Технологическая карта.
Учитель: Паршакова Наталья Александровна
Предмет: окружающий мир
Класс: 4 «Б»
Тип урока: систематизация знаний
Формы работы – индивидуальная, групповая
Методы деятельности – проблемно-поисковый, технология обучения в сотрудничестве.
Приемы – беседа, презентация, поощрение, создание ситуации успеха, наблюдение, экспериментирование.
Оборудование:
- ноутбук;
- доска Активборт;
- инструментарий для практической работы;
- карточки для практической работы.
Тема урока. Время.
Цель урока для учителя: создание условий для углубления знаний о понятии «Время».
Цель урока для учащихся:
- углубить знания о понятии «ВРЕМЯ»;
- создать в условиях класса водяные часы, которыми можно отмерять временной отрезок в 30 сек.
-познавательные:
поиск и выделение информации;
развитие речи, формирование умения выражать свои мысли.
- регулятивные:
целеполагание;
развитие саморегуляции при работе по алгоритму;
контроль и коррекция;
развитие самооценки.
- коммуникативные:
умение работать в группах;
умение аргументировать свое мнение;
умение точно выражать свои мысли;
формирование умения взаимодействовать с учителем и одноклассниками.
- личностные:
самоопределение к учебной деятельности;
проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;
воспитание интереса к окружающему миру, к миру науки.
Ход урока
Основные этапы и время организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Создание учебно-познавательных мотивов | |||
Цель этапа: мотивация учащихся к учебной деятельности; формулировка темы и проблемы урока. | |||
- Ребята, поприветствуем, гостей. - Прочитайте эпиграф к уроку. Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Рене Декарт - Как вы понимаете эти слова? - Каким образом эти слова могут быть полезными на уроке? - Отгадайте загадку из фильма «Хоббит»Джона Р. Р. Толкина (просмотр видеоролика) Уничтожает все кругом: Цветы, зверей, высокий дом, - Сжует железо, сталь сжует И скалы в порошок сотрет..." - Объясните, что в загадке речь шла о времени. Сформулируйте тему урока. -Сформулируйте утверждения о времени. Например, ВРЕМЯ – ЭТО ВЕЛИЧИНА. Согласны? - Ваши утверждения. Согласны? -Ребята, а у меня есть следующие утверждения. Вывешиваю таблички на доску. - Прочитайте 1 утверждение. Время воспринимаем субъективно. - Все слова понятны. - Субъективно, то есть это мое личное мнение, желание, чувство. - Вы согласны с эти утверждением. Поднимите руки, кто ДА, кто НЕТ (записываю количество). Кто сомневается? - Прочитайте 2 утверждение. По часовой стрелке бежать удобнее. - Согласны? Кто сомневается, поднимите руки? (записываю количество). - Прочитайте 3 утверждение. В школьных условиях можно создать часы. - Вы согласны? Поднимите руки, кто ДА, кто НЕТ. Кто сомневается? (записываю количество). - Посмотрите, что же получилось? До этого вы соглашались, а сейчас? - Почему разные мнения? | Предположения учащихся Отгадка «Время» Учащиеся формулируют тему урока – «Время» Согласны. Учащиеся формулируют свои утверждения. Мнения учащихся. Мнения учащихся. Мнения учащихся. Мнения учащихся разделяются. Нет доказательств или опровержений данным высказываниям. | ||
Результат: учащиеся определяют тему и проблему урока; у большинства детей появился учебно-познавательный интерес. | |||
Действие целеполагание | |||
Цель этапа: сформулировать цель урока. | |||
- Какая будет цель урока? (Вывешиваю табличку с целью урока) | Учащиеся формулируют цель урока: найти факты, которые опровергнут или подтвердят эти утверждения. | ||
Результат: учащиеся формулируют цель урока. | |||
Планирование и организация деятельности | |||
Цель этапа: спланировать деятельность на уроке. | |||
- Сколько утверждений? - Сколько действий должны выполнить? - Какое действие первое? Выберите. - Это и будет план по достижению учебной цели. | Три. Три. Учащиеся выбирают. | ||
Результат: учащиеся спланировали свою деятельность на уроке. | |||
Осуществление деятельности по достижению поставленной цели | |||
Цель этапа: «открыть» новое знание. | |||
