Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья на тему «Развитие творческого воображения детей 5-6 лет в процессе изготовления игрушек и поделок из фетра»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК И ПОДЕЛОК ИЗ ФЕТРА

DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION OF 5-6-YEAR-OLD CHILDREN IN THE PROCESS OF MAKING TOYS AND CRAFTS FROM FELT

Кучутова М.А.

студентка 4 курса группы З-БДО-20 с ПИ СВФУ им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

Kuchutova M.A.

4th year student of group Z-BDO-20 with PI NEFU named after M.K. Ammosov, Yakutsk

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы по развитию творческого воображения детей 5-6 лет. Основное внимание в работе автор акцентирует на выявление комплекса педагогических условий по развитию воображения у детей 5-6 лет в процессе изготовления игрушек и поделок из фетра. Экспериментально проверены и обоснованы результаты педагогического исследования по изучаемой проблеме.

Ключевые слова: воображение, ܁творческое воображение, развитие творческого воображения, дети 5-6 лет, фетр, изготовление игрушек и поделок из фетра.

Abstract. The article discusses the development of creative imagination of children of 5-6 years old. The main attention of the author focuses on the identification of a set of pedagogical conditions for the development of imagination in children of 5-6 years old in the process of making toys and crafts from felt. The results of pedagogical research on the problem under study have been experimentally verified and substantiated.

Keywords: imagination, creative imagination, development of creative imagination, children 5-6 years old, felt, making toys and crafts from felt.

На сегодняшний день все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка.

Проблема развития воображения отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности» [3, с. 39]. Как сказал В.А. Сухомлинский «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» [1, с. 21].

Изучением творческого воображения дошкольников занимались Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, Е.В. Заика, В.Н. Козленко, Л.С. Коршунова, В.С. Мухина, Н.П. Сакулина, Г.Л. Сорокин, Б.М. Теплов и другие. В своих исследованиях они отмечали значимость различных видов детской деятельности в развитии творческого воображения.

Считаем, что одним из средств развития творческого воображения дошкольников является использование нетрадиционной техники в аппликации (фетр). Фетр особенно хорош для поделок с детьми, ведь он очень простой в обращении: легко режется, края не секутся, не скользит в руках. Фетр яркий, приятный и интересный на ощупь [2, с. 9]. Кроме того, можно его сшивать, а можно - клеить. Причем любой стороной. Фетр отличный материал для рукоделия.

Игрушки и поделки из фетра развивают познавательную активность, фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом [5, с. 53].

В процессе изготовления игрушек и поделок из фетра дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление [2, с. 10]. У детей развивается вкус к прекрасному и появляется желание сделать это своими руками. Поэтому воображение детей 5-6 лет необходимо развивать и в процессе изготовления игрушек и поделок из фетра.

Наше исследование проводилось на базе МБОУ «Кюпская средняя общеобразовательная школа им. Е.И. Апросимова» н. Кюпцы Усть-Майского улуса Республики Саха (Якутия), где приняли участие 20 детей 5-6 лет.

Для проведения диагностики, с целью выявления базовых уровней развития творческого воображения у детей 5-6 лет, нами были использованы следующие методики: проективный метод Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой «Свободный рисунок» [3]; творческие задачи Элис Пол Торренса (сокращенный вариант) [3]; методика В.Т. Кудрявцева и В.В. Синельникова «Солнце в комнате» [4]; сравнительный анализ.

Основными показателями для анализа образов воображения стали следующие:

- построение рисунка (композиция); подбор цвета;

- соблюдение пропорций;

- расположение рисунка на листе.

По итогам проведения диагностики, мы выяснили, что в экспериментальной группе 40% детей имеют низкий уровень развития творческого воображения. Эти воспитанники без подготовки не справлялись с решением творческих заданий, так как детское воображение не имеет способности без помощи взрослого выходить за пределы заданной ситуации. У 60% детей экспериментальной группы со средним уровнем развития наблюдалось эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения, которое яркое и насыщено позитивными эмоциями. Дети с радостью принялись за работу. В процессе своего творчества некоторые дети произносили какие–то фразы, из которых был понятен замысел рисунка. Однако у детей в целом было недостаточное развитие образного воображения, характерно было одинаковое горизонтальное положение листа.

Таким образом, проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что у детей экспериментальной группы недостаточно развито творческое воображение. Не умели проявлять оригинальность и необычность изображения, создавали контурные, лишенные деталей, схематичные изображения. Поэтому нам необходимо было провести формирующую работу в этом направлении.

