учитель: « Теперь нам надо преодолеть лежащие в беспорядке поваленные деревья и пройти сквозь кустарники». (Перелезание через гимнастические скамейки, накрытые гимнастическим матом)

Прохождение полосы препятствий два раза. Поднимается красный флажок, обозначающий остановку.

Учитель: «Наконец- то мы дошли до поляны, но она нуждается в очистке от сломанных сучьев, повалившихся деревьев, опавших шишек. Как вы думаете, мусор следует вывезти или можно сжечь?» (Сжигать нельзя.) Правильно, тогда за работу!»

Основная часть (23 минуты).

Учащиеся согласно расчету по четыре делятся на команды, каждая бригада организованно выполняет задания. Уборка мусора с поляны (убирают спортивный инвентарь).

Учитель: «Молодцы, ребята! Посмотрите, вокруг стало чисто и красиво, но, чтобы поляна показала свои чудеса, надо ее измерить, вспахать и засеять».

Команды строятся в колонны по четыре; проводятся три эстафеты.

Учитель: «Прежде чем вспахать и засеять поляну, измерим ее площадь».

Первая эстафета «Землемеры». У каждой команды гимнастическая палка. Каждый измеряет палкой расстояние до фишки. Бригада быстрее и точнее других измерившая расстояние, объявляется победительницей. Палку при каждом промере класть на пол.

Вторая эстафета «Пахари и сеятели». Участвуют парами. Первые набрасывают скакалку на плечи, протягивая ее под руки, а вторые берут скакалки за ручки, как за рукоятку плуга. Таким образом, пахари за лошадками в парах обегают фишку и передают следующей паре. Последняя пара в команде пробегает дистанцию, держась руками за гимнастическую палку спереди (это сеятели).

Во время подготовки к этой эстафете можно использовать рисунок из сказки «Мужик и медведь», чтобы дети имели представление об орудии труда – плуге.

Третья эстафета «Сбор цветов». Перед командами обручи, в них – искусственный цветок. Первые номера команд, подбегают к обручам собирать цветы и, возвратившись, передают их второму номеру, а тот обратно кладет в обручи цветочки и т.д.

После эстафет подсчитываются очки (занятое место можно оценивать количеством призовых орешков или шишками.) и выявляется лучшая команда.

После эстафет обратить внимание ребят на те чудеса, которые совершились на чудо - поляне, благодаря стараниям и трудолюбию детей и предложить поиграть с лесными жителями.

Игра «Охотники и лисы».

Всем за пояс заправляют ленточки (хвостики). Выбираются водящие – охотники, отличительный знак которых – кепка с прикрепленным к ним пером: «Зимой когда мороз трещит и с голоду не спится, по снегу в поисках еды бежит, спешит …» (Дети хором произносят слово «лисица» и разбегаются, а охотники их преследуют, стараясь выдернуть хвостики. Участник, потерявший хвостик выбывает их игры. По наибольшему количеству собранных ленточек выявляется победитель.

Заключительная часть (5 минут).

Перестроение в шеренгу, обсуждение о проделанной работе. Итог урока: отметить внимательных и старательных, объявить оценки.

Домашнее задание: выполнять утреннюю гимнастику с полотенцем, бережно относиться к нашему лесному богатству.

Урок-путешествие «По лесу к речке».

Задачи урока:

Совершенствовать навыки преодоления различных препятствий в беге.

Повторить подвижные игры.

Способствовать укреплению мышц, развитию быстроты, ловкости.

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование, инвентарь: гимнастические скамейки, барьеры, обручи, гимнастические маты, мостик, мел, магнитофон, скакалки, две веревки.

Вводная часть (5 минут).

Построение, приветствие.

Учитель: «Открывает секрет», сообщает, что сегодня класс отправляется путешествовать по лесу, а из леса выйдет к речке. (Ходьба по кругу в колонне.)

Учитель: «Прежде чем войти в лес, мы должны пройти по тропинке, нам встретятся кочки, мы увидим на лугу стога сена».

По ходу играем подвижную игру «Кочки, тропинка, копна». Если звучит слово «кочка», дети должны принять упор присев, если «тропинка» - продолжаем движение; если «копна» - дети образуют круг, руки подняты вверх. Игра на внимание. Можно задания поменять и игру провести еще раз.

