муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждения
«Детский сад №176 «Улыбка»
города Новосибирска
Выступление на педагогическом совете
«Формирование детей раннего возраста предпосылок становления ценностного отношения к своему здоровью»
Подготовила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Волохина О.Н.
Г. Новосибирск
2022г.
Рабочая программа воспитания МКДОУ д/с № 176 «Улыбка» основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
Одним из основных направлений воспитания в ДОО является формирование ценностного отношения к своему здоровью, которое лежит в основе физического развития и оздоровительного направления воспитания.
В Рабочей программе воспитания учитывается, что в основе организации воспитательного процесса в дошкольном возрасте являются представления об особенностях данного возраста и тех психологических механизмах, которые лежат в основе формирования личности на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Для детей от 1,5 до 3 лет в соответствии с возрастными особенностями в программе воспитания сформулированы целевые ориентиры по физическому и оздоровительному направлению:
- ребёнок выполняет действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д.
- ребёнок стремится быть опрятным.
- ребёнок проявляет интерес к физической активности.
Программа воспитания является частью основной образовательной программы ДОО, в которой определены основные задачи работы по данному направлению и в соответствии с которыми строится образовательная деятельность.
В основной образовательной программе ДОО в раннем возрасте обозначены следующие задачи:
- Сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их полноценного физического развития, поддержание эмоционально-положительного состояния каждого ребенка.
- Формирование навыков самообслуживания, элементарных навыков культуры поведения.
Данные задачи решаются в рамках образовательной области «Физическое развитие» и позволяют формировать у детей раннего возраста элементарные представления о своём здоровье и представления о доступных возрасту правилах здорового образа жизни. Именно в раннем возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Данные привычки вырабатываются у детей в процессе овладения культурно-гигиеническими навыками. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно их выполнять.
Опираясь на программу воспитания мною была поставлена цель.
Цель: Создание условий для формирования культурно-гигиенических навыков и самообслуживания у детей раннего возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела.
- формировать правильно пользоваться мылом; насухо вытирать руки после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
- Обучать детей в определенном порядке процессам одевания и раздевания.
Развивающие:
- развивать навыки самообслуживания
Воспитательные:
- воспитывать желание у детей выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков и самообслуживания в раннем дошкольном возрасте мною был разработан перспективный план «Формирование культурно-гигиенические навыки и самообслуживание раннего дошкольного возраста».
Так же я использовала в работе с детьми:
- Демонстрационный материал: «Алгоритм одевания» «Алгоритм умывания» «Алгоритм Культурно-гигиенических навыков»
- Сюжетные картинки
- Чтение художественной литературы: Потешки: «Водичка, умой моё личико» «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит», «Моем носик, моем щечки», «Ладушки, ладушки», «Расти коса», «Умница, Катенька», «Наша Маша маленька», «Кран откройся».
Стихи: К. Чуковский «Мойдодыр»; А. Барто «Девочка чумазая»; З. Александрова «Катя в яслях», «Вкусная каша»; Е. Благинина «Аленушка»;
С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»; В. Маяковской «Что такое хорошо, что такое плохо»; И. Горюновой «Этикет для карапузов».
Русская народная сказка: «Про непослушные ручки и ножки».
Мною разработаны картотеки:
- Картотека режимных моментов.
- Закаливание после сна для детей раннего возраста.
- Комплекс утренней гимнастики
- Картотека игр на привитие культурно гигиенических навыков
- Картотека игр по развитию навыков самообслуживания в группе раннего возраста
- Картотека стихов и потешек
Развивающие альбомы:
- Гигиена
- Я расту здоровым
- Почему болят зубы?
Лэпбук «В гостях у Мойдодыра»
Дидактические игры:
- Лото «Режим дня»
- «Одень куклу»
Также для родителей, мною были подобраны консультации педагогической информации для родителей по формированию культурно – гигиенических навыков и самообслуживания детей данного возраста:
- «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
- «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»
- «Чистые руки – залог здоровья!»
- «Рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни у детей»
- «Правила поведения за столом»
- «Как научить одеваться самостоятельно»
- Консультация для родителей «Я сам»
- Консультация «Родителям о правилах утренней гимнастики»
- Папка-передвижка «Как и чему учить ребенка раннего возраста»
- Папка-передвижка «Как приучить ребенка к горшку?»
Буклеты:
- «Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста»
- «Роль потешки в развитии младших дошкольников»
При соблюдении принципов систематичности, постепенности и последовательности в формирование у детей раннего возраста предпосылок становления ценностного отношения к своему здоровью, показало, что:
- дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
- проявляют навыки опрятности (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых)
- пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, горшком)
- правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
- правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания.
- самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.