Статья по теме
«Конференция исследовательских и проектных работ младших школьников как важный компонент модели организации исследовательской деятельности обучающихся
в общеобразовательной организации»
Витвицкая Елена Юрьевна, заместитель директора по УВР МОАУ «Гимназия имени А. Грина» г. Кирова, evitvitskaya@bk.ru
Одним из важнейших компонентов модели организации исследовательской деятельности обучающихся в Гимназии является гимназическая конференция исследовательских и проектных работ младших школьников «Инсайт». Конференция проводится в рамках реализации проекта «Успех» (1-4 кл.) программы развития Гимназии.
Целью конференции является не только выявление творческого потенциала школьников, но и создание условий для формирования мотивации младших школьников к исследовательской и проектной деятельности, а также формирование исследовательских и проектных компетенций в совместной деятельности младших школьников с педагогами, родителями, студентами, специалистами-практиками.
Конференция организуется ежегодно, в соответствии с Положением о проведении конференции «Инсайт». Первый этап (отборочный) – в течение сентября, октября, ноября (по классам). Второй этап (заключительный) - в декабре. Направления конференции не только традиционные: гуманитарное, техническое, естественно-научное, но и краеведческое. Могут также учреждаться специальные номинации, которые ежегодно уточняются в зависимости от темы Года. Например, в 2022 году, объявленном Годом народного искусства и культурного наследия народов России, конференция «Инсайт» включала специальную номинацию «Культура, литература, природа, история Вятского края».
Участники конференции представляют исследовательские работы или проекты, в качестве руководителей которых могут быть не только научные работники, учителя или родители, но и педагоги-наставники, студенты, специалисты-практики.
Существует регламент выступления участников конференции: публичная защита (презентация) работы продолжительностью до 7 минут и дискуссия/ответы на вопросы продолжительностью до 3 минут (всего не более 10 минут). Защита может быть в очной или заочной форме (видеозапись, видеоконференция).
Для оценивания работ создается жюри. Персональный состав оргкомитета и членов жюри назначается приказом директора Гимназии.
Жюри принимает решение большинством голосов, исходя из количественного подсчета баллов (от 0 до 3) в соответствии с критериями экспертной оценки.
Критерии оценки исследовательской работы или проекта: актуальность темы, практическая значимость; соответствие содержания заявленной теме, целям, задачам, ожидаемым результатам; уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений; аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов; выдержанность структуры исследования или проекта; доступность заявленной темы для возрастной группы участников; четкость и научная обоснованность выводов исследования /соответствие продукта проекта заявленным целям и задачам.
Критерии оценки защиты (презентации) работы: культура выступления (логичность, научность, доступность, грамотность изложения); пересказ текста словами, а не чтение с листа; удержание внимания слушателей; соблюдение регламента выступления; эрудиция выступающего (компетентность, использование специальной терминологии); качество ответов на вопросы (полнота ответов, доказательность, наличие собственной позиции и умение ее отстаивать).
Участники конференции, успешно защитившие работу в соответствии со всеми критериями экспертной оценки, награждаются Дипломами победителя 1, 2 или 3 степени. Исследовательские или проектные работы победителей рекомендуются для представления в конкурсах и конференциях муниципального, регионального или всероссийского уровней.
Дипломы вручаются победителям на торжественной линейке. Победители конференции «Инсайт» чествуются на Празднике Чести Гимназии в номинациях «Юные исследователи», «Умники и умницы», «Учение с увлечением».
Модель организации исследовательской деятельности обучающихся в Гимназии предусматривает следующее важное звено – гимназическую научно-практическую конференцию обучающихся 5-11 классов, которую проводят в День науки. Таким образом, конференция «Инсайт» обеспечивает преемственность в развитии исследовательских и проектных компетенций обучающихся начального и основного, среднего общего образования в Гимназии.