«Осень в гости к нам пришла»
Общешкольное развлекательно-познавательное мероприятие
для учащихся 1-4 классов малокомплектной школы.
Составитель: учитель начальных классов Быкова Лилия Рифовна
МБОУ СШ №56 г.Ульяновск
Цели и задачи:
Оборудование: выставка работ учащихся (поделки, рисунки); короны с изображением картофеля, капусты, чеснока, моркови, огурца, свёклы, помидора, лука, вороны, капельки дождя; костюм осени, дождя, Антошки, хозяйки, вороны; корзинка с картофелем, два одинаковых ведра; корзинка с шишками, корзинка с яблоками по количеству детей, и 5 яблок для конкурса, кусочки свежих овощей, повязки для глаз (шарфы); различные овощи, сложенные в тряпичные мешочки, 3-4 зонта разных размеров, фонограмма «Осенний вальс» И. Штрауса, песни «Антошка», отрывок «Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку…», «Тили, тили…» (сл. Ю. Энтина), дождя, песни «Ласковая осень» музыка А. Олейникова, слова Л. Ратич, музыки для игр, колонки, ноутбук.
Рекомендации по проведению: подготовить выставку рисунков на осеннюю тематику и поделок из природного материала; распределить сценки и роли по классам и ученикам и заранее их подготовить независимо друг от друга (при этом в сценках, читают стихи, и в роли капельки участвуют дети, а роль осени, ведущего, дождя исполняют классные руководители или родители); подготовить короны с изображением картофеля, капусты, чеснока, моркови, огурца, свёклы, помидора, лука, вороны, капельки дождя; костюм осени, дождя, Антошки, хозяйки, вороны; корзинка с картофелем, два одинаковых ведра; корзинка с шишками, корзинка с яблоками по количеству детей, и 5 яблок для конкурса, кусочки свежих овощей; различные овощи, сложенные в тряпичные мешочки; подготовить нарезку музыки песни «Антошка» , отрывок «Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку…», «Тили,тили…» (сл.Ю. Энтина), дождя, фонограмму «Осенний вальс» И. Штрауса и заранее разучить песню «Ласковая осень» музыка А. Олейникова, слова Л. Ратич; украсить зал гирляндами из осенних листьев и ягод рябины; подготовить необходимую аппаратуру (колонки, ноутбук).
Ход мероприятия:
На празднике присутствуют учителя начальной школы и учащиеся. Зал празднично украшен, оформлена выставка рисунков, поделок. Звучит музыка, ребята заходят в зал и рассаживаются по местам. Входит ведущий.
(Под музыку «Осенний вальс» И. Штрауса дети рассаживаются в зале)
Ведущий:
Вот и лето пролетело,
Ветерком прошелестело.
Осень уж в окно стучит,
Всё нам дождичек сулит.
Ветром двери отворила,
Листья в танце закружила,
Птиц в дорогу собрала,
Нам гостинцев принесла.
Вот и сегодня мы собрались, чтобы встретить «Царицу Осень». А может и не Осень вовсе к нам пришла. Как мы сможем узнать, кто к нам пожаловал? По каким приметам можно Осень определить? Разобраться в этом нам помогут ребята из 2 класса.
(дети читают стихи)
1 ученик:Осень подойдет неслышно,
Тихо в сад она войдёт.
Разукрасит все деревья,
И тихонько листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
2 ученик:Вот ещё одна примета
Нитью белой паутины все опутаны кусты.
День заметно сократился,
Потемнели облака,
Будто их накрыла тень,
Стала пасмурной река -
3 ученик:Третья верная примета:
Осень ходит близко где-то.
Утром ранним на поляны
Легли белые туманы,
Целый день идут дожди,
Пеленой затянут просинь -
Значит, наступила осень.
4 ученик:Журавли на юг летят,
Здравствуй, здравствуй осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим.
5 ученик:Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем.
Приходи, мы ждём тебя,
Осень золотая!
