Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование компьютерных презентаций в процессе приобщения дошкольников к ценностям культуры родного края

В статье рассматриваются вопросы применения мультимедийных презентаций при формировании краеведческих знаний. Раскрыты особенности использования презентаций в работе с детьми дошкольного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Баркова Любовь Витальевна

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №34»,

г.Новочебоксарск, Чувашская Республика, Россия;

Васильева Любовь Альбертовна

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №34»,

г.Новочебоксарск, Чувашская Республика, Россия

Использование компьютерных презентаций в процессе приобщения дошкольников к ценностям культуры родного края

Что скрывает в себе слово «Родина»? Оно означает самое ценное и важное и значимое чувство русского человека. Нельзя быть патриотом, не ощущая собственной связи с Родиной, не зная безграничной любви к ней наших предков, отцов и дедов. В наши дни нравственно-патриотические проблемы являются общими, поэтому нужно с раннего детства воспитывать у детей основы нравственной цивилизации, патриотического сознания.

Патриотическое воспитание в Федеральном Законе РФ «Об образовании» названо одной из центральных задач образовательной деятельности. Поэтому можно с уверенностью сказать, что задача воспитания «гражданственности, трудолюбия… любви к окружающей природе, Родине, семье» в настоящее время утверждена на законном уровне. Сущность и методы воспитания патриотизма должны содействовать приобщению личности ребенка к народной и всемирной культуре, интеграции в социум, обновлении стремления к активной творческой деятельности на пользу этого общества. Наблюдения подтверждают, что в настоящее время у большинства людей патриотические ценности, отношение к событиям нашей истории обезличены. Следовательно, и у подрастающего поколения отношение к Родине и представления о патриотизме изменены. Это является главной причиной возрождения патриотического воспитания, начиная с дошкольного возраста. Основой патриотического воспитания является умственное, трудовое, эстетическое, нравственное воспитание ребенка. Именно в результате такого многостороннего воспитания появляются зачатки гражданско - патриотических чувств.

Важно понимать, чтобы воспитательная деятельность имела обучающий результат, необходимо сделать её эмоционально значимой для детей, стимулировать честный детский интерес. Современное общество уже невозможно представить без гаджетов. Поэтому мультимедийные технологии постепенно становятся главными помощниками педагогов в обучении и воспитании детей.

Преимущества использования мультимедийных технологий в образовательном процессе:

способствуют более быстрому запоминанию, делают образовательную деятельность увлекательной, насыщенной благодаря ярким представлениям. мультимедийная наглядность способствует лучшему восприятию и быстрому запоминанию нового материала.

В современных социокультурных условиях, наши дети с самого раннего возраста погружены в насыщенную информационную среду. Многие дошкольники владеют компьютером, умеют пользоваться Интернетом, видео и аудио аппаратурой, играют в компьютерные игры, таким образом, у детей формируется новый тип восприятия информации. Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом (А. Глуховский, И.И. Исаев, С.А. Ковалев, Г.Мелхорн, Е.В.Синицына и.др.), доказали, что компьютер доступен пониманию ребенка пятилетнего возраста, он повсеместно вошел в жизнь ребенка через игру и другие увлекательные, свойственные возрасту ребенка, занятия, например, играя в компьютерные игры, ребенок получает возможность экспериментировать, получать неожиданный результат или, наоборот, результат подготовленный предварительным обдумыванием несложного задания . Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых, сделать компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни детей. В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к миру компьютерных технологий как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для ребенка привычным и естественным. Поэтому в настоящее время педагоги активно применяют их в качестве средства демонстрации патриотических знаний, организации детской деятельности, источника детских чувств.

Особенностью использования мультимедийных презентаций в детском саду является то, что они дают возможность воспринимать новые знания детям в виде ярких образов. Так как презентация разрабатывается в среде Power Point, она имеет следующие преимущества: оптимизация процесса обучения детей дошкольного возраста; повышение результативности усвоения материала при уменьшении временных затрат. К тому же презентации можно использовать многократно, экономя время воспитателя при подготовке к занятиям. Но при несомненных достоинствах использования мультимедийных презентаций в работе с детьми дошкольного возраста, нужно учитывать и детскую психологию:

Во-первых, для детей необходим минимум текстовой информации. Текст можно использовать в виде названий слайдов, при этом буквы должны быть крупными, легко читаемыми и контрастными по отношению к фону, чтобы дети, умеющие читать, могли самостоятельно это сделать.

Во-вторых, содержание слайдов должно состоять из подборки фотографий или серии предметных картинок, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. В одной презентации должно быть не более 10 слайдов, учитывая возраст детей.

Согласно ФГОС дошкольного образования познавательное развитие предполагает «формирование первичных представлений...о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках...».