Основная часть(30 минут).

Учитель: «Вот перед нами лесные заросли».

Дети идут по кругу в полу-приседе, в полном приседе, руки на коленях. Преодолевая поляну с поваленными деревьями, дети бегут по кругу и выполняют прыжки через скамейки. Поваленную сосну они преодолевают по скамейке, руки в стороны. А если дерево повалено и еще с висящими ветками, дети должны пролезть под барьером.

Учитель: «Перед нами поляна с огромными камнями» (Дети бегут, наступая на барьеры (скамейки)). А когда «начинается дождь, и камни становятся скользкими» выполняют прыжок в шаге через барьер. Затем, дети преодолевают ров (обозначен на полу с помощью двух веревок) выполняя прыжок с места в длину; перепрыгивают с разбега яму с водой (толчок дети выполняют на гимнастическом мостике, приземляются на гимназический мат).

Далее все выходят к болоту с кочками и выполняют многоскоки (обручи).

Учитель: «Вот и речка перед нами, можно сделать привал, приготовить обед, но сначала придется наловить рыбы. Как это можно сделать?»

Ребята отвечают, что для рыбной ловли нужна удочка.

Еще одна подвижная игра «Удочка».

Дети строятся по кругу, в центре водящий со скакалкой, которую он вращает по горизонтальной плоскости, невысоко от пола. Ребята перепрыгивают через скакалку, кто задевает, тот становится в центр круга. В конце игры определяются самые ловкие.

Следующая игра«Караси и щуки».

Учитель: «Из пойманной рыбы пора варить уху».

Все дети («Караси») стоят за лицевой линией, а в центре зала – водящий («щука»). По сигналу «караси» передвигаются к противоположному берегу, мимо «щуки». «Щука» ловит их. Когда будут пойманы (осалены) 5-6 «карасей», они, держась за руки, цепочкой становятся на среднюю линию, все остальные должны проскользнуть у них под руками. Последний не пойманный «карась» объявляется победителем.

Учитель: «Теперь после успешных дел можно весело отдохнуть. Будем танцевать». Исполняется «Танец утят» или комплекс упражнений ритмической гимнастики.

Если урок проводится для учащихся 3-4 классов, можно подвижную игру «Невод» вместо «Удочки». Уместно при этом вспомнить сказку А.С. Пушкина «О золотой рыбке».

Заключительная часть (5 минут).

Учитель: «Наше путешествие закончилось, занимаем места на теплоходе. Садимся, закрываем глаза, дышим глубоко через нос (восстановительные упражнения), отдыхаем (на скамеечках)».

Итог урока: вспомним, что мы узнали, чему научились. Оцениваем самых ловких, быстрых. Сделать замечания и тех, кто мешал, нарушал правила.

Сюжетно – ролевые игры на темы сказок. Они повышают интерес учеников к занятиям, позволяют детям быстрее понять и освоить требуемые движения, способствуют развитию воображения, интуиции, творческого подхода в разрешении игровых ситуаций, содействуют гармоничному развитию личности ребенка. Дети с удовольствием участвуют в них, привыкают к соревновательной обстановке. В этих сюжетно – ролевых играх включены различные упражнения на развитие скоростно-силовых качеств, скорости реакции, скорости одиночных движений и другие проявления быстроты. Для развития ловкости включены упражнения на равновесие и точность движения, а так же игры с использованием различных предметов. Вот один из таких уроков.

Игра «Путешествие в Африку».

Задачи урока:

Совершенствовать навыки преодоления полосы препятствий.

Закрепить технику выполнения упражнений типа утренней гигиенической гимнастики.

Научить быстро и четко выполнять задания эстафет.

Место проведения – спортивный зал.

Оборудование: гимнастические скамейки, баскетбольные и волейбольные мячи, гимнастические маты, резиновые жгуты, два каната, кегли, магнитофон.

Вводная часть

Построение в шеренгу.

Учитель: «Ребята, кто из вас читал сказку про доктора Айболита? Сегодня вы можете вместе с доктором Айболитом совершить путешествие в Африку. Мне пришли телеграммы от Гиппопотама. Послушайте:

Приезжай Айболит!

У обезьян живот болит.

Если доктор с друзьями не придут,

то обезьяны все умрут.