Осень:Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится костюмчик мой,
Да, да он словно золотой.
Я пришла на праздник к вам
Буду веселиться.
Очень, очень я хочу
С вами подружиться.
(Осень обходит выставку поделок)
Осень: Вижу, встречу со мной вы долго ждали и готовились к ней. Сколько красивых поделок вы смастерили, сколько красивых картин обо мне нарисовали! Молодцы, ребята!
(Вбегает Антошка.)
Антошка:
Ой, а куда это я попал?
Ведущий:
В Тепловскую школу. А ты кто?
Антошка:
А вы меня не узнали?
Ведущий:
Нет!
Антошка:
Да я, я – Антошка!
Осень:
Ах, Антошка? Ну, тогда …
Звучит фонограмма песни «Антошка», отрывок «Антошка, готовь к обеду ложку…» (сл. Ю. Энтина)
Ведущий:
Ну, уж нет, Антошка, сначала давай-ка поработай, а потом и ложку возьмешь, и поешь. Я буду ребятам говорить начало пословиц и поговорок о труде, они продолжат их, а ты сосчитай, сколько всего мы их проговорили, и кто из ребят лучше знает пословицы и поговорки.
Викторина «Закончи пословицу»
(Антошка демонстрирует счёт на пальцах, потом хватается за голову под фонограмму «Тили, тили…».)
Антошка:
Ой – ой! Совсем я запутался в счёте. Пойду я лучше дедушке и бабушке помогу картошку собирать, а после мне бабушка обещала пирожочки с картошечкой, грибочками и яблочками напечь и угостить! Счастливо оставаться!
(Антошка собирается убежать)
Ведущий: Подожди, Антошка. Ребята хотят тебе помочь собрать картошку.
Конкурс: «Собери картофель». Картофель рассыпан по полу. Два ребенка собирают его под музыку, каждый в своё ведро. Кто больше соберёт.
Антошка:
Спасибо, ребята. Теперь я точно без пирожков не останусь.
(Антошка убегает)
Ведущий: Что-то Осень у нас загрустила. Ребята, давайте поднимем ей настроение и споём песенку «Ласковая осень».
Дети исполняют песню «Ласковая осень», музыка А. Олейникова , слова Л. Ратич.
Осень: Спасибо ребята за песню. Очень она мне понравилась, вижу любите вы меня. Я убедилась, что вы многое умеете: и петь, и стихи рассказывать, и картофель собирать, а вот умеете ли вы отгадывать загадки?
(Осень загадывает загадки, а в зал выходят дети с коронами овощей на голове: картошка, капуста, чеснок, морковь, свёкла, огурец, помидор по мере разгадывания Уч-ся 1 класса)
Загадки:
Растёт он в земле,
Убирается к зиме.
Очень сильно с луком схож.
Ну, а если пожуёшь
То язык себе сожжёшь. (Чеснок)
Лето целое старалась,
Одевалась, одевалась…
А как осень наступила,
Нам одёжки подарила. (Капуста)
Закопали её в мае
Лето всё не вынимали,
Стали осенью копать
Много стало их опять. (Картофель)
Круглая, а не мячик,
Белая, а не сахар
Горькая, а не полынь. (Редька)
Скинули с Егорушки
Золотые пёрышки –
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка. (Лук)
Красная девица сидит в темнице.
Сочная, сладкая,
Витаминами богатая. (Свёкла)
Оранжевое копьё
В землю вросло. (Морковь)
На зелёном кусту
Большие ягоды растут.
А когда созревают,
К нам на стол попадают.
Делают из них салат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)
Осень:
Молодцы ребята! Угадали мои загадки. Ой, а что это за шум я слышу?
(Овощи очень плотно встают друг к другу, начинают толкаться, ворчать.)
Сценка «Спор овощей» 1 класс
Овощи: (вместе)
Ой, ой-ей-ей!
Нас сложили очень густо,
Не дави же так, капуста
Ты толста и так кругла
Зачем на спину мне легла?
