Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Занятие по формированию целостной картины мира в старшей группе «Русская народная культура и традиции».

Цель Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа. Расширять знания о народных промыслах. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны. Передать свои впечатления через продуктивную деятельность – изготовление куклы - пеленашки

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Занятие по формированию целостной картины мира в старшей группе «Русская народная культура и традиции».

Цель: Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского  народа. Расширять знания о народных промыслах. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны. Передать свои впечатления через продуктивную деятельность – изготовление куклы - пеленашки .

Задачи:

- Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение  видеть различие и сходство с современными предметами. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.

-Продолжать учить детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы полными предложениями (сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными предложениями). Расширять словарный запас.

- Воспитывать интерес к занятию через продуктивную деятельность. Развивать положительные эмоции и восхищение, желание бережно хранить предметы старины. Воспитывать уважение к русским народным традициям и культуре,  прошлому страны.

Словарная работа

чугунная, деревянная

Обогащение: традиции, культура.  Промысел, фольклор, быт, «кукла – оберег», чугунок, ухват, народные умельцы.

Активизация:  Самовар, скалка, изба.

Планируемые результаты

Делится своим впечатлением с педагогом и сверстниками, проявляет интерес к рассказу педагога, предметам старинного быта, к русской народной культуре, принимает активное участие в играх и хороводах, доброжелательно относится к своим сверстникам во время игр.

Материал и оборудование

Предметы традиционного русского народного быта, чтение устного народного творчества, иллюстрации с изображением светец с лучиной, изображение старинных изб, в которых раньше жили люди, мольберт, заготовки для изготовления куклы – мотанки , пеленашки

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок.

Виды детской деятельности

Игровая, коммуникативная.

Познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, продуктивная - изготовление куклы- пеленашки.

В групповом помещение воспитатель выкладывает предметы старинного быта – «избы». На столе, расписанном под хохлому, размещает расписные ложки, чашки и разделочные доски, самовар, скалка, небольшой глиняный кувшин, матрёшка.

Дети занимаются своими делами, увидев , что педагог что-то выкладывает на стол, они обращают внимание . подходят к воспитателю, рассматривают и задают вопросы

Дети: Что это за предметы? Для чего они нужны?

Воспитатель: А вы хотите узнать, больше о этих предметах?

Дети: Да! Было бы интересно ,что то новое узнать!

Воспитатель:  Тогда слушайте внимательно! Ребята, посмотрите на эти предметы, которые лежат на  столе. Когда - то они были частью утвари в старинных, деревянных избах, в которых  жили люди. А кто знает, что означает слово утварь?

Дети: предметы обслуживания , предметы, которые используются в нашей жизни

Воспитатель: Да. Утварь , это те предметы которые человек сделал сам, своими руками - это посуда, ложки, предметы мебели – стол, стул, скамейка.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нужны все эти предметы ?

Вот например самовар- для чего он нужен?

Дети: Самовар нам нужен для  чая.

Воспитатель: - Правильно, но как все предметы назвать одним словом?

Дети: Посуда!

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы больше узнать о этой посуде ?

Дети: Да!

Воспитатель: Посмотрите, здесь у меня есть макет русской избы. Но чего- то здесь не хватает!

Дети: Здесь не хватает домашней утвари, то есть посуды, печки, стола, стульев...

Воспитатель: Так, а что же нам надо сделать?

Дети: Нам надо подобрать нужные предметы и разместить их на своё место.

Воспитатель: Хорошо. Но чтобы все предметы мы с вами смогли разместить на свои места нужно многое узнать и рассказать друг другу о каждом предмете быта. Вы готовы справиться с этим заданием?

Дети: Да!

Воспитатель: Ну тогда , давайте пройдем на ковер и присядем.

Воспитатель: Как мы с вами уже сказали, что все предметы в доме раньше делали своими руками, даже столовые приборы изготавливались из дерева мастерами. Что такое столовые предметы?

Дети: Столовые предметы – это ложки, вилки, ножи

Воспитатель: Совершенно верно! Но раньше вилок не было, а были только ложки и делали их из дерева. И назывались они просто - деревянные ложки. А еще делали посуду из глины , такая посуда называлась глиняная.

Воспитатель: У меня на подносе лежат картинки , есть и деревянные ложки. Кто хочет прикрепить картинку к макету.

(прикрепляем картинку ложки к макету – на стол крепим ложку)

Воспитатель: Ребята, а на чем раньше готовили пищу, кто знает?

Дети: раньше готовили пищу в печке.

