ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Осипова Сахаяна Спиридоновна, Попова Людмила Витальевна
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г.Якутск, Россия
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме приобщения детей к традиционной культуре долганского народа через средства и приемы технологического образования.
Ключевые слова: традиционная культура, малочисленные народы Севера, национальный долганский костюм, технология. технологическое образование.
ENGAGING CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE THROUGH ORAL FOLK ARTS
Osipova Sakhayana Spiridonovna, Popova Lyudmila Vitalievna
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «North-Eastern Federal University named after. M.K. Ammosova», Yakutsk, Russia
Abstract. This article is devoted to the problem of children's inclusion in the traditional culture of The People dolgan through the means and techniques of technological education.
Keywords: circumpolar culture, small peoples of the North, national costume of the Dolgan people, technology. technological education.
Долганское искусство представлено фольклором, в котором прослеживается якутское и русское влияние. Былины исполняются в виде песен, близких якутским олонхо. Распространены сказки, в которых фигурируют купцы, крестьяне, Иван-царевич. В сказаниях встречаются эвенкийские заимствования. Слагаются также песни, загадки, пословицы и поговорки. Из музыкальных инструментов встречается варган якутского типа.
Значительное количество записей по всем жанрам фольклора долган было сделано П.Е. Ефремовым. Это героическое сказание «Три девушки - родные сестры», ряд сказок, мифов и песен. Другими авторами собраны следующие фольклорные сказания: «Москогдой-богатырь», «Девушка-богатырь», «Караккан-тойон», «Война куропаток и щук» и др.
Поэтому необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Воспитать у застенчивых дошкольников желание вступать в контакт со сверстниками, умение организовать общение, и прививать патриотические чувства, поможет авторская программа «Мой родной край», который разделен на весь год.
При опытно-экспериментальной работе выявлено, что дети имеет нечеткие представления о культурном достоянии родного края, промыслах северного народа; знает много объектов быта, деталей народной одежды, элементов орнамента долган, сказок, подвижных игр и называет их на двух языках (русском и долганском). Эмоционально воспринимает красоту предметов материальной культуры; самостоятельно аргументирует свои суждения. Требуется целенаправленная работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к долганской культуре в условиях ДОО.
В сфере образования Республики Саха (Якутия) активизируются поиск путей обновления содержания образования в национальных школах малочисленных народов Севера.
Продолжается экспериментальная работа по построению новых моделей национальных школ, объединенных общей идеей сохранения и развития родных языков, приобщения школьников к традиционной культуре малочисленных народов Севера.
В условиях расширяющихся процессов модернизации и глобализации сохранить традиционную культуру малочисленных народов Севера, а значить их этническую идентичность сложная проблема. Простых и универсальных решений в этом вопросе сложно найти, их почти нет.
Для сохранения долган как этноса и его традиционной культуры возникает необходимость активного использования средств и приемов технологического образования в образовательных организациях, используя местные традиции и углубляя гуманистические основы существования человека.
Литература:
1. Афанасьева В.Ф. этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979.
2. Гумилев Л.Н., Окладников А.П. Феномен культуры малых народов Севера Л.Н. Гумилев, А.П. Окладников // Декоративное искусство. - 1982.
3. Гурвич И.С. Северные якуты и долганы // Этническая история народов Севера. - М., 1982.
4. Долгих Б.О. Происхождение долган // Сибирский этнографический сборник т. 5. - М., 1963.
5. Ефремов П.Е. Фольклор долган. - Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2000.