Открытый урок по сольфеджио
для учащихся 3 класса (по программе 5-ти летнего обучения)
Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
МБУДО «ДМШ №18 г.Юрги
Симкина Светлана Леонидовна
Тема урока: «Обращение мажорного и минорного трезвучий»
Цель урока: На основе логического мышления учащихся изучить новую тему, опираясь на пройденный теоретический материал.
Задачи:
Формирование теоретической базы знаний по предмету сольфеджио.
Развитие практических навыков чистого интонирования и слухового анализа.
Умение использовать полученные знания в практической деятельности.
Воспитание навыков логического мышления и навыков самоконтроля.
Время проведения: 28.11.2022 г.
Ход урока:
Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово преподавателя с обоснованием выбранной темы. Распевка по гамме фа-диез минор.
5 мин
10мин
«Обращение мажорного и минорного трезвучий».
12 мин
4. Закрепление темы «Ритмическая формула »
7 мин
5.Подведение итогов. Выставление оценок. Запись домашнего задания.
3 мин
Итого: 40 минут
Содержание урока.
Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово преподавателя с обоснованием выбранной темы.
Распевка в тональности фа# минор. С помощью наводящего вопроса, учащиеся называют ключевые знаки в тональности и настраиваются на тональность фа# минор.
Пение гаммы фа# минор - три вида минора – натуральный, гармонический, мелодический по тетрахордам (в случайном порядке учащиеся поют по одному тетрахорду без остановки одним за другим все три вида минора).
Пение гаммы фа# минор гармонический в заданном ритмическом рисунке в размере ¾ с дирижированием (вверх - , вниз - ).
Учащиеся сольфеджио поют мелодию, аккомпанируя себе заданным ритмической формулой
Интервал – это два звука, взятые вместе или друг за другом.
Трезвучие – это аккорд из трех звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки образуют интервал квинту.
Обращение – это перенесение нижнего звука на октаву вверх или верхнего на октаву вниз.
Повторение интервального состава мажорного, минорного, увеличенного и уменьшенного трезвучий.
Учащиеся по одному пропевают с названием нот четыре вида трезвучий от белых клавиш (до, ре, ми, фа и т.д.). Выставление оценок в журнал.
«Обращение мажорного и минорного трезвучий».
По просьбе педагога, дети встают со своих мест и подходят к фортепиано, чтобы наглядно видеть клавиатуру музыкального инструмента. С помощью наводящих вопросов, на примере мажорного трезвучия от до, учащиеся выполняют обращение трезвучия, анализируя полученные аккорды – мажорный секстаккорд и мажорный квартсекстаккорд. Учащиеся делают вывод, что трезвучие имеет два обращения. На примере минорного трезвучия, путем обращения, учащиеся знакомятся с минорным секстаккордом и минорным квартсекстаккордом.
Используя карточки с интервальным составом аккордов из трех звуков, учащиеся выводят логическую закономерность интервального состава аккордов для лучшего запоминания.
Учащиеся возвращаются на свои места, в рабочей тетради читают определение секстаккорда и квартсекстаккорда, наглядно видят запись нотами обращения мажорного и минорного трезвучий, таблицу интервального состава аккордов из трех звуков.
Выучить определения и интервальный состав Б6, Б64, М6, М64. Построить данные аккорды от разных звуков (письменное задание)
4. Закрепление темы «Ритмическая формула »
Учащимся предлагаются мелодии для чтения с листа, включающие ритмическую формулу . Перед сольфеджированием учащиеся определяют тональность, размер, анализируют мелодию первой фразы. Затем с дирижированием поют мелодию с листа. Индивидуально – пение мелодии с названием нот и дирижированием, простукивание ритмического рисунка со счетом вслух.
5.Подведение итогов. Запись домашнего задания и выставление оценок в дневники учащихся.