МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА №28 СТАНИЦЫ ЕРЕМИЗИНО-БОРИСОВСКОЙМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЕННАДИЯ НИКОЛАЕВИЧА ТРОШЕВА
Программа
внеурочной занятости по немецкому языку
« Увлекательный немецкий»
Разработала учитель немецкого языка
Кузнецова Светлана Николаевна
2023
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса согласно требованиям ФГОС ООО и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Дети знакомятся со сказочными героями немецких сказок, с авторами сказок. Занятия носят творческий характер, способствуют лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывают широкие возможности для индивидуальной работы обучаемого.
Цели программы:
• Развитие основ:
— иноязычной коммуникативной компетенции на начальном уровне изучения языка;
— речевой компетенции — за счёт обеспечения вводного фонетического курса;
— языковой компетенции — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для учащихся 5 класса;
— социокультурной компетенции — приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
• Формирование у детей представлений о важности изучения иностранного языка как средства интеграции в систему мировой и отечественной культур.
• Развитие творческих способностей детей, их стремления к познанию окружающего мира посредством немецкого языка.
Задачи программы:
— Вовлечь учащихся в процесс познания языка.
— Расширить страноведческие знания о стране изучаемого языка. Способствовать осознанию ими языка как инструмента познания мира и средства общения.
— Расширить языковые знания учащихся по предмету «Немецкий язык». Обучать детей основным видам речевой деятельности: слуховому восприятию речи, устной речи, чтению и письму в порядке их перечисления, формировать чувство языка (в пределах их возрастных особенностей).
- Развивать творческие способности учащихся. Дать представление о культуре, истории и традициях стран изучаемого языка, о роли родного языка и культуры в сравнении с культурой других народов.
— Привить доброжелательное отношение к окружающим, способствовать воспитанию хороших манер и вежливого поведения; развивать чувства дружбы и интернационализма.
— Приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям.
2. Актуальность и особенность программы
Немецкий язык занимает достойное место в многонациональном мире. Он утвержден государственным и рабочим языком в Европейском Союзе.
Внеурочная деятельность курса «Увлекательный немецкий» своим содержанием предназначена привлечь внимание учащихся пятого класса МБОУ СОШ №28, создать мотивацию в изучении немецкого языка . Данный курс направлен на расширение языковых и страноведческих знаний по предмету. Наряду с основной задачей расширения языковых знаний по немецкому языку, курс этот предусматривает формирование устойчивого интереса к данному предмету на начальном этапе его изучения. Следует отметить, что учение с увлечением значительно повышает учебную мотивацию, следовательно, и результативность обучения. Материал данного курса состоит из набора тестов и различных творческих заданий: проектной деятельности учащихся, театрализованных представлений, различных кроссвордов, игр, конкурсов, загадок, стишков, песенок, рифмовок и так далее. Все перечисленные задания составлены на базе учебников И.Л. Бим «Немецкий язык 3-5 класс», дополнительных источников с учётом возрастных особенностей учащихся.
3.Основные формы организации учебных занятий:
творческие задания, проектная деятельность, творческая мастерская, практическая работа,. Программа организации внеурочной деятельности школьников «Увлекательный немецкий» включает в себя занятия по направлению «проектная деятельность», предназначенные для работы с детьми 5 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программы по немецкому языку, расширяя и обогащая её. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса. Проекты рассчитаны на учеников разного уровня подготовленности, разных языковых способностей. Все занятия курса направлены на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, на разрешение различных проблемных ситуаций, имеющих коммуникативную направленность. Реализация творческого потенциала пятиклассников находит своё воплощение в проектах на иностранном языке.
3.Тип программы: Экспериментальный
Возраст учащихся: 11 – 12 лет. По содержательной и тематической направленности программа является языковой, по функциональному предназначению - досуговой, учебно-познавательной, по форме организации -кружковой, по времени реализации -годичной.
