Технологическая карта урока «Кодирование информации».
Основные цели:
Ознакомление учащихся с понятием подстановка, шифром Цезаря.
Личностные:
Создавать условия для включения учащихся в различные молодежные движения.
Метапредметные:
1) Тренировать умение работать в команде.
2) Тренировать умение строить проект, реализовывать его и представлять.
Предметные:
1) Сформировать знания о кодировании информации, о правиле преобразовании текста.
2) Сформировать первичное представление о способах кодирования информации.
3) Тренировать умение выполнять действия с натуральными числами, решать уравнения.
Задачи урока: дать учащимся принцип построения шифра сдвига, познакомить учащихся с шифром сдвига, развивать дедуктивный метод мышления.
Оборудование к уроку: компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал, математический квест, проектор, доска.
Структура урока
№ этапа | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Форма организации деятельности учащихся | Время (мин) |
1 | Организационный момент | Добрый день, ребята! Садитесь! | Включаются в рабочий процесс. Приветствуют учителя. | Фронтальная | 1 |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | У меня к Вам вопрос, ребята! А вы любите читать книги или смотреть фильмы про шпионов, разведчиков? Как между собой общаются разведчики и их руководство? Сегодня вы побудете немного юными шифровальщиками. Цель нашего урока выяснить, что такое ключ шифра, какая наука этим занимается, и более конкретно ознакомиться с шифром цезаря и попробовать себя в деле. А в этом нам поможет Шерлок Хомс, сегодня мы будем его помощниками в непростом деле. | -да, любим. - при помощи специальных жестов, символов, шифров. | Фронтальная, индивидуальная | 2 |
3 | Актуализация знаний | Нам нужно разгадать послания, которые были оставлены для Шерлока, чтобы он смог продолжить свою секретную миссию. Но для начала и ему и нам нужно ознакомиться с правилами. Для того, чтобы разгадать послание мы с вами воспользуемся одним из самых древних способов кодировании информации. Он называется ШИФР СДВИГА или ШИФР ЦЕЗАРЯ. Для начала давайте послушаем историческую справку о науке, которая занимается шифрованием и историю возникновения Шифра под названием Цезаря. Об этом нам расскажет ученица Зинатуллина Азалия. Процесс кодирования в этом случае состоит в том, что каждой букве алфавита ставится в соответствие другая буква, отстоящая от первоначальной на заданное ключом число позиций. Так, например, в шифре сдвига с ключом 7 алфавит сдвинут на 7 букв влево. Стоит отметить, что знаки препинания и пробелы в шифровках обычно не ставятся. Имеющему ключ это не помешает прочитать текст, а тем, кому он не предназначен, создаст дополнительные трудности и, значит, сделает шифр более надежным. При этом текст передаваемого сообщения должен быть составлен таким образом, чтобы он понимался однозначно Историческая справка про Юлия Цезаря. | Внимательно слушает, одна ученица выступает. | Фронтальная, индивидуальная | 7 |
4 | Первичное усвоение новых знаний | А теперь математический квест! Помогаем Шерлоку Хомсу выбраться из комнаты. | Отвечают на вопросы, ищут ключи к разгадке, чтобы открыть дверь. Кодируют информацию, отвечают на устный счет, отвечают на вопросы, которые были в исторической справке, решают уравнения из учебника. | Фронтальная, индивидуальная | 15 |
5 | Первичное закрепление. | Затем вы сами попробуете зашифровать 2 своих словосочетаний, указав сдвиг и после поменяетесь работами со своим соседом по парте | Зашифровывают словосочетания, меняются и разгадывают шифр соседа. | Фронтальная, индивидуальная | 10 |
6 | Рефлексия (подведение итогов занятия) | Ответьте на вопросы: Чему ты научился на уроке? Были для вас задания урока трудными или нет? Что больше всего запомнилось? Доволен ли ты своей работой на уроке? | Отвечают на вопросы | индивидуальная | 2 |
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж | Зашифровать крылатую фразу Шифром Цезаря, а также упражнения на повторения из учебника. До свидания! Спасибо за урок! | Записывают домашнее задание | индивидуальная | 2 |
Раздаточный материал :
Алфавит:
А | З | П | Ч | Я |
Б | И | Р | Ш | |
В | Й | С | Щ | |
Г | К | Т | Ъ | |
Д | Л | У | Ы | |
Е | М | Ф | Ь | |
Ё | Н | Х | Э | |
Ж | О | Ц | Ю |
Алфавит:
А | З | П | Ч | Я |
Б | И | Р | Ш | |
В | Й | С | Щ | |
Г | К | Т | Ъ | |
Д | Л | У | Ы | |
Е | М | Ф | Ь | |
Ё | Н | Х | Э | |
Ж | О | Ц | Ю |
Алфавит:
А | З | П | Ч | Я |
Б | И | Р | Ш | |
В | Й | С | Щ | |
Г | К | Т | Ъ | |
Д | Л | У | Ы | |
Е | М | Ф | Ь | |
Ё | Н | Х | Э | |
Ж | О | Ц | Ю |