Урок внеклассного чтения.
Тема: Какие они, герои Андрея Платонова? (Идейно-художественное содержание рассказа А. Платонова «Песчаная учительница»).
Цель: Формирование навыков работы с художественным текстом.
Задачи:
Обучающая: Познакомить учащихся с проблематикой произведения и
интерпретацией художественного текста, сюжетными
и языковыми особенностями рассказа.
Развивающая: Формировать диалогические умения; развивать логическое
и образное мышление.
Воспитательная: Формировать активную жизненную позицию, гражданское
мужество.
Планируемые результаты:
Личностные:
Предметные:
Метапредметные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
Методы обучения:
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, тексты с рассказом А. Платонова «Песчаная учительница», Большой толковый словарь русских существительных, Словарь личных имен.
Межпредметные связи: история, русский язык.
Формы работы:
Тип урока:
Технология:
Эпиграф: Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть,
а на сердце и разум придет,
а от разума и трудное легким станет…
Из сборника сказок А. Платонова.
1 фаза. Вызов. (Слайд №1)
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с удивительным, неповторимым, своеобразным русским писателем 20 века А. Платоновым, творчество которого было высоко оценено и нашим современником – поэтом Евгением Евтушенко, считавшим, что творческое наследие Андрея Платонова – «это взлетевшая над своим временем гениальная русская мысль». Что, по-вашему, заключено в этих словах?
(А. Платонов талантливый писатель; у него есть свой стиль письма; он, наверно, поднимал в своих произведениях темы, которые волновали людей того времени; он был гением).
А как вы понимаете слово гений? (талантливый, творческий, знающий)
Обращаемся к Большому толковому словарю русских существительных; статья 8.1.2.1 Существительные, обозначающие человека, оцениваемого по умственным способностям.
Гений, -я, м. Человек, обладающий высшей степенью творческой одаренности, талантливости в какой-л, сфере деятельности.
Сегодня в центре нашего внимания рассказ писателя с необычным названием «Песчаная учительница», (слайд №2) запишите тему и эпиграф (Работа с эпиграфом).
К кому из героев рассказа можно отнести слова, записанные вами как эпиграф к уроку?
(К главной героине – Марии Никифоровне).
Выделите в эпиграфе пары слов, характеризующие Марию Нарышкину. (Сердце-разум, трудное - легкое).
Какой же предстает перед вами эта героиня А. Платонова?
(мужественной, ответственной, мудрой и т. д.)
Прием «Тонкие и толстые вопросы».
Итак, героиня рассказа – молодая учительница, прошедшая достаточно сложный, трудный, но интересный жизненный путь. Представьте себе, что нам предстоит встреча с этой героиней. Какие бы вопросы вы могли ей задать? Задайте один «тонкий» и один «толстый» вопрос.
Работали в парах. (Сколько вам было лет…? Что заставило вас…? Что руководило вами…? Почему вы поехали… ? Как вам удалось….?)
Постановка учебной цели. (Слайд №3)
Ваши вопросы – доказательство того, что судьба героини не оставила вас равнодушными, что вы – внимательные читатели. Думаю, что вам удастся сформулировать и основные проблемные вопросы сегодняшнего урока, исходя из темы.
(В чем видел смысл жизни человека (своих героев) писатель А. Платонов? Почему не каждый человек готов на самопожертвование и отказ от личного счастья во имя благополучия других?).
2 фаза. Осмысление.
У героини рассказа был прототип. Вам знакомо это слово?
Лексическая работа.
Обращаемся к Большому толковому словарю русских существительных.
(Прототип (греч) первообраз, основной образец, начальный.)
Прототипом Марии Нарышкиной стала жена писателя Мария Александровна, тоже учительница. (Слайд №4).
А наша героиня – учительница не простая, а «песчаная». Почему? Найдем в тексте описание пустыни, прочитаем выразительно, какое настроение оно создает? Выпишите в тетрадь символические детали, помогающие создать образ пустыни (Работа с текстом в группах по 4 человека)
Раскаленные барханы – пылающие костры (сравнение)
Саван солонца (метафора)
Стонущий песок (олицетворение)
День=ночи
Верхушки барханов дымятся (метафора)
-Что напоминает такое описание пустыни? Каков же замысел автора?
(Не просто пустыня – ад! Нет жизни и радости, есть муки и ужас! Зачитать примеры!)
Мы рассмотрели образ пустыни. Так почему же главная героиня «песчаная» учительница?
(Она уезжает в дальнее село, где пустыня. Ей выпало ехать в дальнее село, которое погрязло в песках).
-Как же приходилось героине? (Трудно, тяжело).
-В чем трудность? (Сделать ПРАВИЛЬНЫЙ выбор).
-А был у героини выбор? (Да, был).
Проведем небольшое исследование, заполнив в таблице пустые столбцы: «Что выбрать?», «Качества героини». (Работа в группах по 5-6 человек) (Слайд №5,6).
Обстоятельства | Что выбрать? | Качества героини | |
1.Назначение в Хошутово | Вернуться домой к родителям | Поехать по назначению | Долг, ответственность |
2.Дети не ходят в школу | Отказаться от работы, ждать, когда все само наладится | Помочь людям, вести занятия по новому предмету – песчаному делу | Целеустремленность, активная жизненная позиция |
3.Посадки шелюги уничтожены кочевниками | Жаловаться, ненавидеть другой народ и его правду | Встать на место противника | Справедливость, гуманность, терпимость |
4.Учить кочевников культуре песков? | Остаться в Хошутове, где наладилась жизнь | «Похоронить молодость среди диких кочевников» | Ответственность за судьбу двух народов, оптимизм «Приеду …по лесной дороге» |
(Слайд №7)
Мария Никифоровна преодолевает все трудности, несмотря на молодость. Андрей Платонов совершенно не случайно дает своей героине имя Мария, он использует прием «говорящие имена». (Слайд №8)
Обращаемся к словарю личных имен.
Мария (древнееврейское) горькая, любимая, упрямая.
Никифор (древнегреческое) победитель, жизнерадостен, энергичен.
(Комментарий ученика, как имя героини помогает в раскрытии ее характера).
Итак, для героев А. Платонова трудность даже не в том, что приходится преодолевать сами трудности, а в том, как это происходит, важно сделать правильный выбор.
-В чем же видит смысл жизни героиня рассказа? Нашла свое место в жизни Мария Никифоровна?
(Место в жизни человек определяет для себя сам. Для героев Платонова, которые занимают активную жизненную позицию, смысл жизни – в служении людям. И это высшая ценность!).
3. фаза. Рефлексия. Составить синквейн (по вариантам).
Мария Никифоровна Песчаная учительница
Целеустремленная, ответственная. Сильная, гуманная.
Помогает, борется, преодолевает. Поддерживает, учит, верит.
Смысл жизни – служение людям. Чувствует ответственность за людей.
Настоящий человек. Человек.
Домашнее задание. Напишите небольшое сочинение- рассуждение на тему «Встречаются ли герои Платонова в современной жизни?»