Статья
Павлова Марина Германовна
студентка 4 курса группы З-БДО-20 с ПИ СВФУ им. М.К Аммосова, г. Якутск
marina_pavlova_1995@internet.ru
Иванова Мария Кимовна
к.п.н., доцент ПИ СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы по организации психологического просвещения для родителей по гармонизации детско-родительских отношений.
Проведено эмпирическое исследование в этом направлении. Приведены результаты опытно-поисковой работы по изучению влияния семейного отношения на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Экспериментально проверены и обоснованы результаты по изучаемой проблеме.
Ключевые слова: психологическое просвещение, родители, гармонизация, организация, детско-родительские отношения.
В настоящее время семья является основным источником воспитания и развития ребенка на этом этапе его жизни. Именно в период дошкольного детства у ребенка формируются основные психологические качества и навыки, которые будут влиять на его поведение и развитие в будущем.
Сейчас все больше внимания уделяется изучению влияния семейного окружения на психологическое развитие детей дошкольного возраста. Семья является первой и наиболее значимой средой, в которой ребенок получает первичный опыт и впечатления, формирует свое отношение к миру и строит свои отношения с окружающими [2, с. 17]. Семейное окружение оказывает прямое влияние на психологическое здоровье и социальное развитие ребенка дошкольного возраста, что делает эту тему особенно важно.
Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение [4, с. 49]. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей работе.
Однако, в современном мире, семейная среда может быть различной, и в некоторых случаях, не всегда она способствует полноценному психологическому развитию ребенка. Например, в семьях, где родители постоянно заняты работой или имеют проблемы в отношениях, дети могут страдать от отсутствия внимания, эмоциональной поддержки и развития социальных навыков.
Таким образом, актуальность выделенной проблемы и недостаточная разработанность в психологии определили выбор темы исследования.
Наше исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад «Кустук» села Орто-Сурт Горного улуса Республики Саха (Якутия), где приняли участие 16 детей старше-подготовительной группы и их родители.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами была составлена следующая диагностическая программа:
Для диагностики детско-родительских отношений в семье нами был использован тест-опросник ОРО (опросник родительского отношения), разработанный Я.А. Варгой и В.В. Столиным [3, с. 73].
Опросник состоит из пяти шкал:
1. «Принятие – отвержение» отражает эмоциональное отношение родителей к ребенку.
2. Шкала «Кооперация» отражает социально-желательный образ родительского отношения.
3. Шкала «Симбиоз» отражает уровень близости взаимоотношений между родителем и ребенком.
4. «Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.
5. «Маленький неудачник» отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителями.
По данным проведенной методики «Опросник родительского отношения» (ОРО) были получены следующие результаты.
Среди опрошенных 16 родителей данной группы детей по шкале «Принятие-отвержение» 1(6%) родителей имели высокие показатели и выраженный стиль «Принятие». Высокие показатели по этой шкале говорят о выраженном положительном отношении к ребенку. Родитель, у которого наблюдаются низкие показатели, проявляет отрицательные эмоции, такие как раздражение, злость, досаду и иногда даже ненависть к ребенку.
6(31%) родителей показали высокие показатели по шкале «Кооперация». Высокие показатели указывают на позитивное отношение родителя к ребенку, тогда как низкие показатели говорят о том, что родитель ведет себя в отношении ребенка негативно.
2(13%) родителей имели высокие показатели по шкале «Симбиоз». Эта шкала определяет желание родителя объединяться с ребенком и уровень психологической близости между ними.
7(44%) родителей показали высокие показатели по шкале «Авторитарная гиперсоциализация». Высокие показатели указывают на то, что родитель ведет себя слишком строго по отношению к ребенку, настаивая на безоговорочном послушании и устанавливая жесткие дисциплинарные рамки, навязывая ему свою волю. Низкие показатели указывают на то, что контроль за поведением ребенка со стороны родителя практически отсутствует. Оптимальными являются средние показатели на этой шкале.
В группе опрошенных родителей были обнаружены непродуктивные типы отношений. 1(6%) родитель показал высокие показатели по шкале «Маленький неудачник», что свидетельствует о том, что родитель не принимает ребенка всерьез и считает его неудачником.
Таким образом, большинство родителей 7(44%) в группе демонстрировали тип отношений «Авторитарная гиперсоциализация», что указывает на слишком жесткое поведение по отношению к ребенку и несоответствие демократическим принципам. Это говорило о том, что почти у половины родителей отсутствует какая-либо психологическая дистанция с ребенком; родитель стремится быть всегда рядом с ним и не предоставляет ребенку достаточной самостоятельности.
Почти треть родителей иным способом ограничивают самостоятельность ребенка – путем жестких ограничений для ребенка и строгих дисциплинарных рамок.
Предполагаем, что для адекватного развития необходима оптимизация типов родительского отношения, в частности, развитие более кооперативных форм взаимодействия с ребенком, когда ему предоставляется больше как свобод, так и ответственности за свои поступки.
Далее для получения представления об особенностях эмоционального благополучия или неблагополучия дошкольника в семье использовалась проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС), который представляет собой метод исследования личности и отношений в семье.