4. Содержание программы:
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям пятиклассников и включает следующее: Я. Моя визитная карточка. Рассказ о себе. Это моя семья. Рассказ о своей семье. Что я люблю делать. Рассказывать, чем тебе нравится заниматься, какие действия выполнять. Я и мой друг. Рассказ о друге, какой он, откуда, сколько ему лет, чем вы любите заниматься вместе. Зоопарк. Рассказ о животных в зоопарке: какие они, какого цвета. Любимое домашнее животное, рассказывать о своём питомце, спрашивать, есть ли у тебя питомец, кто он, какого цвета. Мой дом. Названия комнат, предметов мебели. Времена года. Характеристика природы в разные времена года. Называние месяцев, дней недели, характерных особенностей разных времён года. Любимые праздники немецких детей: Рождество, Новый год, Пасха. Страна изучаемого языка. Получение дополнительной информации страноведческого характера .
5. Ожидаемые результаты:
Личностные результаты пятиклассников, формируемые при изучении иностранного языка:
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Немецкий язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
Метапредметные результаты:
развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты освоения пятиклассниками программы по иностранному языку:
Аудирование:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, узнавая на слух знакомые языковые средства и угадывая по его действиям, мимике, жестам значение незнакомых слов;
основное содержание облегченных текстов с опорой на наглядность;
воспринимать на слух сообщения монологического и диалогического характера;
Говорение:
Диалогическая речь
- участвовать в элементарном этикетном диалоге ( знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
- вести диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями по темам;
- расспрашивать собеседника, задавая вопросы (Кто? Что?Где? Когда?) и отвечать на вопросы собеседника;
Монологическая речь:
- рассказывать о старом немецком городе;
- составлять небольшие описания по образцу;
Чтение:
- читать вслух текст, построенный на знакомом (изученном) материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
- читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов (не более 0,5с.), доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем, сносками, комментарием, языковой догадкой с опорой на словообразовательные элементы; -читать с полным пониманием, - читать по ролям;
Письмо:
- списывать текст на немецком языке, выписывать из него или вставлять в него слова;
- письменно фиксировать элементарные сообщения (о городе);
- использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности при устном общении с носителями языка в доступных школьникам этого возраста пределах.
6. Проекты и творческие работы.
Книга о себе.
Пасха в Германии.
Поздравительная открытка к Рождеству и Новому году.
Коллаж «Времена года»
7. Тематическое планирование занятий
№ п/п | Дата занятия | Тема занятия | Содержание занятия | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1 | Организационное занятие. Что такое проект. | Рассказывать слова к теме «Семья». Рассказывать о себе и своей семье с помощью опор и вопросов. Писать всё, что могут сообщить о своей семье, завести «Книгу о себе». | ||
2 | Моя визитная карточка | Повторение притяжательных местоимений, прилагательных для оценочного суждения, применение опор. Повторение сведений о себе, озвучивание номеров телефонов, мой мини-проект. | Характеризовать героев детских книг, используя прилагательные оценочного суждения. Читать и понимать мини- тексты с опорой на рисунки. Уметь правильно называть номера телефонов в Германии, рассказывать о себе и своей семье. Отвечать письменно и устно на вопросы по теме «Семья», употребляя в речи притяжательные местоимения, осуществлять перенос ситуации на себя, рассказывая о своей семье. | |
3 | Весёлая фонетика | Воспроизводить наизусть немецкий алфавит и петь алфавитную песенку. Называть известные буквы и буквосочетания. Воспроизводить графически и каллиграфически буквы и буквосочетания. | ||