Доктором буду я , а вы согласны быть моими помощниками? (Дети соглашаются)

Но Африка, но Африка

довольно далеко

и море перед Африкой

довольно глубоко!

Придется бегать, лазать,

Умелым, ловким быть.

Сумеем ли, ребята,

Мы в Африку приплыть?

(Дети отвечают)

но тогда в дорогу,

долгим будет путь.

Сделаем зарядку

Чтоб не утонуть.»

Двигаясь по залу выполняют упражнения под музыку.

Далее перестроились в колонны.

Основная часть

Учитель: «До моря мы поедем на поезде».

Организация и проведение эстафет:

1 эстафета- «Паровоз и вагончики». Капитаны команд – тепловозы, а остальные – вагончики. По команде «тепловозы» прикрепляют первый «вагончик», бегут до фишки, возвращаются назад, прикрепляют второй «вагончик» и т.д.

Учитель: «Вот мы и у моря, садимся на корабли (команды садятся верхом на скамейки) и гребем веслами, а чтобы не заблудиться, путь нам будут показывать ласточки».

2 эстафета- «Ласточки».дети сидя на скамейках выполняют наклоны вперед, назад, имитируя движения гребцов. По сигналу учителя сидящий первым – ласточка – бежит до фишки и обратно, касается рукой до второго игрока, садится последним в ряду.

Учитель: «Молодцы! Вот и скалистый берег Африки. Что там нас ждет?»

3 эстафета- «Полоса препятствия». (Преодолевают полосу препятствия из исходного положения – сидят на скамейках).

Впереди ров (маты), болото (резиновые жгуты), дуб (скамейка поперек) и другие препятствия. (по выбору учителя)

Учитель: «К нам на помощь пришла черепаха.»

4 эстафета – «Черепаха». Исходное положение – то же, что и в предыдущей игре. Первый выполняет наклон, кладет себе на спину спущенный баскетбольный мяч и бежит до фишки и обратно, передает мяч следующему игроку.

Учитель: «А вот и верблюд спешит к нам на помощь».

5 эстафета «Верблюд». Исходное положение – то же. Первый игрок берет два волейбольных мяча, выполняет наклон, один мяч кладет правой рукой на лопатку, второй – левой рукой на поясницу. Придерживая их руками бежит до фишки, обегает ее и возвращается обратно, передает мячи следующему.

Учитель: «Ребята, кто же это? Кажется змея. Она тоже будет показывать нам дорогу».

6 эстафета – «Змея». Исходное положение – то же. В 2-3 метрах перед командами продольно лежат канаты. Надо пробежать по канатам не соскальзывая на пол. За сход с каната – 1 штрафное очко.

Учитель: «Смотрите! Обезьяны! Кто-то посадил их в ямы, и плачут они, и кричат, и помощи ждут от ребят! Вытащим их?»

7 эстафета «Обезьяны». Исходное положение – то же. Первый – бежит по скамейке, спрыгивает на мат, лезет по гимнастической стенке, на верху под стенкой – кегли (обезьяны), надо взять одну из них, спуститься и назад, по пути обегая гимнастические снаряды, коснуться следующего игрока, передавая ему старт.

Заключительная часть.

Учитель: «Молодцы! Спасли обезьян! Но обезьяны все больны, вылечить мы их должны! Вылечить их и развеселить поможет особая песня. Давайте вместе сними споем песню черепахи, но будем тянуть звуки «я» и «у».

Я на солнышке лежу-у-у (руки поднять за голову),

Яна солнышко гляжу-у-у (руки вверх).

Только я-я-я (руки на груди)

Все лежу-у-у (руки за голову)

И на солнышко гляжу-у-у (руки вверх).

Крокодил-дил-дил плывет (движения руками как при плавании брассом)

Носорог-рог-рог идет (движения ногами).

Только я-я-я (руки на груди).

Все лежу-у-у (руки за голову)

И на солнышко гляжу (руки вверх).

Учитель: «Молодцы, ребята! Вы очень смелые, ловкие и дружные. За нами прилетел самолет, пора домой. Возьмитесь за руки, встаньте в круг.

Сели дружно в самолет

И отправились в полет.

Горы, море пролетели

На площадку к школе сели.

Раз, два, раз, два –

Вот и кончилась игра».

Подводя итоги урока отметить лучших, назвать недостатки, указать на ошибки в эстафетах.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области