В ходе теста ребенку предлагалось нарисовать картины, на которых должны быть изображены члены его семьи, а также дом, машина и другие элементы окружения. После того, как рисунок был выполнен, были заданы респонденту вопросы о нем и интерпретирует полученные результаты. Основные элементы, на которые обращалось внимание при анализе кинетического рисунка семьи, включают:
Расположение членов семьи на рисунке: например, если один из родителей изображен далеко от других членов семьи, это может указывать на проблемы в их отношениях. Такие данные наблюдались у 1(6%) ребенка.
У 9(56%) детей размер и форма фигур родителей на рисунке были крупные и выразительные. Это может свидетельствовать о значимости данного члена семьи для респондента.
Окружение и детали на рисунке: например, дом, машина, деревья, погода и другие элементы были изображены у 4(38%) детей. Данные могут давать информацию о том, как респондент воспринимает свою семью и мир вокруг нее.
Итак, интерпретация результатов КРС позволяет выявить возможные проблемы в отношениях между членами семьи, а также определить особенности личности респондента. Но важно помнить, что тест не является исчерпывающим и абсолютным источником информации, а лишь одним из инструментов диагностики, который требует толкования со стороны специалиста.
С участием всех участников исследования нами был проведен формирующий опытно-поисковой работы. Разработанная нами совместно с педагогом-психологом МБДОУ Детский сад «Кустук» Ивановой А.И. коррекционная программа была нацелена на улучшение детско-родительских отношений в семье и предназначена как для детей, так и для их родителей. Для достижения этой цели был разработан комплекс просветительских мероприятий, который состоял из 10 сессий и включал в себя разнообразные задания и домашнее задание. Программу составили на основе теоретических и практических исследований таких авторов, как Э. Берн, Ю.Б. Гиппенрейтер, Т. Гордон, Р. Кемпбелл и И.М. Марковская.
При организации комплекса занятий мы руководствовались следующими принципами:
1. Принцип детерминизма, т.е. все аспекты развития личности ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, например, возникновение тревожности, страхов, беспокойства, плаксивости у ребенка-дошкольника будет способствовать неэффективный тип родительского отношения.
2. Принцип единства развития личности ребенка и общения предполагает, что воздействие на развитие ребенка осуществлялось с учетом его микросоциальной ситуации развития (взаимоотношения с родителями, близкими членами семьи, педагогами, сверстниками).
3. Принцип стереоскопичности, т.е. в процессе поисковой работы необходимо было учитывать мнения о проводимых воздействиях обоих воспитателей (работающих с детьми опытно-поисковой группы), музыкального руководителя, медицинского персонала, родителей, инструктора по физической культуре.
4. Принцип не нанесения ущерба требует организации опытно- поисковой работы, не наносящего вреда здоровью, состоянию и социальному статусу ребенка.
5. Принцип учета возрастно-психологических, индивидуальных особенностей ребенка согласовывает требования соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности – с другой [1, с. 97].
Подробное описание комплекса просветительских мероприятий приведено в таблице 1 (см. табл.1).
Таблица 1
Комплекс просветительских мероприятий по развитию и гармонизации
детско-родительских отношений
Название мероприятия | Цель | ||||
1. «Знакомство» | Знакомство участников друг с другом, с целями занятий | ||||
2. «Мир взрослый и мир детский» | Осознавание разницы между миром взрослого и миром ребёнка. Научить различать три состояния своего «Я»: родитель, ребёнок и взрослый. | ||||
3. «Язык принятия» | Ознакомление с понятиями «принятия» и «непринятия» ребёнка. Обсуждение вопроса об эффективной (оптимальной) родительской позиции. | ||||
4. «Давайте общаться» | Установление доверительного отношения между родителями и детьми. | ||||
5. «Что значит слышать чувства?» | Осознание необходимости прислушиваться не только к словам ребёнка, но и к его чувствам. | ||||
6. «Конфликт» | Ознакомлениеучастников занятия возможными путямиего преодоления. | с | понятием | «конфликт» | и |
7. «Наказание и поощрение» | Ознакомление с принципами использования наказаний и поощрений. | ||||
8.«Дисциплина» | Ознакомление и участников занятия с понятием «дисциплина» и позитивными средствами ее развития у ребёнка. | ||||
9. «Давайте сочинять» | Установление оптимальных межличностных отношениймежду родителями и детьми. | ||||
10.«Заключитель-ное» | Обсуждение правила общения с ребёнком. Завершить работу в группе. Подвести итоги занятий. |
Рассмотрим следующие результаты:
Мероприятие 1. «Знакомство». Участники мероприятия описали свои ожидания от занятий, поделились информацией о себе и познакомились друг с другом. Родители были заинтересованы в улучшении своих навыков воспитания, а дети были рады общению с другими детьми.
Мероприятие 2. «Мир взрослый и мир детский». Участники мероприятия осознали разницу между миром взрослого и миром ребенка и научились различать три состояния своего "Я": родитель, ребенок и взрослый. Родители были удивлены тем, что ребенок может воспринимать мир по-другому, и поняли, что необходимо учитывать его точку зрения. Дети были рады тому, что их мнение теперь учитывается.
