МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
«Безопасность дошкольника на дороге»
Автор: Рыбакова Марина Андреевна
Ноябрьск
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений.
В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой ДТП становится ребенок. Чаще это связано с невыполнением правил дорожного движения: ребенку трудно понять, что такое транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.
Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего детства, так как знания, полученные в детстве наиболее прочные: правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными особенностями. Это такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, какую опасность вызывает несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром улиц и дорог.
Поэтому, целью моей работы с детьми является формирование у дошкольников представлений о правильном поведении на дороге, в условиях постоянно развивающейся и усложняющейся транспортной среды.
Задачи, которые я ставила перед собой:
1. Изучить методическую литературу по данной проблеме.
2. Создать в группе необходимые условия для обучения детей правилам дорожного движения, разработать различные дидактические пособия и игры для образования и воспитания грамотных участников дорожного движения.
3. Расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
4. Сформировать умения применять полученные знания в жизни.
5. Формировать у детей способность к предвидению возможной опасности и построению адекватного безопасного поведения на дороге.
6. Привлечение родителей к решению задач по обучению детей правилам дорожного движения.
В работе я опираюсь на такие эффективные педагогические принципы организации образовательного процесса:
• Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка правилам дорожного движения опирается на уже освоенное в предыдущем.
• Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
• Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
• Принцип интеграции – интеграция всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
• Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
• Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
• Принцип сотрудничества позволяет создать атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощённости.
В своей работе я использовала такие формы работы с детьми, беседы с решением проблемных ситуаций «Опасности подстерегают нас на улице», «Мы с дорогою на вы» и т. д. Подобраны настольно - печатные игры, развивающие игры: "Летит, плывёт, едет", "Дорожные знаки", "Красный, жёлтый, зелёный, "За рулём", «Собери правильно дорожные знаки», “Собери светофор”, «Говорящие знаки», «Угадай, какой знак», «Дорожное лото» и др.
С помощью которых, ребята учатся решать проблемные ситуации, видеотека с мультимедийными поучительными фильмами и слайдами по ПДД «(Правила дорожного движения», «В стране дорожных знаков», «Непослушный пешеход», «Азбука города», которые использовала как на занятиях, так и в вечернее время. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Велась работа по художественно- эстетическому развитию: выполнение рисунков, аппликаций, конструирования- «Дорожные знаки», «Наша улица», «Легковой автомобиль», «Дети и дорога» и т. д.
Изготовлен макет для изучения правил дорожного движения.
Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только педагогической командой дошкольного учреждения и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей, я постаралась использовать формы и методы повышения компетентности родителей по данному вопросу:
- консультации «Обучение дошкольников правилам дорожного движения», «Правила поведения в общественном транспорте», «Легко ли научить ребенка соблюдать ПДД», «Безопасная дорога», "Родителям о дорожной безопасности", «Автокресло для детей-это важно!» «Безопасность детей – забота взрослых»; и т. д.
- буклеты-памятки (Дорога-дети - безопасность, которые считаю удобной формой взаимодействия с родителями, т. к. они небольшие по размеру, удобные в пользовании, каждый родитель может взять такой буклет с собой);
Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
По результатам, полученным по данной теме, можно сделать выводы:
- проведенная работа повысила интерес осознанному безопасному поведению на дорогах у детей; к изучению правил поведения на дорогах, в транспорте;
- сформировалось эмоционально-личностное отношение к окружающим правилам и желание продолжать их.
- родители приобрели знания по профилактике ДТП.