Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока биологии 5 класс "Невидимый мир. Увеличительные приборы"

Цель сформировать знания об устройстве увеличительных приборов и правила работы с микроскопом. Задачи Образовательные познакомить учащихся с историей открытия и устройства увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом. Воспитательные поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств. Развивающие развитие логического мышления, умения выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию создать условия для развития самостоятельности и внимания.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Невидимый мир. Увеличительные приборы»

Урок биологии в 5 классе.

Подготовила учитель биологии высшей категории

МБОУ СОШ №2 городского округа Большой Камень Приморского края

Коврова Татьяна Владимировна

Цель: сформировать знания об устройстве увеличительных приборов и правила работы с микроскопом.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с историей открытия и устройства увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.

Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.

Развивающие:  развитие логического мышления, умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания.

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы работы: наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, создание проблемных ситуаций, работа в парах, самостоятельная работа с заданиями контроля знаний, работа с дополнительными источниками информации.

Вид урока: урок-лаборатория

Межпредметные связи:

1.Физика (устройство оптических приборов);
2. Математика (математические расчетные действия);
3. Биология человека – анатомия (восприятие изображений с помощью органов зрения);
4. История (экскурс в историю открытия увеличительных приборов);

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: определение понятий: «объектив», «окуляр», «наблюдение», «микромир», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.

Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, выполнение заданий с выделением существенных характеристик объекта, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.

Оборудование: Микроскопы, ручные лупы, микропрепараты. Раздаточный материал на столы.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте. Мы начинаем наш очередной урок биологии, очередное путешествие в мир познания. На уроках биологии мы говорим о том, жизнь на нашей планете разнообразна. Все живые организмы можно объединить в четыре царства. Назовите царства живой природы. (учащиеся называют царства: растения, животные, грибы, бактерии.)

Учитель: Как вы думаете, представители, какого царства имеют самые микроскопичные размеры? (учащиеся отвечают: царство бактерии)

Учитель: Как вы думаете, как можно увидеть эти удивительные организмы, что помогает человеку заглянуть в этот удивительный микромир, узнать их строение? (учащиеся предполагают: увеличительные приборы, микроскоп, лупа)

Учитель: Ребята, о чем мы на уроке будем говорить? Вы видите приборы, которые стоят у вас на столе, о чем мы будем говорить на уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока. (ответы учащихся).

Учитель: Правильно. Увеличительные приборы. (предлагает записать тему урока в тетрадь).

Сегодня у нас будет необычный урок, называется он урок – лаборатория. Вы знаете, что такое лаборатория?

Лаборатория ( латинское слово laboratorium, от laboro «работаю») — это оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований (химических, физических, технических, механических, физиологических, психологических и т. д.); обыкновенно при высших учебных заведенияхзаводахаптеках и другое.

Дети: Там открывают что-нибудь новое, там есть приборы и работают люди – лаборанты.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что вы узнаете на уроке, чему вы научитесь? (учащиеся предполагают: знать устройство увеличительных приборов, правила работы, уметь применить правила).
Учитель: Ребята, как надо поработать, чтобы достичь цели урока? Подумайте, какие личностные качества вам помогут достичь цели? (самостоятельность, внимательность, умение работать в парах).

(На доске слова, из которых ребята выбирают качества: самостоятельность, любознательность, аккуратность, внимательность, не внимательность, умение общаться, ответственность, безответственность)

Изучение нового материала.

Учитель. Итак, приступаем. Сегодня мы знакомимся со строением лупы и микроскопа.

Живой мир человек начал изучать очень давно, но, изучив внешнее строение растений, животных, он пытался рассмотреть строение маленьких организмов: муху, жало пчелы, а сделать это было трудно из-за маленьких размеров объектов. Что предпринял человек? (ответы детей)

Самый простой прибор, который он изобрел – это лупа. Она давала возможность увидеть мелкие объекты. Давайте выясним как устроения лупа. Работаем в парах. Откройте стр 22 параграф 6, рис 8. Оправа, линза и ручка. Возьмите лист, выполните задание №1. (рисунок с лупой и подписывают части лупы)

Эксперимент с лупой. Возьмите в руки лупу. Поднесите к тексту учебника. Что заметили? Изменяйте расстояние между лупой и текстом до тех пор, пока не появится четкое изображение. Проведем эксперимент. Рассмотрите невооруженным взглядом мякоть томата. Что характерно для их строения? Рассмотрите кусочки мякоти помидора под лупой, сравните увиденное с рис 10 на стр 24.

Мы увидели мякоть помидора под лупой. Что мы видим? Клетки томата. Как вы думаете какое увеличение дает лупа? Запишите увеличение лупы от 2 до 20 раз.

Физкультурная пауза. Вы усердно трудились, устали, поэтому необходима производственная гимнастика. Давайте встанем и посмотрим на экран.

Учитель. Напомните, пожалуйста, о чем мы говорили до гимнастики на уроке? (об увеличительных приборах). Какой увеличительный прибор мы рассмотрели? (строение и назначение лупы)

У вас на столе есть еще один увеличительный прибор, какой? (микроскоп).

Учитель. Можно ли с помощью лупы рассмотреть очень мелкие объекты или изучить их строение? (нет). Как быть? Что предпринял пытливый ум исследователя, ученого? Как изобрели микроскоп? Это был ученый-биолог?

Ответы на эти вопросы вы сможете найти в текстах, которые лежат у вас на столах. Читаем текст, который лежит на партах.