Работа в группах. 1. - Прочитайте утверждение, назовите главные слова. (подчеркиваю главные слова) - Чтобы доказать или опровергнуть это суждение, проведем эксперимент. В эксперименте все условия одинаковые, кроме одного. - Я засекаю 30 секунд, вы, если считаете, что прошло 30 секунд, начинаете вставать на ноги. Каждый отвечает за себя, не обращая внимания на других. - Условия у вас одинаковые? - Итак, готовы, начинаем. (провожу эксперимент, засекая время) - Каким фактором или условием отличался наш эксперимент для вас? Что заметили? - Как вы ощущали время? - Какой вывод? - Что можно сказать про 1 утверждение? Вывешиваю новую табличку. Физминутка 2. – Прочитайте 2 утверждение. Назовите главные слова. - Как опровергнуть или доказать это утверждение? - Я предлагаю следующую работу. 1. Вы смотрите видео. 2. Заполняете карту, работая в группе. 3. Делаете вывод. - Итак, что получилось? Заслушиваю 2 группы. Остальные согласны? - Про 2 утверждение мы предполагали, а получилось? - Вывод. Вывешиваю новую табличку, подчеркиваю нужные слова. 3. – Прочитайте 3 утверждение. Назовите главные слова. - Какие виды часов знаете? - Предлагаю в условиях класса создать часы водяные. - Давайте посмотрим, из каких частей они могут состоять. Слайд. (2 пустые емкости, объемом 500 мл, соединительный элемент). План по созданию часов на слайде. - Вопросы есть, все понятно? Приступаем к работе. - Далее фиксирую на доске время каждой группы, округляем до 30 сек. - Ребята, смогли ли мы создать в условиях класса часы? Какие? - Какой отрезок времени можно измерять этими часами? - Удобны ли в обиходе эти часы? - Точны ли они? - Сформулируйте вывод. Табличка. Физминутка - Ребята, как вы думаете, а скоро ли звонок с урока? Это еще раз доказывает, что время мы ощущаем субъективно, каждый воспринимает его по-своему. – Ребята, у вас в таблице есть 2 и 3 задание, выполните их. Проверка. Слайд. | Учащиеся читают утверждение. Называют главные слова. Учащиеся участвуют в эксперименте. Вставали в разное время, Вставали в разное время, когда еще не прошло 30 секунд. - По-разному. Учащиеся формулируют вывод: время ощущаем по-разному, чувствуем его по-своему, то есть субъективно. Учащиеся читают утверждение. Называют главные слова. Предположения учащихся. Учащиеся выполняют задание. Выступления учащихся. Учащиеся формулируют вывод: бежать по часовой удобнее левше, против часовой – правше. Учащиеся читают утверждение. Называют главные слова. Учащиеся называют виды часов. Учащиеся знакомятся с устройством водяных часов. Учащиеся. Используя план. Создают водяные часы, фиксируют время в таблицу. - Водяные часы - 30 секунд - Не совсем, надо постоянно переворачивать. Учащиеся формулируют вывод: создали в условиях класса водяные часы. Предположения учащихся Учащиеся выполняют задания в группах, самопроверка по эталону. | ||
Результат этапа: анализ умения решать поставленные учебные задачи. Формирование УУД: коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение работать в группах, познавательные - поиск и выделение информации, регулятивные - контроль и коррекция. | |||
Рефлексивно оценочные действия | |||
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности. | |||
- Давайте подведем итог урока. - Что время субъективно, многие не согласились. А оказалось? - Многие из вас были согласны с утверждением, что по часовой стрелке бегать удобнее. А оказалось? Удобнее по часовой стрелке для кого? - А для правши? - Вы предположили, что в условиях класса можно создать часы, что получилось? - А теперь оценитесвою работу на уроке с позиций: „Я“ (как вы оцениваете лично свою работу на уроке) „Мы“ (как вы оцениваете работу своей группы) „Дело“ (насколько успешно вы решали учебные задачи) - Как вы оценили себя с позиции «Я», объясните. - Как вы оценили себя с позиции «Мы», объясните. - Как вы оценили себя с позиции «Дело», объясните. - Спасибо вам, ребята, за вашу плодотворную работу. | - Время – субъективно. - Для левши - Против часовой стрелки. - Можно создать водяные часы. Учащиеся заполняют лист самооценивания. Высказывания учащихся. | ||
Результат этапа:оценка собственной деятельности уроке (шкала оценки), анализ полученных знаний Формирование УУД: личностные – самооценка, коммуникативные - формулирование и аргументация своего мнения. |