Воспитатель: Да, совершенно верно , раньше пищу готовили, не на газовой плите, а в русской печи. Печь находилась в углу комнаты, печка давала тепло, от нее грелись люди и в печи готовили еду. А еще раньше на печке спали.

Печь топилась дровами, и когда в печи было много горячих углей, хозяйки начинали готовить пищу. Варили они, как и сейчас наши мамы варят разные каши, и супы, жарили мясо и пекли хлеб и пирожки.

Кто хочет прикрепить картинку печи к плакату?

(к макету крепим картинку русской печи)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, правильно ли Вика разместила печку в комнате?

Дети: Да, печка размещена на нужно месте.

Воспитатель: Ребята, а в чем же раньше готовили еду, в какой посуде?

Дети: в чугунках.

Воспитатель: Да, кастрюль раньше не было, хозяйки готовили в чугунках,  прихватывая их ухватом (показываю) и сажали чугунок в печь.

Воспитатель: Ребята, а куда мы прикрепим чугунок?

Дети: чугунок надо прикрепить к печке!

Воспитатель: Серёжа, возьми картинку , где изображен чугунок и прикрепи на наш макет.

Воспитатель: Друзья, сейчас в наших домах и квартирах горит электрический свет и нам светло, уютно. А что же использовали люди вместо света раньше?

Воспитатель: Давайте рассмотрим иллюстрацию (горит лучина), что на ней изображено? 

Дети:  горит огонёк!

Воспитатель: Да, вы правы огонек, но это не просто огонек, это огонек называется лучина. Раньше люди, таким образом, освещали свой дом. И

рядом с лучиной работали девушки, бабушки, они  вязали, пряли пряжу, а рядом горела лучина потому, что электричества не было. Как вы думаете, для чего нужна пряжа? 

Дети: - Что бы вязать разные вещи!

Воспитатель:  Девушки пряли пряжу при помощи прялки, из которой получится тонкая нить, а потом из этих ниток будут вязать тёплые вещи.

Воспитатель: Сейчас я хочу предложить вам провести не большой опыт. Давайте зажжем одну лучину и посмотрим, как она будет освещать помещение , ярко или тускло!

Опыт: зажигаем лучину.

Алена Возьми картинку с изображением лучины и прикрепи на наш плакат.

Воспитатель: Ребята, хочу вам предложить немного отдохнуть и поиграть в русскую народную игру, которая называется «Большая карусель»

«Большая карусель»

        Цель игры. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

        Ход игры:  Педагог знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца: «Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: Ну вот, отдохнули.

Воспитатель:  Ребята, а вы знаете, что в старину еще своими руками делали не только посуду, мебель, вязали теплые вещи, но и делали своими руками кукол. Вот например кукла из соломы . (демонстрирую куклу из соломы). Такую куклу называли «кукла – оберег» и хозяйки её берегли, хранили её и ни кому не показывали – она оберегала дом от плохих людей. Потому и называли её «кукла – оберег». А еще делали кукол из клочков ткани и с такими куклами играли дети, назывались они куклы- мотанки. У меня есть такая куколка, посмотрите (рассматриваем куклу – мотанку)

А еще у меня есть вот такая куколка, которая лежи в люльке. Эта куколка называется пеленашка. Делали эту куклу из кусочков ткани и ниток.

Воспитатель: В такой люльке раньше спали маленькие детки, их качали, чтоб они не плакали. Люлька раскачивалась и ребенок успокаивался.

Воспитатель: Кто хочет прикрепить картинку люльки к макету?

Воспитатель: Посмотрите, ребята, правильно ли Саша прикрепил люльку?

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы хоть на чуть- чуть стать мастерами и например сделать куклу своими руками?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда пройдите вот за эти столы, только возьмите свои стульчики и мы с вами будем делать куклу- пеленашка.

( на столах перед каждым ребенком лежат заготовки: скрученный валик из ткани – туловище пеленашки, лоскуток ткани, ленточка для перевязывания пеленашки)

Под спокойную русскую народную музыку начинается работа.

Самостоятельная работа.

Воспитатель: Ребята, я вам хочу показать, макет русская изба. (демонстрируется детям дидактическое пособие Русская изба»)

-  Я очень довольна вашими работами

Дети: - Да!

Воспитатель: А какой мы с вами составляли макет?

Дети: макет русской избы.

Воспитатель: Что вам запомнилось сегодня больше всего?

Что нового вы узнали сегодня?

Я вами очень довольна, молодцы!

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области