Мероприятие 3. «Язык принятия». Участники мероприятия ознакомились с понятиями "принятия" и "непринятия" ребенка и обсудили вопрос об оптимальной родительской позиции. Родители поняли, что принятие ребенка таким, какой он есть, помогает ему чувствовать себя увереннее и способствует развитию доверительных отношений. Дети чувствовали себя понимаемыми и выразили благодарность за поддержку.
Мероприятие 4. «Давайте общаться». Участники мероприятия установили доверительное отношение между родителями и детьми. Родители научились слушать и понимать своих детей, а дети чувствовали, что их мнение учитывается, и они могут доверять своим родителям.
Мероприятие 5. «Что значит слышать чувства?». Участники мероприятия осознали необходимость прислушиваться к чувствам ребенка, а не только к его словам. Были проведены упражнения, направленные на улучшение эмпатии родителей к детям и на понимание, что дети также имеют свои чувства, которые нужно уважать и учитывать. В результате мероприятия участники пришли к выводу, что важно не только слышать, что говорит ребенок, но и понимать, что он чувствует, и отвечать на его эмоции.
Многие родители отметили, что такие упражнения помогают им лучше понимать своих детей и налаживать более качественную коммуникацию. Некоторые дети выразили благодарность за то, что их чувства теперь учитывают и слушают, что помогает им чувствовать себя понимаемыми и важными.
Мероприятие 6. «Конфликт». Участники ознакомились с понятием «конфликт» и возможными путями его разрешения. Были рассмотрены различные стратегии поведения в конфликтных ситуациях, такие как компромисс, доверие, активное слушание и другие. Также обсудили, что может спровоцировать конфликт и какие причины его возникновения. После мероприятия родители и дети стали лучше понимать, как работать с конфликтами и какие методы решения применять в разных ситуациях. Некоторые участники отметили, что это мероприятие помогло им наладить отношения с ребенком и уменьшить количество конфликтов в семье.
Мероприятие 7. «Дисциплина». Участники узнали, что дисциплина - это не только наказание, но и развитие у детей определённых навыков и привычек, которые помогают им справляться с жизненными задачами. Были рассмотрены позитивные методы развития дисциплины, такие как обучение самоконтролю, установление правил и ограничений, создание режима дня. Родители и дети обсудили, какие методы дисциплины они применяют в своей семье.
Мероприятие 8. «Давайте сочинять». Участники занятия работали над установлением оптимальных межличностных отношений между родителями и детьми. Они использовали технику сочинения историй, чтобы понимать лучше друг друга и находить общие интересы. Родители и дети выразили свои мысли и чувства в историях, а затем делились ими с другими участниками.
Мероприятие 9. «Заключительное». На последнем занятии участники обсудили правила общения с ребёнком, которые они узнали на предыдущих занятиях, и подвели итоги работы в группе. Родители и дети выразили свою благодарность за проведённые мероприятия и поделились своими впечатлениями от них. Было замечено, что многие родители изменили свой подход к воспитанию детей благодаря этим занятиям
Таким образом, в процессе реализации системы занятий, было предусмотрено решение поставленных задач, а именно:
1) формирование эффективного (оптимального) типа родительского отношения;
2) развитие эмоционального благополучия ребенка в семье старшего дошкольника;
3) гармонизация взаимоотношений между родителями и детьми старшего дошкольного возраста.
С целью выявления эффективности внедренной нами программы, а именно какие изменения произошли в детско-родительских отношениях и произошла ли гармонизация в этих отношениях после реализации системымероприятий, нами был проведен контрольный этап. Контрольное исследование эмоционального благополучия ребенка в семье и типа родительского отношения к нему проходил с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
Проанализируем результаты диагностики после проведения мероприятий с родителями по оптимизации типа родительского отношения.
Среди опрошенных родителей, принимающих участие в данном исследовании, половина 8(50% от общего числа родителей) выбрали шкалу «Кооперация». Данная шкала измеряет желание родителя сотрудничать с ребенком, проявлять искренний интерес к его деятельности и стремление поддерживать его в этом. Высокие показатели являются признаком того, что родитель проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает его способности, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть с ним на равных.
После проведения мероприятий с родителями, 3(19%) родителей изменили тип своего родительского отношения на «Кооперация», снизилось число родителей с типом отношения «Авторитарная гиперсоциализация», сократилось до 0% число родителей с типом отношения «Маленький неудачник». Количество родителей с типом отношения «Принятие-отвержение» осталось на прежнем низком уровне 1(5%).
Таким образом, проведенные мероприятия оказали эффективное воздействие на тип родительского отношения. Родители стали предоставлять детям больше личной свободы в поступках и поведении, а также необходимую долю ответственности. Отношение родителей сменилось с чрезмерно опекающего на партнерское, при котором они становятся с ребенком полноправными партнерами в общении и деятельности, и при этом не подавляют волю ребенка.
Итак, проанализировав результаты своей психолого-педагогической деятельности, мы пришли к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен.
Можно подвести некоторые итоги:
Ссылки на источники