Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Преподавание русского языка и литературы в период перехода на новые ФГОС

Анализ опыта работы учителя русского языка и литературы в 5 - 6 классах по новым образовательным стандартам подготовка рабочих программ, соответствие ФГОС имеющимся учебникам, применеие стандартов на рабочих уроках

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Переход на обновлённые ФГОС: особенности, изменения (русский язык и литература)

В сентябре 2022 года в силу вступили новые федеральные государственные образовательные стандарты для начальной и основной школы (1 и 5-ые классы). Этот переход предусматривает различные изменения в образовательном процессе. Каждый учитель должен не только изучить обновлённые стандарты и пройти программу повышения квалификации, но и разобраться, как перестроить свою работу и как обучать детей в соответствии с новыми требованиями. Отметим наиболее значимые задачи новых ФГОС и расскажем об их реализации в преподавании русского языка и литературы.

1) Конкретизация планируемых результатов освоения учебного предмета. Личностные, метапредметные и предметные результаты даны подробно. Каждый участник образовательного процесса (учитель, обучающийся, родитель) может ознакомиться с документом и понимать, что конкретно школьник должен знать, чем владеть и что освоить к концу учебного года. Например, указано конкретное количество слов в текстах для пересказа и изложения; даны виды чтения и аудирования, информационной переработки текстов; перечислены конкретные литературные произведения, авторы и тд. Всё это позволяет учителю чётче соотносить полученные результаты с ожидаемыми, эффективнее планировать процесс обучения.

2) Единство учебной и воспитательной деятельности. Уточнены направления воспитания, конкретизированы планируемые личностные результаты. Воспитание обучающихся осуществляется в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями, что даёт возможность учителю русского языка и литературы широко использовать потенциал своих предметов, прививать любовь к родному слову, к природе и истории России, знакомить с выдающимися деятелями науки и культуры. Например, учебник 5 класса УМК М.М.Разумовской содержит тексты об известных русских лингвистах, а в программе литературы 5 класса изучается устное народное творчество, произведения о русской природе, о героическом прошлом нашей страны.

3) Развитие функциональной грамотности. Создан электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности, а также несколько цифровых ресурсов, помогающих учителю формировать и оценивать ФГ учащихся. Так как читательская грамотность - один из важнейших показателей качества образования, на уроках русского языка и литературы используются данные материалы для решения практических задач (найти нужную информацию в тексте, дать ответ на вопрос, заполнить таблицу, используя текст и тд)

4) Активное и грамотное использование цифровых ресурсов всеми участниками образовательного процесса. В календарно-тематическом планировании учитель должен перечислить электронные ресурсы для дополнительной и самостоятельной работы учащихся. Существует список рекомендуемых сайтов и учебников. К сожалению, эта работа носит пока формальный характер, так как многие указанные в перечне ресурсы сложны для восприятия детей (например, сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://www.school-collection.edu.ru имеет очень сложную навигацию). Для подготовки презентаций, творческих работ и сообщений учащиеся самостоятельно находят совершенно различные по качеству контента сайты, что вызывает определённую тревогу учителей и родителей. Перспектива решения данной задачи: каждый учитель постепенно создаст свою библиотеку проверенных полезных ссылок для каждой изучаемой темы.

5) Вариативность. У школы появилась возможность разрабатывать индивидуальные учебные планы, делить обучающихся на группы по разным основаниям, а у учащихся - изучать некоторые предметы углублённо, а некоторые - по желанию. Например, родной (русский) язык и родная (русская ) литература теперь изучаются только по заявлению родителей обучающихся. Такое решение снижает нагрузку на учителей и учеников. Ранее требовалось объяснять детям и их родителям, что конкретно изучается на уроках родного (русского) языка, чем эти уроки отличаются от обычного русского, учитель должен был следить, чтобы изучаемый материал не дублировался, программы были построены эффективно.

6) Создание единого образовательного пространства, унифицированный подход к составлению рабочих программ. Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения и в каком порядке. Такое решение, несомненно, обеспечит ребёнку непрерывность обучения, комфортные условия при переходе в другую школу. Новые рабочие программы каждый учитель создаёт с помощью специального конструктора рабочих программ на сайте https://edsoo.ru/. Единая программа для всех учащихся даёт равные возможности, но в решении именно этой задачи пока больше проблем, чем достижений. Главная трудность заключается даже не в составлении самой программы в конструкторе, хотя и это - дело непростое, а в отсутствии учебников по новой программе. Несоответствие программы УМК, по которой работает учитель и новой рабочей программы ведёт к тому, что процесс обучения затрудняется. Приведём примеры.

Тема

УМК М.М.Разумовской

Новая программа

Повторение изученного в начальной школе

20 ч.

5 ч.

Текст

20 ч.

10 ч.

Важно учитывать ещё и то, что содержание одноимённых разделов в программах различается; часы на развитие речи в старой программе включены в другие разделы, а в новой вынесены в отдельные разделы, то есть должны изучаться подряд, что не соответствует ни строению учебника, ни методическим задачам изучения предмета.

Учитель должен найти способы компенсации: игнорировать материал учебника, потому что не успевает его пройти, искать материалы, которых нет в учебнике, чтобы соответствовать новой программе. Материалы должны быть доступны и понятны пятикласснику. И если по русскому языку в 5 классе это возможно (сама программа в целом тематически соответствует программе по УМК М.М.Разумовской, материал учебника можно использовать на уроках), то по литературе изменений гораздо больше. Программа к УМК Т.Ф.Курдюмовой может быть использована лишь частично. Включены новые разделы, новые произведения и новые авторы, но при этом детям не обеспечена возможность эти произведения прочитать. Например, в программу 5 класса внесены рассказы А.П.Чехова, М.М.Зощенко, А.И.Куприна, А.П.Платонова.

5 класс - это начало серьёзной работы с литературным текстом, и многие виды заданий требуют вдумчивого чтения, поиска информации. Ребята учатся выполнять задания, расположенные перед текстом и после него, отвечать на вопросы. При отсутствии учебника такая работа невозможна. Таким образом, учитель должен сам найти способы разрешения таких несоответствий в программе и обеспечить те самые конкретные планируемые результаты обучения, о которых шла речь в начале статьи.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области