Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №55 комбинированного вида»
Принято педагогическим советом протокол №___ от «__» ________2023г. | Утверждено Приказом № 01-08/_____ от "____"_________________2023г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Мягкая игрушка»
Направленность: художественная (декоративно-прикладная)
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Срок реализации: один год
Бибик Карина Сергеевна - воспитатель |
Ухта, 2023
Содержание
I Раздел. Пояснительная записка | 3-6 |
II Раздел. Учебный план | 7 |
III Раздел. Календарно-тематическое планирование | 8-12 |
IV Раздел. Календарный учебный график | 13 |
V Раздел. Планируемые результаты дополнительной образовательной программы | 14 |
VI Раздел. Комплекс организационно-педагогических условий Программы Список литературы | 15 |
I. Раздел. Пояснительная записка
Направленность Программы
Направленность предлагаемой дополнительной общеобразовательной программы "Мягкая игрушка" (далее по тексту - Программа) – художественная (декоративно – прикладная).
Она направлена на на раскрытие творческого потенциала детей через приобретение в процессе освоения программ художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков; развитие мелкой моторики рук и абстрактного мышления, как средство развития умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей; художественно эстетического вкуса художественных способностей и склонностей к различным видам искусства.
Программа построена на принципах:
-Добровольность
- Индивидуальный подход к каждой личности ребенка.
- Осуществление работы поэтапно, в соответствии с основным дидактическим принципом «от простого к сложному»
- Право на свободный творческий поиск.
Актуальность Программы
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку, это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Мягкая игрушка – это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомить с традициями русского народного художественного творчества. Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства.
Отличительные особенности Программы
Занятия дают возможность не только изучать технику и виды шитьё мягкой игрушки, но и выявлять одарённых детей с целью развития их творческих способностей. Программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными изделиями на занятиях по изготовлению мягкой игрушки как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными (моторика, художественный вкус и др.). Каждый воспитанник любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого воспитанника в этом процессе очень значима, и воспитанник, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности. Воспитанник сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач.
Адресат Программы
Программа адресована детям 6-7 лет. В этом возрасте ребёнок уже довольно много знает об окружающем мире и может передать это при помощи художественных навыков. Дети этого возраста уже довольно самостоятельные, поэтому Программа предполагает самостоятельное творчество. Навыки ориентировки в пространстве уже достаточно сформированы, что бы ребёнок мог самостоятельно определять положение деталей на изделии.
Программы 31 учебный час.
Формы организации образовательного процесса - групповые.
Виды занятий: комплексные, обобщающие
Режим занятий: 1 раз в неделю, по 30 минут.
Наполняемость подгрупп не более 12 человек.
Срок освоения Программы 31 неделя, 8 месяцев, 1 год
Цель программы: познакомить учащихся с историей возникновения игрушки; обучить приемам работы с тканью; раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребенка через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать; создать своими руками игрушки
Задачи программы:
Образовательные:
-научить основам художественной грамотности;
-научить основам цветовидения ;
-научить приемам безопасной работы;
-научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек;
-научить практическим навыкам работы с тканью;
-научить творчески использовать полученные умения и практические навыки
Воспитательно-развивающие:
-развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
-создавать в студии соответствующую эстетическую среду;
-приобщение к народным традициям;
-воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;
-соединение обучения с воспитательным процессом;
-воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
II Раздел. Учебный план
Наименование разделов | Количество часов | Всего |
1. Раздел «Вводный» | 1 | 1 |
2. Раздел «Технология выполнения основных швов» | 2 | 2 |
3. Раздел «Изготовление игольницы» | 3 | 3 |
4. Раздел «Изготовление объемной игрушки звезда» | 3 | 3 |
5. Раздел «Изготовление подушки» | 4 | 4 |
6. Раздел «Изготовление игрушки Зайчик» | 6 | 6 |
7.Раздел «Изготовление объемной игрушки Грибок» | 6 | 6 |
7. Раздел «Изготовление объемной игрушки слон» | 6 | 31 |
III Раздел. Календарно-тематический план
Месяц Октябрь Ноябрь Декабрьь Январьь Февральь Февральь Март Апрель Май | Тема занятий | Программное содержание | Материалы и оборудование | Количество часов | Дата проведения (число, месяц, год) | Дата проведения (по факту) |
Вводное занятие | Инструктаж по технике безопасности. Беседа о деятельности кружка «Мягкая игрушка». Знакомство с правилами внутреннего распорядка, правилами поведения, проведение инструктажа по ТБ. Перечень необходимых инструментов для работы. | Презентация, Ноутбук. | 1 | 02.10.23 | ||
«Технология выполнения основных швов » | Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «веред иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного», потайного». | Презентация, Ноутбук. | 1 | 09.10.23 | ||
«Технология выполнения основных швов» | Практическое выполнение швов. | Презентация, Ноутбук, лоскуток ткани, иголка, нитки швейные. | 1 | 16.10.23 | ||
«Изготовление игольницы» | Беседа о возникновении игольницы. Подбор ткани, нитки, фурнитуры. | Презентация, ноутбук. Ткань, нитки швейные, иголка, выкройка игольницы. | 1 | 23.10.23 | ||
«Изготовление игольницы» | Подбор ткани, нитки, фурнитуры. Научить делать раскрой выкройки, собрать(сшить) игольницу. | Ткань, нитки швейные, иголка, выкройка игольницы. | 1 | 30.10.23 | ||
«Изготовление игольницы» | Подбор ткани, нитки, фурнитуры. Научить делать раскрой выкройки, собрать(сшить) игольницу. | Ткань, нитки швейные, иголка, выкройка игольницы. | 1 | 13.11.23 | ||
«Изготовление объемной игрушки звезда»» | Беседа о видах мягких игрушек и их назначении. План изготовления мягкой игрушки-звезды. | Ткань, нитки, фурнитура, выкройка игрушки. | 1 | 20.11.23 | ||
«Изготовление объемной игрушки звезда» | Подбор ткани, нитки, фурнитуры. Раскрой ткани. | Ткань, нитки, фурнитура, выкройка игрушки. | 1 | 27.11.23 | ||
«Изготовление объемной игрушки звезда» | Соединение деталей, набивка игрушки, Соединение частей игрушки. | Ткань, нитки, фурнитура, выкройка игрушки. | 1 | 04.12.23 | ||
«Изготовление подушки» | Беседа о видах подушек и их назначении. План изготовления подушки. Подбор ткани, раскрой ткани. | Выкройка подушки, нитки, ножницы. | 1 | 11.12.23 | ||
«Изготовление подушки» | Раскрой ткани, соединение деталей, набивка подушки. | Иголки швейные, набивка для подушки. | 1 | 18.12.23 | ||
«Изготовление подушки» | Соединение деталей, набивка подушки. | Иголки швейные, набивка для подушки. | 1 | 25.12.23 | ||
«Изготовление подушки» | Соединение деталей, набивка подушки. | Иголки швейные, набивка для подушки. | 1 | 15.01.24 | ||
«Изготовление игрушки Зайчик» | Формирование представления об особенностях изготовления объемных игрушек из ткани. Выбор ткани, эскиза будущей игрушки. | Презентация, выкройка игрушки, ткань. | 1 | 22.01.24 | ||
«Изготовление игрушки Зайчик» | Раскройка ткани, соединение деталей конечностей. | Ткань, выкройка игрушки, швейные иголки, нитки, ножницы. | 1 | 29.01.24 | ||
«Изготовление игрушки Зайчик» | Соединение деталей головы, выполнить пришивание глаз и носа, вышивка рта. | Ткань, швейные иголки, нитки, глазки и носик пластиковые. | 1 | 05.02.24 | ||
«Изготовление игрушки Зайчик» | Соединение деталей туловища, пришивание головы. | Ткань, швейные иголки, нитки. | 1 | 12.02.24 | ||
«Изготовление игрушки Зайчик» | Соединение туловища и конечностей, пришивание хвоста. | Мех, ткань, швейные иголки, нитки. | 1 | 19.02.24 | ||
«Изготовление игрушки Зайчик» | Закончить соединение всех частей игрушки. Презентовать готовую игрушку ребятам в группе. | Швейные нитки, ткань, мех, нитки. | 1 | 26.02.24 | ||
«Изготовление объемной игрушки Грибок» | Беседа о съедобных и несъедобных грибах. Согласовать эскиз гриба. Сделать раскройку игрушки. Выбрать ткань и фурнитуру. | Выйкойка, ткань, ножницы. | 1 | 04.03.24 | ||