На формирующем этапе мы поставили цель:создать педагогические условия, способствующие развитию творческого воображения у детей 5-6 лет в процессеизготовления игрушек и поделок из фетра.

Мы предполагаем, что развитие творческого воображения детей 5-6 лет в процессе изготовления игрушек и поделок из фетра будет успешным, если:

- разработать тематический план на основе интеграции содержания образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие» в процессе обучения нетрадиционной технике в аппликации (фетр);

- внедрить систему занятий, предуcматривающую сочетание изобразительности и творчества;

- организовать образовательный процесс с учетом принципов: от простого к сложному; принцип наглядности; принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

Основной формой развития творческого воображения являлось занятие. Они проводились 2 раза в неделю, длительность их – 20-25 минут.

На формирующем этапе исследования мы разработали перспективный план проведения системы работы по развитию творческого воображения детей 5-6 лет в процессе изготовления игрушек и поделок из фетра.

Хочется отметить, что особое внимание мы уделили и развивающей предметно-пространственной среде. Ведь всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления. Организация уголка деятельности соответствовала требованиям развивающей предметно-пространственной  среды: гибкость, непрерывность, вариативность, открытость, интегрированность, эстетичность.

В изготовлении игрушек и поделок использовали следующие материалы: фетр, сукно, ткань драп, ДВП, картон, цветные карандаши, фломастеры, гель гуашевый с блестками, ножницы, салфетки, клей, кисточка для клея, лоскутки ткани и мн. др.

Использовали следующие формы работы: занятия, тематические беседы, наблюдения, знакомство с иллюстративным материалом, рассматривание альбома, презентаций, дидактические игры «Дополни описание», «Собери узор», мастер-класс «Наша самодельная игрушка из фетра», консультация для родителей «Роль игрушек и поделок из фетра в развитии творческого воображения у детей».

На занятиях мы из фетра изготовили следующие дидактические пособия как «Кыыллар», «Мин тиэргэним олохтоохторо», «Умная книжка», «Узнай время года», «Туйаарыма куо5а комолос», «Теремок».

Мы заметили, что обогатился родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; повысилась компетентность родителей при выборе игрушки; стали активно участвовать в развитии воображения у детей.

Представим пример, игрушка «Умная книжка». Мы решили сшить эту необычную книжку для своих воспитанников. Ведь она по всем параметрам подходит для развития сенсорных способностей детей. Тем более она изготовлена в соответствии со статьей 3.3.4. ФГОС ДО, которая гласит, что предметная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Данная книжка полностью отвечают этим требованиям.

«Умная книжка» позволяет реализовать разнообразные идеи, использовать большее количество развивающих элементов, которые собраны в одной книге, а так же дополняться новыми элементами.

Фетровая книжка - это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющий решать задачи развития ребенка. Пособие может быть использовано для детей разных возрастов, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Вариации упражнений не имеют предела. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами и страницами.

На контрольном этапе была доказана эффективность проведенной нами работы с детьми. Выявили повышение уровня развития творческого воображения у детей экспериментальной группы. Из этого следует, что после занятий по изготовлению игрушек и поделок из фетра, дети начали cмелее трактовать образы, самостоятельно продумывать композицию, cмелее использовать разнообразные способы изображения. Также стоит отметить, что ребята стали более свободно фантазировать, создавая принципиально новые образы. Дети ощутили незабываемые и положительные эмоции. Детей с низким уровнем развития творческого воображения не было выявлено, а в контрольной группе отмечался средний уровень.

Хочется сказать, что игрушка, поделка сделанные своими руками, пусть даже с помощью взрослого, являются не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя. Часто по собственной инициативе дети начали разыгрывать сценки, за каждого персонажа произносили реплики, изменяя при этом голос, старательно подражая манере речи героя, какой они себе ее представляли. У детей наблюдался интерес к подробному описанию своих персонажей, их внешности, характера, особенности поведения. Рассказы некоторых детей были довольно оригинальными. Таким образом, с помощью игрушек и поделок у детей развивается восприятие. Игрушки помогают ребенку ориентироваться в пространстве, правильно представлять целостный образ предмета, выделять главные свойства. Это делает занятие более интересной, содержательной, стимулирует развитие у ребенка творческое воображение.

Ссылки на источники

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области