Вопросы приобщения дошкольников к изучению родного края являются достаточно актуальными, например, они рассматриваются в статьях педагогов-практиков Э.И. Поповой и Л.А. Фёдоровой , В.А. Горбатовой и других. Известны различные методы формирования интереса к родному краю у дошкольников: беседы, метод проектов, чтение произведений художественной литературы, метод проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, творческая деятельность и т.д. Недостатком всех этих методов является низкий уровень наглядности. Решение данной проблематики связано с инновационным развитием современного общества: внедрение новых технологий и использование их в работе с детьми. Одним из таких методов является использование мультимедийных презентаций.

Первоначально необходимо привить ребенку чувства любви к своей малой Родине - месту, где он родился (городу, деревне, улице, детскому саду).

Взрослый человек зачастую знает больше о достопримечательностях соседнего региона, куда он выезжает на экскурсии, чем историю и культуру родного края. На наш взгляд, решать такую проблему необходимо как можно раньше: формировать интерес к малой родине нужно уже в детском возрасте. Именно краеведение ассоциируется изучением «родного края», включая такие направления, как история, география, литература, археология, этнография, культура и др.

Представления детей о родном крае — основа знакомства с понятиями «страна», «Отечество», «геральдические символы», «столица» и т. д. Патриотическое воспитание дошкольников должно основываться на таких возрастных особенностях, как богатое воображение и высокий познавательный интерес. Чтобы информация воспитывала у детей патриотические чувства, она должна быть интересной, яркой, красочной. Такую информацию нужно преподносить в эмоционально окрашенной форме на доступном и понятном для воспитанников языке.

Примеры мультимедийных игр по теме: «Россия»; «Найди флаг России» (выбор правильного изображения); «Угадай родные места» (дети по фото могут называть названия памятных и известных мест города «Символы нашей страны» (игры в форме пазлов, викторин); «Птицы нашего края» (демонстрация и выбор карточки с изображениями птиц, определение живет птица в родном крае или нет) и т. д.

Чувства уважения и гордости прививают игры с национальным колоритом: «Укрась одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Раздели узоры на группы», «Исправь ошибку» (национальные куклы одеты неправильно).

В формировании патриотического воспитания также применяются и ресурсы Интернета – викторины, видеоматериалы, презентации по лексической теме: «Моя семья», «Моя Родина», «Россия», «Столица России - Москва», и др.

Презентации могут быть подготовлены по темам, например, «История родного города -Новочебоксарска», « Столица нашей республики», «Города Чувашии», «Культура родного края», «Природа родного края» и т. д. Такого рода занятия, с использованием презентаций, надолго остаются в памяти ребенка, материал усваивается лучше, сами презентации можно использовать как новый материал, для закрепления темы, так и в виде загадок.

В целях эффективного образовательного процесса, рекомендуют использовать следующие виды презентаций:

1)по цели занятия: информационные, цель - изучение нового материала, показ новой информации;

2) в зависимости от степени участия обучающегося в процессе образовательной деятельности: презентация-визуализация, позволяет повысить информативность и эффективность занятия при объяснении обучающего материала .

На наш взгляд, презентации можно использовать как средство информации, для объяснение новой темы, или для контроля знаний. Практика показывает, что в результате использования презентаций дети становятся более активными на занятии, чаще задают вопросы познавательного характера о городе, его истории, традициях и культуре народов, проживающих в городах Чебоксары и Новочебоксарска; у дошкольников также развивается внимание и воображение, заметно пополняется словарный запас. Таким образом, использование презентаций повышает интерес ребенка к занятиям, по сравнению с занятием традиционного плана. В свою очередь, мотивация к обучению позволяет достичь поставленных целей в рамках занятия и сформировать интерес и любовь к родному краю.

Список литературы: 1. Гандера, М. В. Создание и использование мультимедийных презентаций на занятиях по ознакомлению с окружающим с детьми старшей группы детского сада / М. В. Гандера // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2012. - № 8. - С. 85-87. – Текст: непосредственный. 2. Горбатова, В.А. Игра как средство формирования интереса и любви к родному краю у воспитанников детского сада/ В.А. Горбатова// Современные проблемы дошкольного и начального образования. Материалы региональной научно-практической конференции. Науч. редактор М.В. Дюжакова. Воронеж, 2023. - С. 124- 130.– Текст: непосредственный. 3. Москвитина, Е.П. Электронная презентация как средство формирования духовно-нравственного воспитания старших дошкольников /Е.П. Москвитина// Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы V международной научно-практической конференции. - Воронеж, ВЭПИ, 2016. - C.194- 198. – Текст: непосредственный. 4. Попова, Э.И., Фёдорова, Л.А. Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с историй, культурой и природой родного края в детском саду / Э.И. Попова, Л.А. Фёдорова// Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VIII Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков и др. - 2016.- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - C.172-174.– Текст: непосредственный. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013. – Текст: электронный // Министерство просвещения Российской Федерации [сайт]. – URL: // https://docs.edu.gov.ru/document/id/1276 .

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 21.02.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области