4 | Звуковые сказки о буквах и звуках. | Петь песенку на имена, составлять из букв слова. Читать вслух и понимать содержание прочитанного. Воспринимать на слух и понимать основное содержание известной сказки. | ||
5 | Наша школьная страна | Повторение названия школьных принадлежностей, характеристика их (цвет, размер, качество). Игра «На выставке школьных товаров». | Знать лексику к теме « Моя школа». Читать текст о начале учебного года в Германии, соблюдая нормы произношения звуков немецкого языка. Заполнять таблицу, осуществляя контроль понимания содержания прочитанного текста. Уметь описывать школьные принадлежности с помощью известных прилагательных и цветов. | |
6-7 | Времена года. Осень | Знать слова к теме «Осень». Читать и воспринимать на слух текст осенней песенки. Описывать устно погоду осенью. Дополнять ассоциограмму, используя лексику по теме. Читать тексты об осени с полным пониманием. Рисовать осенний пейзаж. | ||
8-9 | В гостях у немецких сказочников братьев Гримм. | Рассказ о братьях Гримм. Выставка книг - сказок братьев Гримм. Чтение сказки о храбром портняжке. Выполнение заданий на выбор учащихся. Мы рисуем персонажей сказки. Выставка рисунков. Мини рассказы о нарисованных персонажах. | Знать о жизни братьев Гримм и названия их сказок.Уметь характеризовать персонажей сказки. Читать сказку о храбром портняжке со снятыми трудностями. Рисовать персонажей. | |
10-11 | Занятия на каждый день | Знать названия дней недели. Воспроизводить наизусть текст рифмовки « Какой сегодня день недели?». Отвечать на вопрос «Что ты делаешь в конце недели?». Разыгрывать диалоги. Продолжать заполнение «Книги о себе». | ||
12-13 | Зоопарк. | Знать названия домашних и диких животных. Читать сказку о животных со снятыми лексическими трудностями. Составлять слова к теме «Животные». | ||
14 | Мой питомец лучше всех. | Мини - проект «Мой верный друг». Защита проектов. | Рассказывать о своём любимом животном. Рисовать рисунок и делать подписи к нему. | |
15-16 | Рождество идёт по свету. | Знакомство с нравами и обычаями немцев, любимыми зимними праздниками - Рождеством и Новым годом. Просмотр презентации о Рождестве. Проект «Моя рождественская открытка». Рождественский венок детских песен и стихов. Рождественский кроссворд. | Читать вслух информацию о праздновании Рождества в Германии, опираясь на значение новых слов. Отвечать на вопросы о зимних праздниках в России. Читать поздравительные открытки. Писать поздравительные открытки с опорой на образец. Читать стихи и песенки о Рождестве. | |
17-18 | Времена года. Зима. | Знать слова по теме «Зима». Читать и воспринимать на слух текст песенки о зиме. Воспроизводить наизусть зимнюю песенку. Уметь описывать погоду зимой с опорой на картинку. Разгадывание кроссворда. Читать рассказы и загадки о животных и отгадывать, о ком идёт речь. Читать текст с пропусками о зимних забавах детей, вставляя знакомую лексику по теме. | ||
19-20 | Моя семья. Родственники. | Называние членов семьи по-немецки. Рассказ по картинке. Рассказ о своей семье. Заполнение «Книги о себе». | Знать названия членов семьи. Рассказывать о своей семье с опорой на наглядность. Продолжать заполнение «Книги о себе». | |
21-22 | Мой день рождения. | Название месяцев. Мой день рождения. Приглашение на день рождения. Ответ на вопрос « Когда у тебя день рождения?» | Воспринимать на слух и читать текст рифмовки « День рождения». Читать диалог, соблюдая интонацию. Вписывать в календарь пропущенные месяцы. Писать приглашение на день рождения по образцу. Отвечать на вопросы. | |
23 | Почта пришла. | Игра «Почта пришла - новые слова нам принесла». Подарки. Поздравления. Праздничный стол. Ролевая игра. | Знать слова к теме « Почта пришла». Читать полилог по ролям соблюдая интонацию. Воспринимать на слух, читать текст песни «День рождения». Рассказывать, что дарят обычно детям на день рождения, и отвечать на вопрос «Что хочешь ты на день рождения?». Разыгрывать сценки, изображённые на рисунке. | |
