Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Какие они, герои Андрея Платонова Идейно-художественное содержание рассказа А. Платонова «Песчаная учительница».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Урок внеклассного чтения.

Тема: Какие они, герои Андрея Платонова? (Идейно-художественное содержание рассказа А. Платонова «Песчаная учительница»).

Цель: Формирование навыков работы с художественным текстом.

Задачи:

Обучающая: Познакомить учащихся с проблематикой произведения и

интерпретацией художественного текста, сюжетными

и языковыми особенностями рассказа.

Развивающая: Формировать диалогические умения; развивать логическое

и образное мышление.

Воспитательная: Формировать активную жизненную позицию, гражданское

мужество.

Планируемые результаты:

Личностные:

Предметные:

Метапредметные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

Методы обучения:

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, тексты с рассказом А. Платонова «Песчаная учительница», Большой толковый словарь русских существительных, Словарь личных имен.

Межпредметные связи: история, русский язык.

Формы работы:

Тип урока:

Технология:

Эпиграф: Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть,

а на сердце и разум придет,

а от разума и трудное легким станет…

Из сборника сказок А. Платонова.

1 фаза. Вызов. (Слайд №1)

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с удивительным, неповторимым, своеобразным русским писателем 20 века А. Платоновым, творчество которого было высоко оценено и нашим современником – поэтом Евгением Евтушенко, считавшим, что творческое наследие Андрея Платонова – «это взлетевшая над своим временем гениальная русская мысль». Что, по-вашему, заключено в этих словах?

(А. Платонов талантливый писатель; у него есть свой стиль письма; он, наверно, поднимал в своих произведениях темы, которые волновали людей того времени; он был гением).

А как вы понимаете слово гений? (талантливый, творческий, знающий)

Обращаемся к Большому толковому словарю русских существительных; статья 8.1.2.1 Существительные, обозначающие человека, оцениваемого по умственным способностям.

Гений, -я, м. Человек, обладающий высшей степенью творческой одаренности, талантливости в какой-л, сфере деятельности.

Сегодня в центре нашего внимания рассказ писателя с необычным названием «Песчаная учительница», (слайд №2) запишите тему и эпиграф (Работа с эпиграфом).

К кому из героев рассказа можно отнести слова, записанные вами как эпиграф к уроку?

(К главной героине – Марии Никифоровне).

Выделите в эпиграфе пары слов, характеризующие Марию Нарышкину. (Сердце-разум, трудное - легкое).

Какой же предстает перед вами эта героиня А. Платонова?

(мужественной, ответственной, мудрой и т. д.)

Прием «Тонкие и толстые вопросы».

Итак, героиня рассказа – молодая учительница, прошедшая достаточно сложный, трудный, но интересный жизненный путь. Представьте себе, что нам предстоит встреча с этой героиней. Какие бы вопросы вы могли ей задать? Задайте один «тонкий» и один «толстый» вопрос.

Работали в парах. (Сколько вам было лет…? Что заставило вас…? Что руководило вами…? Почему вы поехали… ? Как вам удалось….?)

Постановка учебной цели. (Слайд №3)

Ваши вопросы – доказательство того, что судьба героини не оставила вас равнодушными, что вы – внимательные читатели. Думаю, что вам удастся сформулировать и основные проблемные вопросы сегодняшнего урока, исходя из темы.

(В чем видел смысл жизни человека (своих героев) писатель А. Платонов? Почему не каждый человек готов на самопожертвование и отказ от личного счастья во имя благополучия других?).

2 фаза. Осмысление.

У героини рассказа был прототип. Вам знакомо это слово?

Лексическая работа.

Обращаемся к Большому толковому словарю русских существительных.

(Прототип (греч) первообраз, основной образец, начальный.)

Прототипом Марии Нарышкиной стала жена писателя Мария Александровна, тоже учительница. (Слайд №4).

А наша героиня – учительница не простая, а «песчаная». Почему? Найдем в тексте описание пустыни, прочитаем выразительно, какое настроение оно создает? Выпишите в тетрадь символические детали, помогающие создать образ пустыни (Работа с текстом в группах по 4 человека)

Раскаленные барханы – пылающие костры (сравнение)

Саван солонца (метафора)

Стонущий песок (олицетворение)

День=ночи

Верхушки барханов дымятся (метафора)

-Что напоминает такое описание пустыни? Каков же замысел автора?

(Не просто пустыня – ад! Нет жизни и радости, есть муки и ужас! Зачитать примеры!)

Мы рассмотрели образ пустыни. Так почему же главная героиня «песчаная» учительница?

(Она уезжает в дальнее село, где пустыня. Ей выпало ехать в дальнее село, которое погрязло в песках).

-Как же приходилось героине? (Трудно, тяжело).

-В чем трудность? (Сделать ПРАВИЛЬНЫЙ выбор).

-А был у героини выбор? (Да, был).

Проведем небольшое исследование, заполнив в таблице пустые столбцы: «Что выбрать?», «Качества героини». (Работа в группах по 5-6 человек) (Слайд №5,6).

Обстоятельства

Что выбрать?

Качества героини

1.Назначение в Хошутово

Вернуться домой к родителям

Поехать по назначению

Долг, ответственность

2.Дети не ходят в школу

Отказаться от работы, ждать, когда все само наладится

Помочь людям, вести занятия по новому предмету – песчаному делу

Целеустремленность, активная жизненная позиция

3.Посадки шелюги уничтожены кочевниками

Жаловаться, ненавидеть другой народ и его правду

Встать на место противника

Справедливость, гуманность, терпимость

4.Учить кочевников культуре песков?

Остаться в Хошутове, где наладилась жизнь

«Похоронить молодость среди диких кочевников»

Ответственность за судьбу двух народов, оптимизм «Приеду …по лесной дороге»

(Слайд №7)

Мария Никифоровна преодолевает все трудности, несмотря на молодость. Андрей Платонов совершенно не случайно дает своей героине имя Мария, он использует прием «говорящие имена». (Слайд №8)

Обращаемся к словарю личных имен.

Мария (древнееврейское) горькая, любимая, упрямая.

Никифор (древнегреческое) победитель, жизнерадостен, энергичен.

(Комментарий ученика, как имя героини помогает в раскрытии ее характера).

Итак, для героев А. Платонова трудность даже не в том, что приходится преодолевать сами трудности, а в том, как это происходит, важно сделать правильный выбор.

-В чем же видит смысл жизни героиня рассказа? Нашла свое место в жизни Мария Никифоровна?

(Место в жизни человек определяет для себя сам. Для героев Платонова, которые занимают активную жизненную позицию, смысл жизни – в служении людям. И это высшая ценность!).

3. фаза. Рефлексия. Составить синквейн (по вариантам).

Мария Никифоровна Песчаная учительница

Целеустремленная, ответственная. Сильная, гуманная.

Помогает, борется, преодолевает. Поддерживает, учит, верит.

Смысл жизни – служение людям. Чувствует ответственность за людей.

Настоящий человек. Человек.

Домашнее задание. Напишите небольшое сочинение- рассуждение на тему «Встречаются ли герои Платонова в современной жизни?»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области