Брось толкаться ты, картошка,
Откатись хоть на немножко.
Я малышка чесночок, что мне давите на бок!
Морковь:
Согласитесь же, друзья
Главный овощ это - я!
Раскрасавица морковка!
У меня есть витамин
Всем полезный каротин.
Чеснок:
Если хочешь не болеть,
То чесночек нужно есть!
Я от гриппа и ангины,
От простуды, разной хвори,
Излечу - не будет боли!
Свёкла:
Чесноку не верьте, дети
Он противней всех на свете
Я свеколка – овощ диво,
Так румяна и красива!
Если чаще мной питаться,
Кровь вся будет очищаться!
Морковь:
Очищается вся кровь?
Главный овощ я - морковь!
Вот и юный огурец
В спор вступил.
Огурец:
Что? Огурчик вам не нужен?
Я – огурчик- просто клад!
Я и в рассольник, и в салат…
Капуста:
Я – капусточка краса
Всем и каждому нужна.
Кто любит кушать на обед
Борщ, салат и винегрет?
И ещё учтите, дети,
Главный овощ я в диете.
Помидор:
Вы заканчивайте спор,
Всех главнее – помидор
Раскрасавец хоть куда,
Я не овощ, я - звезда!
Ведущий: Ха-ха-ха, звезда!
Осень: Ребята, а почему помидор имеет красный цвет? Знаете?
Ведущий: Сейчас ребята из 3 класса нам об этом расскажут в сценке которая так и называется: «Сказка о том почему помидор стал красным».
Ведущий: Когда-то очень, давно жили поживали на огороде разные овощи.
(По одному выходят дети-овощи с коронами на голове и представляются.)
- Я — веселый удалец, я — зеленый огурец.
- Без меня на грядке пусто, а зовут меня капуста.
- Без меня вы, как без рук, в каждом блюде нужен лук.
- Любят дети с давних пор вкусный сладкий помидор.
Ведущий: Хозяйка очень любила свой огород, и все овощи, которые она выращивала. Каждый день она поливала их, рыхлила почву, ухаживала за ними.
Хозяйка: (Выходит с леечкой и имитирует полив огорода). Поливаю огород, ведь он тоже воду пьет.
Ведущий: Овощи с каждым днем становились всё больше и больше. Красивее и аппетитнее. И жили они дружно и тихо. Но однажды в огороде стало очень шумно. Просто помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться.
Помидор:
Я на свете всех вкуснее, всех я слаще и круглее. Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.
Огурец:
Слушай, это просто смех –
Говорить, что лучше всех.
Лук:
Не поймет никак он, братцы, –
Что не нужно задаваться.
Ведущий: А помидор продолжал твердить.
Помидор: Я на свете всех вкуснее, всех я слаще и круглее. Меня взрослые и дети любят больше всех на свете!
Овощи: (Говорят хором) Хвалился, хвалился и с куста свалился!
Ведущий: А в это время в огород пришла хозяйка. Она решила собрать овощи для обеда. Все собрала, а помидор не увидела.
(Хозяйка подходит к каждому овощу и уводит их за собой)
Ведущий: Мимо пролетала ворона, она видела и слышала всё, что происходило на огороде и закричала:
Ворона: Кар! Кар! Кар!
Какой позор! Какой кошмар!
С овощами стал не дружен,
Никому теперь не нужен!
Ведущий: Стыдно и обидно стало помидору. Заплакал он и от стыда стал краснеть, краснеть и стал совсем красный.
Помидор: Я не буду больше хвастать. Вы меня, друзья, простите, вы меня с собой возьмите.
Ведущий: Услыхала эти слова хозяйка, жалко ей стало помидор, пришла она и взяла его с собой. Хотите – верьте, хотите – нет, но именно с тех пор помидор имеет красный цвет.
Осень:
А попробуйте теперь угадать мою загадку?
Круглое, сочное, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко)
Ведущий:
Яблоко спелое, красное, сладкое
Хрустящее яблоко с кожицей гладкою.