24-25 | Инсценировка сказки «Заяц и ёж». | Чтение сказки-3 кл., выбор роли. Репетиция. Показ сказки для учеников 2-3 классов. | Готовиться к инсценировке сказки (распределять роли, учить слова своего героя). Записывать реплики своей роли в тетрадь. | |
26 | Школьные будни. Расписание уроков. | Знакомство с названиями предметов. Составление расписания. Мой любимый урок. Игра в учителя. Рапорт дежурного. Кто отсутствует и почему. | Знать названия предметов. Составлять расписание уроков по образцу. Рассказывать о своём любимом предмете. Воспринимать на слух и понимать вопросы учителя при отчёте дежурного. Отвечать на поставленные вопросы. | |
27 | Я и мой друг. | Рассказ о друге. Возраст, место жительства, характеристика, любимые занятия. Портрет друга. Работа над проектом «Книга о себе». | Рассказывать о друге по опорам. Воспринимать на слух и понимать речь учителя при рассказе о друге. | |
28-29 | Мой дом. | Адрес. Характеристика моего дома. Стихотворение «Наш дом»-4 кл. Чтение текста с полным пониманием. Прослушивание песни «Я живу здесь”. Просмотр презентаций «Старый немецкий город», «Города Германии». Творческая мастерская «Проектирование нового дома мечты». Коллаж или рисунок. | Читать и понимать содержание текста -рифмовки « Наш дом», догадываться о значении новых слов. Вести диалог- расспрос( узнавать о месте проживания). Разучивать новую песню « Я живу здесь». Дополнять текст диалога подходящими фразами. Рисовать свой дом. | |
30 | Любимые рифмовки. Стихи. Песни. | Повторение любимых песен, рифмовок, стихов на выбор учащихся. Чтение новых рифмовок. | Воспроизводить наизусть рифмовки «Наш дом», «Я живу здесь» и другие. Задавать вопросы и отвечать на вопросы по теме « Дом». | |
31-32 | Времена года. Весна. | Весенние месяцы. Погода весной. Весна в Германии. Карнавал. Изготовление масок для карнавала. Ведение беседы по теме. | Отвечать на вопросы о времени года (весна). Знать названия времён года. Описывать погоду весной по опорам письменно и устно. Называть дни недели, весенние месяцы. Воспринимать на слух, выразительно читать и понимать содержание песни «Год» пользуясь сносками с новыми словами. Петь песню «Год» под аудиозапись. Читать и воспринимать на слух текст песни «Мама самая лучшая». Писать поздравительную открытку по образцу. | |
33 | Пасха в Германии | Лекция учителя о пасхальных традициях немцев с просмотром презентации и пасхальных атрибутов. Детские песенки, рифмовки, стишки. Конкурс на лучшего чтеца. Проект «Пасхальное поздравление на открытке». | Читать и воспринимать на слух новую лексику. Воспроизводить наизусть рифмованный и песенный материал по теме. Рисовать картинку и делать подписи к ней. Писать поздравление по образцу. | |
34 | Коллаж «Времена года» | Работа над проектом. Песня « Год» 4 класс Прослушивание, подпевание. Изготовление коллажа. | Петь песню «Год» под аудиозапись. Изготовление коллажа на тему «Времена года». |
8. Описание учебно – методического обеспечения.
Презентации:
Рождество в Германии.
Города Германии.
Праздники в Германии.
Рифмовки.
Пасха в Германии.
Зима в старом немецком городе.
Лексические игры.
Фонетические карточки.
Диски к учебнику 3 и 4 классов.
Учебник для 3 класса И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л. М. Фомичёва
«Немецкий язык. Первые шаги» в двух частях Москва ,«Просвещение», 2021
Учебник для 4 класса И.Л.Бим, Л.И.Рыжова
«Немецкий язык. Первые шаги» в двух частях Москва, «Просвещение», 2022
Дидактический материал для младших школьников О.В. Камбурова
Волгоград «Учитель», 2021
Немецкий язык для детей В.К. Гречко
Санкт-Петербург, 2005
Подборка занимательных заданий по немецкому языку из разных источников.(Раздаточный материал)
Подборка текстов разного уровня сложности из дополнительных источников (Раздаточный материал)
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
протокол заседаниязаместитель директора
методического объединения по УВР _____________
учителей от _____________ «___» _____________
№ ____ 2023 г.
Руководитель МО