Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выявить исходные уровни развития интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL SKILLS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Мокутова Алена Аркадьевна

студентка 4 курса группы З-БДО-20 с ПИ СВФУ им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

Mokutova Alena Arkadyevna

4th year student of group Z-BDO-20 with PI NEFU named after M.K. Ammosov, Yakutsk

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста. Автором описывается точка зрения, согласно которой в процессе логических игр у детей развиваются такие интеллектуальные умения как сравнение, обобщение, анализ, рассуждение, планирование, прогнозировование, классифицирование, так как логические игры носят развивающий характер, сензитивны к интересам и психологическим возрастным особенностям ребенка старшего дошкольного возраста, реализуют его стремления к познанию. Проведено экспериментальное исследование в этом направлении.

Ключевые слова: интеллектуальные умения, развитие интеллектуальных умений, старший дошкольный возраст, логические игры.

Abstract.The article discusses the features of the development of intellectual skills of children of senior preschool age. The author describes the point of view according to which in the process of logical games, children develop such intellectual skills as comparison, generalization, analysis, reasoning, planning, forecasting, classification, since logical games are developmental in nature, sensitive to the interests and psychological age characteristics of a child of senior preschool age, realize his aspirations for cognition. An experimental study in this direction has been carried out.

Keywords: intellectual skills, development of intellectual skills, senior preschool age, logic games.

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе дошкольного образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной, интеллектуально развитой личности.

Теоретические основы решения проблемы развития интеллектуальных умений широко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований Л.C. Выготского, П.Я. Гальперина, А.З. Зака, К.К. Ильясовой, А.М. Леушиной, З.А. Михайловой, А.А. Столяра, Ж.Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъякова и др. Исследователи подчеркивают,
что без  целенаправленного  развития интеллектуальных умений невозможно достичь эффективных результатов в подготовке детей к обучению в школе и развитии их личности.

Вводимые Федеральные государственные образовательные стандарты  дошкольного образования (ФГОС ДО) направлены сегодня на формирование познавательного интереса и интеллектуального развития детей. Чтобы избежать у  детей интеллектуальной пассивности, необходимо создавать условия для  развития продуктивных форм мышления в практической и игровой деятельности [1, с. 5].

Одним из эффективных средств развития интеллектуальных способностей детей являются логические игры. В логических играх все компоненты интеллектуальной деятельности, начиная с планирования, прогнозирования, обобщения, осуществляются в «уме» [2, с. 7]. У ребенка срабатывают механизмы теоретического рассуждения и выполнения интеллектуальных операций. В свою очередь, активная мыслительная деятельность в играх порождает высокие уровни креативности детей. Уже доказано опытным путём, что в логических играх содержатся огромные возможности для интеллектуального развития детей, начиная с раннего возраста. Но, к сожалению, на практике используется лишь незначительная часть таких возможностей.

Изучение психологической литературы показало, что интеллект рассматривается, как способность человека адаптироваться к окружающей среде путем вовлечения в процесс «экспериментирования»: сравнивать, обобщать, анализировать, синтезировать, классифицировать.

Анализ особенностей развития мышления старших дошкольников
и структуры интеллектуальных умений, позволил нам выделить интеллектуальные умения:

- умение устанавливать имеющееся существенное сходство;

- умение сознательно применять такие логические приёмы мышления как анализ, синтез, сравнение и др.;

- умение выбирать признак как основание для классификации;

- умение производить классификацию предметов, явлений, самостоятельно формулируя основание для классификации [1, с. 6].

Особо ценным в развитии интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста являются применение логических игр. Они могут служить хорошим тренажером развития интеллектуальных умений
и повышения интеллектуальной работоспособности детей.

Использование игрового материала в процессе обучения ведёт к интенсивному развитию логического мышления дошкольников; построение образовательного процесса на основе игрового материала позволяет развивать его интеллект.

Наше исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - Дeтский сaд № 11 «Кытaлык» с. Сунтaр Сунтaрского улусa РС (Я), где приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

Цель эксперимента: выявить исходные уровни развития интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения цели эксперимента, мы использовали 3 методики:

3 методика. Диагностика Н.В. Верещагиной. Цель: определение умения анализировать, исключать лишний предмет на основе всех изученных обобщений [4].

Результаты диагностики показали, что уровень развития интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста в целом находится на недостаточно высоком уровне. Высокий уровень развития интеллектуальных умений показали только 20% детей, средний уровень - половина группы - 50% и низкий уровень был выявлен у 30% детей. Дети в основном проявляли эрудицию, познавательный интерес, но не совсем точно выражали свои мысли, в редких случаях проявляли инициативу в решении проблемы, заданий. Осознавали важность занятий, но не всегда ориентировались в заданиях.

Исходя из результатов диагностики, мы разработали методические рекомендации по развитию интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста.

Для развития интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста можно эффективно использовать логические игры и упражнения.

Приведем серию игр-упражнений.

1). Игра-упражнение на развитие умений анализировать, рассуждать, раскодировать.

2). Игра-упражнение на развитие интеллектуальных способностей: рассуждать, раскодировать, классифицировать, прогнозировать по сюжету сказки.

3). Игра-упражнение «Цветы» (по сказке «Старуха Бэйбэрикээн
с пятью коровами»).

4). Игра-упражнение «Найди клад» (по сказке Тимофея Сметанина «Куэрэгэй»).

5). Игра-упражнение «Собака друг человека» (по якутской сказке
«Как собака подружилась с человеком»).

6). Игра-упражнение «Мышки» (по сказке Т. Сметанина «Куэрэгэй»)

7). Игра-упражнение «Сколько?» по сказке «Котордор мунньахтара».

8). Игра-упражнение «Найди пару» по сказке «Кэччэгэй балыксыт».

При выполнении упражнений и заданий необходимо осуществлять индивидуальный подход в обучении, учитывать особенности личности детей, их наклонности, интересы, отношение друг к другу при выполнении упражнений и заданий, а также при подборе партнёров по общению.

Таким образом, в заключении следует сказать, что нормальный уровень интеллектуальных умений дошкольника предполагает наличие у него кругозора, запаса конкретных знаний. Важнейшим моментом, в этот период является деятельность воспитателя и родителей, где главная роль отдаётся содержательной составляющей занятий.

Результаты диагностики исследования в МБДОУ «ЦРР - Дeтский сaд № 11 «Кытaлык» с. Сунтaр Сунтaрского улусa Республики Саха (Якутия) показали, что уровень развития интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста в целом находился на недостаточно высоком уровне. В связи с этим, мы разработали методические рекомендации по развитию интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста.

В работе был изучен потенциал логических блоков Дьенеша для развития интеллектуальных умений детей. Подтвердилось, что логические блоки имеют в работе с детьми фактически неограниченное поле применения. Применение блоков рассматривали на основе регионального материала, в частности, якутских народных сказок.

Итак, наша гипотеза, которая предполагала, что в процессе логических игр у детей развиваются такие интеллектуальные умения как сравнение, обобщение, анализ, рассуждение, планирование, прогнозировование, классифицирование, так как логические игры носят развивающий характер, сензитивны к интересам и психологическим возрастным особенностям ребенка старшего дошкольного возраста, реализуют его стремления к познанию – верна и подтвердилась на практике.

Ссылки на источники

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области