Учащиеся читают текст

Учитель: Пришло время изучить устройство увеличительного прибора – микроскопа. Микроскопы стоят у вас на столе. Рассмотрим прибор стр 23 рис 9. К штативу крепится предметный столик, тубус с линзами. Окуляр – верхняя часть тубуса, которую смотрим оком, глазом, нижняя часть тубуса заканчивается объективом. Предметный столик можно регулировать при помощи винтов. Под предметным столиком есть зеркало. Какую роль оно играет? Куда нужно положить предметное стекло с препаратом?

Учитель: Что же можно увидеть с помощью микроскопа? Давайте посмотрим на слайды.

Что еще вы должны узнать прежде, чем начать работать с микроскопом? (правила работы с микроскопом). Теперь вам, как исследователям, предстоит познакомиться с правилами работы с микроскопом. Работу построим таким образом: работаем в парах. Один читает – другой выполняет, потом наоборот. После работы в парах вы расскажите о правилах работы с микроскопом. Правила пользования находятся в учебнике на стр. 24.

Учитель. Куда мы можем положить препарат? При помощи чего мы регулируем положение тубуса? В какую часть микроскопа мы смотрим? Для чего нужны винты?

Выполните задание №2 на листах, подпишите части микроскопа.

Учитель: Микроскопы, стоящие перед вами, называются световыми. Итак, мы с вами познакомились с устройством светового микроскопа.

Учитель: Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает.

На стр 23 в учебнике, прочитаем как подсчитать увеличение микроскопа. (учащиеся находят, отвечают : Увеличение окуляра надо умножить на увеличение объектива)
Учитель: подсчитайте и запишите увеличение вашего микроскопа. Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя объектив.

Выполните задание №3, запишите, как вы подсчитаете увеличение микроскопа.

Подпишите фамилию и сдайте листы с выполненной работой.

Подведем итог урока. Какую цель вы ставили перед собой на сегодняшнем уроке? Чему вы научитесь на уроке? Что нового вы узнали на уроке? (учащиеся отвечают: узнали устройство увеличительных приборов, таких как лупа и микроскоп, научились работать с этими приборами, узнали правила работы с ними). Как можно посчитать увеличение микроскопа? Какие правила нужно знать, работая с микроскопом?
Учитель: Какие личностные качества вам помогли достичь цели? (самостоятельность, внимательность, умение работать в парах).

Какие методы мы использовали, при работе на уроке? (работа с текстом, выполнение эксперимента, работа с приборами).

Какие источники вы использовали для получения информации? (учебник, дополнительный текст)

Ребята, на уроке мы использовали общенаучный метод? Какой? (эксперимента).

Рефлексия: Поднимите руку те, кто сегодня на уроке усвоил весь материал, вам было интересно и все понятно. Поднимите руки те, кто испытывал трудности и понял не все. Поднимите руки те, кто плохо запомнил материал и нужно еще раз рассказать об увеличительных приборах.

Учитель: Урок подошел к концу, запишите домашнее задание Параграф 6

Домашнее задание: выучить название частей микроскопа и правила работы с ним.

Спасибо за урок.

самостоятельность, любознательность, аккуратность, внимательность, не внимательность, умение общаться, ответственность, безответственность

Рассказ 1. Считается, что первый микроскоп был создан в 1590 году голландским мастером очков Хансом Янссеном и его сыном Захарией Янссеном. Это произошло в середине XVII века. Изобретение голландца заключалось в том, что он смонтировал внутри одной трубки две выпуклые линзы, и таким образом, заложил основы для конструирования сложных приборов. За счёт выдвижного тубуса достигалась фокусировка на объекте исследования. Увеличение равнялось 3-10 крат. Это изобретение стало настоящим прорывом в сфере микроскопии. Каждый последующий свой микроскоп Захария совершенствовал.

Рассказ 2. Однажды Галилей соорудил очень длинную подзорную трубу. Дело происходило днем. Закончив работу, он навел трубу на окно, что бы на свету проверить чистоту линз. Посмотрев в окуляр, он оторопел: все поле зрения заняла какая-то искрящаяся серая масса. Труба немного покачнулась, и ученый увидел огромную голову с выпуклыми черными глазами. Отняв глаза от трубы, Галилео увидел муху, сидящую на окне. Так появился на свет микроскоп, состоящий из двух линз.

Рассказ 3. Роберт Гук работал секретарем и демонстратором опытов Английского королевского общества. В это время стало известно о микроскопе. Ему поручили провести наблюдение на этом приборе. Имевшийся в его распоряжении микроскоп представлял собою полуметровую позолоченную трубу, расположенную строго вертикально. Работать приходилось стоя в неудобной позе. Гук сделал трубу наклонной, установил лампу, которая позволила подсвечивать исследуемые объекты. Позже, он придумал, как улучшить качество линз и увеличить поле зрения.

Роберт Гук в 1665 г. впервые увидел клетки, он рассмотрел срез пробки и назвал их ячейки, клетки.

Рассказ 4. Современник Гука голландец Антони Ван Левенгук сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз. В микроскоп он рассмотрел крылья бабочки, глаза и жало осы, пыльцу цветов, свою кровь, воду, стоящую в бочке и обнаружил в ней одноклеточные организмы, такие как эвглены. Все что видел в микроскоп, Левенгук зарисовывал. А в XX веке был изобретён электронный микроскоп, дающий увеличение в десятки, сотни тысяч  раз.

Фамилия ______________________________

Задание 1. Устройство ручной лупы. Подпишите составные части лупы.

Задание 2 «Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним».

Обозначьте части микроскопа на схеме. Что можно обозначить цифрой 6?

1._______________________________

2._______________________________

3._______________________________

4._______________________________

5._______________________________

6._______________________________

Задание 3. Подсчитайте, во сколько раз будет увеличен препарат микроскопа

Увеличение окуляра

Увеличение объектива

Общее увеличение микроскопа

16

4

16

18

16

40

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области