«Изготовление объемной игрушки Грибок» | Соединение частей шляпки. | Ткань, швейные иголки и нитки, ножницы. | 1 | 11.03.24 | ||
«Изготовление объемной игрушки Грибок» | Закончить соединение частей шляпки, начать соединение частей ножки. | Ткань, швейные иголки и нитки. | 1 | 18.03.24 | ||
«Изготовление объемной игрушки Грибок» | Закончить соединение частей шляпки и ножки. | Ткань, швейные нитки и иголки, ножницы. | 1 | 25.03.24 | ||
«Изготовление объемной игрушки Грибок» | Соединить шляпку и ножку. | Швейные нитки и иголки, ножницы. | 1 | 01.04.24 | ||
«Изготовление объемной игрушки Грибок» | Закончить соединение всех частей игрушки. Презентовать готовую игрушку ребятам в группе. | Швейные нитки и иголки, ножницы. | 1 | 08.04.24 | ||
«Изготовление объемной игрушки слон» | Формировать представление о жизни слона. Выбрать ткань, из которой будет выполнена игрушка. | Ткань, презентация. | 1 | 15.04.24 | ||
«Изготовление объемной игрушки слон» | Раскрой ткани. | Ткань, ножницы. | 1 | 22.04.24 | ||
«Изготовление объемной игрушки слон» | Соединение деталей головы, пришивание хобота, ушей. | Ткань, швейные нитки и иголки, ножницы. | 1 | 29.04.24 | ||
«Изготовление объемной игрушки слон» | Соединение частей конечностей, пришивание ушей к голове. | Ткань, швейные нитки и иголки, ножницы. | 1 | 13.05.24 | ||
«Изготовление объемной игрушки слон» | Соединение частей туловища, пришивание глаз. | Ткань, швейные иголки и нитки, глазки пластиковые, ножницы. | 1 | 20.05.24 | ||
«Изготовление объемной игрушки слон» | Закончить соединение частей туловища и соединение головы с туловищем. | Швейные нитки и иголки, ножницы. | 1 | 27.05.24 |
IV Раздел. Календарный учебный график
Дата начала учебного года | Дата окончания учебного года | Кол-во учебных недель | Продолжительность каникул | Сроки контрольных процедур |
02 октября 2023г. | 27 мая 2024г. | 31 | 01.01.23-09.01.2024 | Май 2024г. |
V Раздел. Планируемые результаты освоения Программы
В результате обучения дети могут:
Дети могут узнать:
VI Раздел. Комплекс организационно-педагогических условий Программы
Формы контроля – 2 открытых занятия для родителей (законных представителей) воспитанников в конце учебного года.
Формы проведения педагогической диагностики
Оценка результативности данной программы осуществляется в форме наблюдения за детьми в процессе организации занятий по следующим критериям:
Навык сформирован ( правильно использует ножницы, аккуратен с иглой)
Навык находится в стадии формирования (испытывает затруднения в правильности использования ножницами, не совсем аккуратен с иглой во время шитья);
Навык не сформирован (не умеет безопасно пользоваться ножницами, во время работы с иглой испытывает затруднения)
Навык сформирован (следует инструкции, схеме, соблюдает последовательность плана работы, реализует собственный замысел, самостоятелен в деятельности.);
Навык находится в стадии формирования (следует инструкции, схеме, соблюдает последовательность плана работы, но без элементов новизны или недостаточной самостоятельности для реализации творческого замысла требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс; замысел реализован частично.);
Навык не сформирован (не следует инструкции, схеме, не всегда соблюдает последовательность плана работы, низкая самостоятельность в деятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.).
Навык сформирован ( умеет пользоваться разными приемами шитья, легко и ровно идет шов)
Навык находится в стадии формирования (путается в понятиях швов, не всегда выбирает удачный прием шитья, использует только олин прием шитья)
Навык не сформирован (мелкая моторика рук развита плохо; затрудняется в понятиях вида шва, не пользуется правильным швом во время выполнения работы)
Навык сформирован (знает и выполняет правила безопасного пользования иглой, ножницами, работа выполнена аккуратно, швы ровные);
Навык находится в стадии формирования (знает и выполняет правила безопасного пользования и швейной иглой, ножницами, но необходимы напоминания педагога, работа выполнена не очень качественно, швы не достаточно ровные);
Навык не сформирован (не всегда выполняет правила безопасного пользования швейной иглой и ножницами; швы кривые, нитки путаются)
Методика диагностического обследования достижений детей
по итогам реализации программы «Мягкая игрушка»
Список литературы