Аппликация как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
В понятия художественно-эстетического воспитания входят такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из них имеет свои возможности отображения впечатлений ребенка об окружающем мире. Аппликация один из древнейших способов украшения у многих народов, с ее помощью украшали: одежду, жилища, предметы быта, обувь. Основными признаками аппликации выступают: силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность цветовых пятен.
Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон ; наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.
Аппликация может быть: - предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
- сюжетной, отображающей те или иные события; - декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Ребенок, осваивая аппликацию, учиться выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Многие исследователи Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, А.В.Запорожец считают, что рисование, лепка, аппликация имеют важное значение для психического развития ребенка, прежде всего, для развития его восприятия и мышления. Создавая образ того или иного предмета при помощи бумаги, ребенок выделяет в нем именно те стороны, которые действительно могут быть воплощены в данном материале.
Аппликации можно разделить следующим образом:
1. По содержанию - сюжетная, декоративная и предметная.
2. По количеству создателей - аппликация может быть, как индивидуальной, так и коллективной.
3. По количеству цветов – поли- и монохромная.
4. По форме – геометрическая и не геометрическая.
5. По способу создания деталей – рваная, резанная.
6. По количеству деталей – мозаика, раздробленная на части, цельная силуэтная.
7. По способу крепления деталей – многослойная и однослойная. При этом основной признак, объединяющий все виды аппликации,- силуэтность.
Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.
Основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются: формирование продуктивного творческого воображения, характеризующегося богатством продуцируемых образов и направленностью; развитие тех качеств мышления, которые помогают в формировании креативности (диалектичность, ассоциативность и системность мышления).
Во время занятий аппликацией дети осваивают простые формы, при помощи силуэтной работы, которая развивает мыслительный процесс и воображение, поскольку у силуэтов отсутствуют детали, которые зачастую являются основными признаками того или иного предмета. Во время занятий аппликацией закладываются основы математических знаний: представление о форме предмета и его нахождении в пространстве. Кроме того, развиваются чувства: ритма, цвета, симметрии. И именно на этой основе формируется их художественный вкус, на основе способности различных сочетаний из цветной бумаги. Так же аппликация имеет положительное влияние на способность малыша организовывать работу, так как в аппликации большое значение имеет последовательность действий (сначала клеят фон, потом предметы второго плана, а затем передний).
Разные виды аппликаций позволяют овладеть разными навыками: сюжетно-тематическая позволяет сформировать связь предметов и темы; декоративная помогает детям объединять элементы по законам ритма и симметрии, а также учит преобразовывать различные предметы и наделять образы новыми качествами.
Аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника:
1. Умственное воспитание
2. Сенсорное воспитание
3. Нравственное воспитание
4. Трудовое воспитание
5. Эстетическое воспитание
При работе с аппликацией используют различные техники:
- «Мозаика». Эта техника предполагает выполнение аппликации из кусочков бумаги одного или разных цветов, различных или одинаковых геометрических форм. Здесь детали одинаковой правильной формы (кружки, квадратики, треугольники) предлагает ребятам воспитатель.
- «Бумажный комочек». Для изготовления такой аппликации дети используют бумажные салфетки, которые легко сминаются и пальцами скатываются в маленький комочек. Из таких комочков можно изобразить и снегопад, и барашка, и цветочек, и множество самых разнообразных событий и предметов. Данный вид работы с бумагой лучше других способствует развитию мелкой моторики и тактильного восприятия.
- «Бумажная полоска – петля». Данная аппликация выполняется из полосок бумаги, которые закрепляются в виде петли в определенном месте. Сюжеты при выполнении данного вида работы самые разные: цветы, снежинки, фигурки животных.
- «Обрывная аппликация». Используются разные цвета бумаги, с помощью которых выкладывается определенный рисунок.
-«Объёмная аппликация». При её изготовлении применяется «бросовый материал»: всё имеющееся под рукой. Это могут быть кусочки меха и кожи, ватные шарики и диски, семена растений, различные крупы, опилки и многое другое.
- «Аппликация-коллаж». Данная технология проста в использовании, коллаж можно сделать из любых заранее вырезанных картинок.
Художественно-эстетическое воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.
Аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника: умственное, сенсорное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание, развитие мелкой моторики. Ряд ученых, таких как Б.Г. Гагарин, Е.А. Коссовская, О.А.Сафонова пришли к выводу, что аппликация интересна и привлекательна для дошкольников, прежде всего, своей направленностью на результат.