Николаева Айталина Ивановна
Студентка 4 курса группы З-БДО-20 с ПИ СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск
Попова Людмила Витальевна
к.п.н., доцент кафедры ДО ПИ СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития связной речи у девочек и мальчиков. Развитие связной речи детей дошкольного возраста зависит от гендерного аспекта: девочки в речевом развитии опережают мальчиков, так как наблюдается различие в понимании речи.
Ключевые слова: девочки и мальчики, старший дошкольный возраст, особенности связной речи.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1].
Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение
и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения
ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника
[2, c. 43].
Проблемами занимались Такие авторы как: В.Б. Апухтин, Г.И. Богин, Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, Н.И. Лепская, В.Н. Овчинников, С.Н. Цейтлин изучают подходы к развитию связной речи в соотношении
с проблемой текстовой компетенции дошкольников, рассматривают положения о взаимосвязи когнитивного, общепсихического и речевого развития [3, c. 133].
Овладение речью, в том числе связной речью, зависит от половых различий, а именно от особенностей развития мозговых структур. В целом, установлено, что девочки начинают осваивать речь раньше, что мальчики – это обусловлено их психофизиологическими особенностями. Мальчики вычленяют в услышанном самое главное, это характерно и для их речепроизводства. Для девочек характерно выделение внешних признаков предмета, объекта, что объясняет богатую окрашенность их речи. Половые различия – аспект, который необходимо рассматривать при изучении особенностей развития человека [4, с. 87]
Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад «Кэскил»
с. Хампа Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия), где приняли участие 20 детей старшего дoшкольного возраста, из них 10 – девочек, 10 – мальчиков.
Целью нашего исследования являлась особенности развития связной речи у мальчиков и девочек. Для достижения цели, была использована методика исследования связной речи с помощью серии заданий В.П. Глухова
В результате исследования мы выяснили, что высокий уровень развития связной речи показали 2(20%) девочек, а у мальчиков 1(10%). Средний уровень был у 6(60%) девочек, а у мальчиков – 5(50%). По 2(20%) и у девочек и мальчиков был выявлен уровень ниже среднего, низкий уровень показали 2(20%) мальчиков, когда как у девочек низкий уровень не был выявлен.
Было установлено, что затруднения у детей старшей группы и у мальчиков и девочек чаще всего возникали в начале пересказа, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой предложно-падежную конструкцию. В пересказах наблюдались неоднократные повторы фраз или их частей, искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов. У 20% и у мальчиков и девочек трудности в составлении пересказа носили резко выраженный характер. Исследование выявило низкий уровень фразовой речи, используемой детьми.
Для всех испытуемых были характерны затруднения при переходе от одной картинке к другой, не учитывались детали в картинках. У многих детей в рассказах отмечались пропуски моментов действия, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации; сужение поля восприятия картинок.
Большая часть детей составляли рассказы по однотипной элементарной схеме с небольшими вариантами. Только в нескольких рассказах можно отметить наличие отдельных, дополняющих элементарную сюжетную схему образов. Отдельные рассказы детей этой группы были предельно лаконичны, без детализации передаваемых событий. В рассказах многих детей отмечались смысловые пропуски – пропуск необходимого сюжетного момента, незавершенность действия и др.
Анализ связной речи показал, что лексический уровень рассказов мальчиков характеризуется большим объёмом высказывания, чем у девочек. Рассказы мальчиков содержат больше глаголов, тогда как рассказы девочек – больше существительных и прилагательных. Большее число прилагательных в рассказах девочек свидетельствует об их внимании к признакам предметов и явлений. В силу преобладания глагольной лексики высказывания мальчиков характеризуются большей динамичностью и информированностью.
Мы увидели, что девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираются на память, используя штампы. Особенностью мальчиков, по мнению ученых-психологов, является то, что с ранних лет у них возникает острая потребность в понимании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как воспринимают его самого, что он может, кем и каким станет взрослым.
Для мальчиков преимущественно использование зрительных стимулов, объяснение задания должно быть четким, немногословным.
В целях повышения развития связной речи у детей, мы разработали методические рекомендации.
Список литературы