Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Воспитание духовной культуры ребенка посредством приобщения к русскому народному творчеству на уроках изобразительного искусства»

Воспитание духовно-нравственной личности в процессе изучения предмета изобразительного искусства. Приобщение ребенка к истокам народной культуры. Развитие интереса к народному искусству. Воспитание патриота и гражданина

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Воспитание духовной культуры ребёнка посредством приобщения к русскому народному творчеству на уроках изобразительного искусства»

Результатом научно-технического процесса в наши дни является перестройка жизненного уклада целых поколений народов нашей страны. Постоянно меняющиеся технологии производства, коренным образом меняет жизнь современной деревни, которая по уровню комфорта сегодня не уступает городу, а в чем-то даже превосходит его. Как и чем жил человек совсем недавно? Как не превратить внешний и внутренний мир человека в элемент конструктора. Как связать духовное начало человека прошлого с ныне живущим? Как обеспечить при этом преемственность в культуре? Общество не может стать духовно и материально богатым если не обеспечит молодому поколению достойный уровень художественного, эстетического образования и развития.

Любое эстетическое образование предполагает сохранение художественных традиций. Это процесс передачи от поколения к поколению всего самого лучшего из накопленного: творческого, эмоционально-целостного опыта, знаний и умений народа. Ряд общеобразовательных дисциплин современной школы, дублируя друг друга, расширяют кругозор детей, углубляя эти знания и представления. При этом роль изобразительного искусства в этом процессе едва ли не самая главная.

Рассмотрим это утверждение на примере. Комплексно, с блоком уроков «Русская изба» учащиеся встречаются в третьем классе. В рамках этих занятий они знакомятся с конструкцией жилых построек, с декоративным убранством, влиянием хозяина на «настроение» дома. Предлагая рассмотреть наглядность, разнообразие и утилитарность жилых объектов, их декоративность, учитель выделяет мастерство и талант народного зодчего. Через постройку показывает природную среду, климатические условия того места, где живёт человек. Это означает, что строение и декор избы зависит от человека, его силы, таланта и желания преобразовывать действительность.

В качестве подготовительного этапа проводятся занятия по изучению символики в искусствеукрашения изб русичей. В декоре, росписях предметов быта, традиционной вышивке учащиеся расшифровывают смысл пожеланий дому от народных мастеров.

Программа предусматривает последовательное изучение традиционных изб юга и севера России. Эту часть работы можно рассмотреть и проиллюстрировать серией видеофрагментов из фильмов новгородского музея народного деревянного зодчества «Витосла́влицы», где прослеживается не сиюминутная красота и польза, а сложившийся на протяжении поколений духовный и жизненный уклад народа.

Первый урок: «Русская изба (форма и конструкция)» Основные цели его:

Практическая работа заключается в изготовлении, «строительстве» сруба, фасада избы в выбранной учеником конструкции.

Второй урок «Русская изба. Конструкция» посвящен углублению знаний о конструкции крыши, развитию навыков работы с бумагой (складывание, закручивание, склеивание), на этом уроке учащиеся завершают изготовление фасада избы и конструкции крыши.

Третий урок «Русская изба. Декоративное оформление» ставятся следующие цели:

Практическая работа – это оформление «лица» дома в соответствии с символикой декоративных узоров и создание собственного характера избы.

Четвёртый урок «Русская изба» (коллективная работа) ставятся следующие цели:

Практическая работа – это составление коллективной работы из индивидуальных работ. Ученики «заселяют» землю и небо.

Такой блок занятий по изучению традиций русского зодчества позволяет развивать у детей культурную память, воспитывать интерес и уважение к истории, традициям своего народа, активизировать индивидуальное иколлективное художественное творчество.

В пятом классе, следуя принципам третьего поколения ФГОС, усиливается конкретизация и детализация знаний о природе русского характера, который проявляется в повседневной жизни. Здесь воспитательный процесс идёт через приобщение к духовной культуре народа, воспитании патриотически настроенного поколения русских людей. Учитель формирует сумму знаний, умений, навыков и технологий, с целью приобщить ребят к опыту поколений, сделать их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки. Изображение русского национального костюма со всеми таинствами его изготовления. Украшение вышивкой традиционного русского убруса. Роспись прялочек, своеобразная в различных регионах России. Украшение избы и многое другое, помогает сформировать чувство национальной принадлежности и гордости за наш талантливый народ.

Используя элементы развивающего обучения и частично-поисковый метод, в работе с ранее изученным материалом, опираясь на страницы учебника «Изобразительное искусство». 5 класс. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека», ребята в процессе работы, самостоятельно формулируют логическую цепочку строительства и оформления декора избы. Применяя в рисунке знания архитектурного облика русской деревни, мироустройства русского дома, его внутренней жизни, сведения и знания художественной литературы, истории на практике, ученики закрепляют их в эскизе своей творческой работы. Через собственное переживание и проживание, через эффект присутствия, ученики расширяют границы изображаемого, наполняя своим жизненным опытом и смыслом, очеловечивая изображение. Художественная деятельность, призванная развивать потенциал творческих способностей, выступает как средство формирования и развития воображения, фантазии, инициативы, самостоятельности, активности ребенка на уроке и в жизни. При этом изучаются, применяются в ходе работы и развиваются, как бы опосредованно, двигательные навыки, пропорциональные соотношения изображаемых объектов, выстраивается композиция работы в целом.

И если учитель, наглядно иллюстрируя эти уроки, включает в них видеофрагменты из широко известных, полюбившихся ребятам, мультипликационных и комедийно-приключенческих фильмов, на темы русских народных богатырских сказок: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Последний богатырь», «По щучьему велению», «Конёк-горбунок». Где действие происходит как бы внутри былинной и современной русской жизни, с её реальными и вымышленными, фантазийно-фольклорными персонажами. Где смешанная и подкреплённая знаниями о реально существующих объектах с вымыслом, - эмоциональная, полная энергии, детская творческая работа превращается в сотворчество как с прадедами, так и с современниками-режиссёрами и художниками. В 2019 году, на этой основе в 4 «а» классе был разработан и воплощен, сначала как эскиз в альбомах, а затем, как макет-проект «Остров Буян», в пластилине (60х60х30). Он был представлен на городском конкурсе детского творчества в честь 220летия А.С. Пушкина, в 2019 году. Проект занял первое место.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области