Бюджет семьи – доходы и расходы
(для детей средней группы)
Автор-составитель: Герман К.Р., воспитатель
Цель:ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «семейный бюджет», «доход», «расход».
Оборудование занятия: изображение «семейные доходы» и «семейные расходы», изображений профессий и повседневных занятий людей.
Предварительная работа: организация родителями экскурсии в супермаркет и на рынок.
Используемые источники:
- Глазырина, Л. Д. Экономическое воспитание дошкольника: справочные и методические материалы / Л. Д. Глазырина, Н. В. Зайцева, В. М. Теленченко. – Мозырь: Содействие. – 2006.– 84 с.
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты» - Электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/materials/materialy-dlya-doshkolnikov/
Содержание
1. Организационный момент.
Ребята, вы заметили, что каждое утро, когда вы идете в детский сад, взрослые люди куда-то спешат? А ваши родители спешат куда-нибудь по утрам? А зачем они ходят на работу? (ответы детей).
Совершенно верно, ваши мамы и папы, как и другие взрослые люди, по утрам спешат на работу, чтобы приносить пользу обществу и, конечно же, зарабатывать деньги. А вот для чего нужны деньги семье и что такое семейный бюджет мы сегодня с вами и узнаем.
2. Основная часть.
Ребята, у каждого из нас есть семья. Скажите, пожалуйста, каких членов семьи вы можете назвать? (ответы детей).
Ваши мамы и папы получают зарплату, бабушки и дедушки – пенсию. Все деньги, которые есть в семье, составляют семейный бюджет.
Давайте посмотрим на изображение и узнаем, из каких доходов формируется семейный бюджет.
Вы здорово справились с заданием и теперь мы знаем, как пополняется бюджет семьи и какие доходы семьи могут быть.
В каждой семье есть расходы. Расходы – это деньги, которые семья тратит на свои нужды. Как вы думаете, на что семья может расходовать свой семейный бюджет? (ответы детей).
Давайте посмотрим на изображение и проверим, правильно ли вы назвали расходы семьи.
Физкультминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять Дети шагают на месте
Будем денежки считать. Сжимают и разжимают пальцы рук
Один и два оплатим дом, Поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца.)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить
На четвёртую монетку купим есть и пить
Ну а пятую пока,
Спрячем на донышке кошелька! Прячут большой палец в кулак
Игра-диалог «Доход-расход»
Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Я буду предлагать вам примеры доходов и расходов. Если это будет относиться к доходам, то вы громко будете говорить – «ДОХОД», если к расходам, то громко говорите – «РАСХОД».
Мама получила зарплату.
Папа получил премию.
Бабушка купила лекарства.
Дедушка получил пенсию.
В семье заболел ребёнок.
Семья поехала в отпуск.
Папа выиграл в лотерее.
Ребята, в начале нашего занятия мы с вами выяснили, что взрослые ходят на работу, чтобы приносить пользу обществу и получать зарплату. Посмотрите, на доске висят различные изображения. Среди них вам необходимо выбрать те изображения, на которых представлены люди разных профессий, которые за свою работу получают зарплату, правильно определить название профессии и чем занимается человек данной профессии.
Молодцы, ребята! Как здорово вы справились с заданием. А тем временем, наше занятие подошло к концу и для пополнения вашего семейного бюджета я подготовила вам сюрприз. (Вручение шоколадных монет).
3. Рефлексия
Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня говорили на нашем занятии? Из чего формируется семейный бюджет? На что тратится семейный бюджет? Какое задание вам понравилось больше всего?