Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья на тему «Особенности развития внимания гиперактивных детей старшего дошкольного возраста»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Статья

Кучутова Матрена Александровна

студентка 4 курса группы З-БДО-20 с ПИ СВФУ им. М.К Аммосова, г. Якутск

m.kuchutova@mail.ru

Яковлева Саргылана Степановна,

старший преподаватель ДО ПИ СВФУим. М.К. Аммосова, г. Якутск

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассмотрены особенности развития внимания гиперактивных детей старшего дошкольного возраста. Приведены результаты диагностики развития внимания у детей старшего дошкольного возраста. Проведено экспериментальное исследование по изучаемой проблеме.

Ключевые слова: внимание,܁развитие внимания, старший дошкольный возраст, гиперактивность, гиперактивный ребенок.

Внимание среди познавательных процессов занимает особенное место, поскольку оно не имеет собственного содержания, а обслуживает другие психические процессы. Внимание во многом определяет успешность их функционирования.

Большой вклад в разработку проблемы воспитания внимания внесли отечественные и зарубежные психологи Т. Рибо, Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.П. Рубинштейн, В. Вундт.

На современном этапе развитием внимания у детей занимаются педагоги и психологи дошкольных учреждений РФ и РС(Я) - Е.Ю. Власова, Е.И. Дьяченко, Л.В. Маранцева, В.В. Перевертайлова и др.

В последнее время в дошкольных образовательных организациях все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети. В тоже время, высокая двигательная активность, являются характеристикой нормального развития ребенка-дошкольника. А потребность в движении в нем заложена самой природой. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т. е. сверхподвижными.

Следует отметить, что большинство педагогов-психологов не в состоянии не только установить причину и оказать помощь таким детям, но даже не видят факт эмоциональных переживаний ребенка, не видят того, что ребенок становится заложником своего поведения, своих проблем. Ему не справиться с ними без помощи окружающих взрослых. Часто отношения между гиперактивным ребенком и его воспитателем, родителями омрачается разочарованием и раздражением последних, основой для этого в большинстве случаев является элементарное незнание причин поведения ребенка. В связи с этим, актуальность выделенной проблемы и недостаточная разработанность в психологии и педагогике определили выбор темы исследования.

По пр܁оведен܁н܁ому ан܁ализу литер܁атур܁ы по пр܁облеме исследования мы выяснили, что внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания [4, с. 17].

Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. В старшем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания.

Б.С. Волков считал, что развитие внимания старших дошкольников связано с тем, что изменяется организация их жизни, они осваивают новые виды деятельности. Внимание ребёнка в период дошкольного детства отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. К 5-7 годам проявление внимания носит произвольный характер. Следует отметить, что, начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способны удерживать внимание на действиях, начинающих приобретать для них интеллектуально значимый интерес [1, с. 45].

 Следует согласиться с А.Н. Леонтьевым, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью, которая приобретает планирующую функцию. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Вместе с постепенным овладением активной речью ребёнок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания [4, с. 18].

 Таким образом, внимание является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребёнка. В старшем дошкольном возрасте внимание имеет ряд особенностей, значение и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребёнка к обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания.

В психологическом аспекте гиперактивность – это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном возрасте [3, c. 13].

Гиперактивному ребенку трудно концентрировать внимание, управлять своим поведение, удерживать в памяти необходимую информацию. Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Именно в этот период происходит важное изменение – переход к учебной деятельности как к ведущей. Уже начиная с подготовительной группы детского сада, значительно усиливаются интеллектуальные нагрузки, требующие сосредоточения внимания в течение длительного времени, четкого понимания инструкции и следования им. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно [3, с. 14].

Удастся ли установить контакт с гиперактивным ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого. Необходимо выработать единую стратегию воспитания каждого ребенка.

Экспер܁имен܁тальн܁ой базой исследования являлось МБОУ «Кюпская средняя общеобразовательная школа им. Е.И. Апросимова» н. Кюпцы Усть-Майского улуса Республики Саха (Якутия), где приняли участие 16 детей старшего дoшкольного возраста.

Гипотезой нашего исследования является предположение, чтоу гиперактивных детей могут быть следующие особенности внимания: неустойчивостью, низким уровнем показателей развития внимания, трудностями в планировании своих действий, ограниченной возможностью распределения, невозможностью длительной концентрации, быстрой и легкой отвлекаемостью, по сравнению с нормой развития.

Цель диагностики: выявить уровень внимания у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.

В ходе эмпирического исследования, были использованы следующие методики, для выявления гиперактивности: «Критерии выявления гиперактивности у ребёнка»
(П. Бейкер и М. Алворд); анкеты для педагогов и родителей, разработанные И.П. Брязгуновым и Е.В. Касатиковой [2];

Для выявления уровней внимания в ходе эмпирического исследования, были использованы следующие три методики: тест переплетенных линий (модификация теста А. Рея), «Проставь значки» (автор Р.С. Немов), и методика Р.С. Немова «Запомни и расставь точки» [2].