Каким же ещё бывает яблоко?
Осень:
Хвалёным! Я такое знаю!
Ведущий:
Хвалёным? А давайте спросим у ребят, а умеют ли они хвалить яблоко. Какие еще красивые слова можно сказать о яблоке, чтобы захотелось его съесть.
Конкурс «Хвалёное яблоко»
Каждый ребенок хвалит яблоко. Участник, похваливший яблоко, получает приз яблоко. (Хвалебные слова не должны повторяться)
Осень:
Ребята, а давайте поиграем?
Устроим мы соревнованья!
Здесь каждый сможет отличиться,
И хорошо повеселиться.
Игра «Шишечка для Мишки»
На стуле стоит корзина с шишками. Детей больше, чем шишек. Дети берутся за руки, ходят по кругу, вокруг стула при этом приговаривают:
Дружно по лесу гуляем, шишечки мы собираем.
Маленькому Мишке не хватило шишки:
В лес опять мы пойдём, шишек Мишке наберём.
Как только речь заканчивается, дети бегут к стулу за шишкой. Ребёнок, которому не хватило шишки, выбывает из игры и убирается из корзины ещё одна шишка. Игра повторяется до последней шишки. Ребёнок с последней шишкой - победитель игры.
Конкурс-игра «Угадай по вкусу»
Участникам (3-5 человек) из каждого класса предлагается съесть по кусочку овоща или фрукта, или ложечку варенья и угадать, что съедено? (У участников конкурса глаза завязаны.)
(Звучит фонограмма «дождь»)
Осень:Что я слышу? Это моя подружка - капелька дождя.
Дождь (выходит с лейкой) а капелька-девочка говорит: (4 класс)
Капелька:Дождик, дождик, поливай -
Чтоб был хороший урожай.
Уродился чтоб ячмень,
Белый лен, зеленый хмель.
Колосится пусть пшеница
Зреет рожь и чечевица.
Станет сочною малина
И рябина, и калина.
Дождик:Здравствуйте, ребята.
Я дождик, дождик затяжной, подружитесь вы со мной. Поливаю землю я. Не вижу радости, друзья?
Ведущий: Да, мы тебе не очень- то рады, дождик. Ведь, когда ты идешь, мы не можем выйти на улицу поиграть и погулять. Приходится сидеть дома. Иначе мы промокнем и заболеем.
Дождик:А вот и нет. У каждого из вас имеется очень хорошее укрытие от дождя, которое в дождик — себя раскрывает, тебя закрывает, а только дождичек пройдёт — сделает наоборот. И я случайно прихватил его с собой. Угадали что это?(зонтик)Давайте поиграемв игру «В тесноте, да не в обиде».Как только я раскрою зонтик, то вы бегите под него, а кто не успеет спрятаться, тот выходит из игры.(размер зонта меняется во время игры)
Дождик:Молодцы, ребята. А теперь мне пора уходить. Нужно поливать другие земли. До свидания.
Конкурс-игра «Волшебный мешок»
Овощи и фрукты находятся в тряпичном мешке, дети ощупывают содержимое через мешочек и угадывают, что это такое.
Конкурс-игра «Кто быстрее съест яблоко без помощи рук»
(5 тарелок с яблоками, 5 участников подходят каждый к своей тарелке, и без помощи рук ест или кусает яблоко).
Осень:
Славно мы с вами повеселились, поиграли, но и пора и честь знать. Пора мне дальше идти с зимой встречаться. Спасибо вам, ребята, за гостеприимство. До свидания! Увидимся в следующем году!
Ведущий:
Вот и ушла наша гостья «осень». Закончилось наше веселье и игры.
Попрощалась гостья «Осень» с нами,
Тихо, незаметно скрылась за лесами.
Только ровно через год
Гостья «Осень» вновь придёт.
А мы будем с нетерпением её ждать? Нам тоже пора уходить. До свидания! До новых встреч!
«Список использованных источников»