Результаты проведения методики «Критерии выявления гиперактивности у ребёнка» и результаты анкеты И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой свидетельствовали о том, что у 25% испытуемых проявилась гиперактивность. Эти дети при выполнении предложенных заданий испытывали сложности: всё время сидя на стуле, корчились, извивались, не могли спокойно сидеть на месте. На вопросы часто отвечали, не задумываясь, не выслушав их до конца. Легко отвлекались на посторонние стимулы, с трудом сохраняли внимание при выполнении заданий. Болтали, складывалось впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

А в результате проведения методик «Тест переплетенных линий (модификация теста А. Рея)» и Р.С. Немова «Проставь значки», «Запомни и расставь точки», мы выяснили следующее: дети с нормой развития способны удерживать внимание, сосредотачиваться на задании, сознательно направляют свое внимание на определенное задание, поэтому результаты по трем методикам, следующие: высокий уровень развития внимания выявлено у 2 детей, что составило 12,5 %, уровень выше среднего у 4(25%) детей и средний уровень развития внимания было выявлено у 6(37,5 %) детей.

И по сопоставленным результатам трех методик для выявления уровней внимания в ходе эмпирического исследования: у гиперактивных 4 детей (25% от общего количества диагностируемых) выявлен низкий уровень развития внимания.

Исходя из результатов проведения диагностики, мы решили составить психокоррекционную программу, с целью создания условий по развитию внимания детей средствами игротерапии.

Построение программы исходит из общих принципов работы с детьми, такие как систематичность и последовательность, непрерывность и целостность, принцип доступности и учета возрастных и индивидуальных особенностей, опора на сильные стороны ребенка; принцип обратной связи.

Кроме того, при реализации программы учитывали основные принципы осуществления игротерапии:

1. Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть).

2. Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру.

3.Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя. Место проведения занятий.

Всего провели 11 занятий с продолжительностью 25-30 минут в групповой форме.

Занятия проводили в учебной комнате, где дети разместились по кругу, сидя на стульчиках. Помещение достаточно просторное, хорошо проветренное, в интерьере комнаты преобладали спокойные неяркие цвета.

Во время занятий использовали магнитофон, спокойную музыку, большой лист бумаги, альбомные листы, краски, кисточки, цветные карандаши, мяч и др.

В структуру программы включили три основных этапа:

I Этап. Мотивационный. Его цель - формирование благоприятных условий для работы группы, установление позитивного эмоционального контакта через создание условий для раскрепощения детей в группе. Используемые игры были направлены на снижение эмоционального напряжения, создания положительного эмоционального настроения, атмосферу принятия каждого.

II этап. Основной. Данный этап проводить в трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

Уровень 1. Развитие внимания.

Уровень 2. Преодоление расторможенности и тренировка усидчивости.

Уровень 3. Контроль импульсивности.

III этап. Итоговый, который был направлен на обобщение материала, подведение итогов. Дети рассказали о своих ощущениях, обсудили вопросы, отношения. Занятия включали в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и основные упражнение. В конце каждого занятия проводила рефлексию. Кроме того, на занятиях использовали элементы пальчиковой и дыхательной гимнастики.

Основными формами проведения психокоррекционной программы явились: игротерапия, групповая дискуссия, обсуждение, а также медитационные и двигательные элементы, элементы пальчиковой и дыхательной гимнастики.

Во время занятий по программе мы использовали такие упражнения, как «Доброе утро…» (знакомство участников группы между собой), «Угадай по голосу» (продолжение знакомства детей между собой), «Художники – натуралисты» (повышение групповой сплоченности, снятие эмоционального напряжения), упражнение «Рисование самого себя» (осознание самого себя, размышление над собственной личностью), «Хлопки по кругу» (настрой группы на работу) и упражнения для глаз.

Также во время занятий мы провели такие игры, как игра «Разведчики» (снятие эмоционального и мышечного напряжения, повышение групповой сплоченности), «Цирковые артисты» (развитие произвольности и самоконтроля, внимания, речи и воображения), «Сова» (развитие внимания и воображения), «Прошепчи ответ» (развитие внимания, мышления, речи и совершенствование коммуникативных навыков), «Ищем ошибки» (развитие внимания и чувства юмора), «Скучно так сидеть» (развитие внимания), «Найди отличие» (развитие умения концентрировать внимание на деталях, развитие зрительного внимания), «Говори» (контроль импульсивности), «Передай мяч» (развитие внимания, контроль двигательной активности) и др.

Для снятия мышечного напряжения (самомассаж) также предложили детям игру «Обезьяна расчесывается» и для снятия психоэмоционального напряжения игру «Камень и путник».

Дети, принимавшие участие в реализации программы, продемонстрировали заметные улучшения в поведении, стали более внимательными, более заметны были признаки самоконтроля, интенсивность проявления признаков гиперактивности снизился.

Таким образом, составленная программа коррекции способствовала развитию внимания и произвольности детей старшего дошкольного возраста, преодолению двигательной расторможенности.

Особенностями организации программы являются:

1. Составление этапов программы исходя из нарушения внимания, повышенной двигательной активности, импульсивности.

2.тИспользование в программе игр, направленных на развитие произвольности и самоконтроля, обучение способам снятия эмоционального напряжения, развитие внимания и координации движений и т.д.

Ссылки на источники

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области