Технологическая карта
учебного занятия
на районный конкурс профессионального мастерства
«Мой лучший урок»
Предмет | Изобразительное искусство. |
Класс | 7 |
Тип урока | Комбинированный урок. |
Технология построения урока | Технология творческих мастерских, информационно-коммукативная технология. |
Тема | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения. |
Цель | Формирование представления о синтезе слова и изображения в искусстве плаката; развивать умение видеть образно-информационную целостность изображения плаката и рекламы; учить единой образности стилистического и цветового единства шрифта и изображения в творческой работе. |
Задачи | Познакомить с понятием плакат, назначением принципами построения плаката;формировать навыки самостоятельной работы. Совершенствовать умение составлять композицию; развивать умение высказывать своё мнение. Подвести обучающихся к осмыслению того, какое значение в жизни человека имеет плакат;вызвать у обучающихся эмоциональный отклик. |
УМК | Изобразительное искусство, учебник для 7 класса. А.С Питерских, Г.Е Гуров; под редакцией Б. М. Неменского. Москва «Просвещение»2020. |
Основные термины, понятия | Графика, графика станковая, графика прикладная, графика книжная, графический дизайн, плакат. |
Характеристика класса | Класс -9 обучающихся, 7 девочек и 2 мальчика. У двоих обучающихся наблюдается слабая мотивация к обучению и к творчеству, четверо обучающихся – средняя мотивация к обучению, трое с высокой мотивацией и творческими задатками. Урок построен с использованием современных подходов к обучению. Использован метод проектов. Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя. В процессе работы над созданием учебного проекта учащиеся переживают конкретные ситуации преодоления трудностей, приобщаются к проникновению вглубь явлений, процессов, конструируют новые объекты. На уроках изобразительного искусства учащиеся выполняют, в основном, творческие проекты, т.е. создают то или иное изделие, начиная с выбора темы, сбора материала, изучения техники исполнения изделия - от идеи до окончательного изготовления продукта. Создание креативной среды позволяет формировать функциональную грамотность у обучающихся, создать в классе атмосферу сотрудничества. Дети приобретают надпредметные связи и опыт самообразования, культуру исследовательского труда и развивают собственные творческие умения. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет создать зрительный ряд, воздействовать на слуховое восприятие обучающихся. Форма оценивания учащихся в виде самооценки творческих работ. Используется прием «Механизм». |
Планируемые результаты | |
Предметные умения Метапредметные умения Личностные умения | Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: |
Межпредметная связь: музыка, экология. |
Организация учебного пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Формы работы: - фронтальная; - групповая. Виды деятельности: - поисковая: поиск ответа на проблемный вопрос; - продуктивная творческая: составление карты урока по заданной теме, составление макета плаката; - репродуктивная: индивидуальные сообщения учеников; - исследовательская: | Учебные материалы Технические средства обучения: - компьютер; - медиапроектор; Экранно-звуковые пособия: - презентация в Power Point. |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организационный (этап мотивации) | Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас сегодня на нашем открытом занятии! Приветствие “Здравствуйте!” - У каждого из вас лежит на парте карта урока, она сегодня будет вашей верной спутницей и помощницей в течении всего урока. - Итак, первый пункт – это « словарик настроения». Выделите, пожалуйста, цветом какое настроение у вас в начале урока. | Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: | Р: самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач; Р: развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности; |
2.Актуализация опорных знаний и умений | - Сейчас я предлагаю обратиться к вашим накопленным знаниям и выполнить задания. - Задание 1 - соотнесите термин и его значение. - Вспоминаем основные правила композиции. У каждой группы на партах лежат задания. Приложение 1. - Задание 2 - объединить слова в группы Приложение 2. - Проверяем! Один представитель от группы, пожалуйста, у доски выполнит задание 1, остальные проверяю у себя - соглашаются или исправляют. - Ребята, попробуйте догадаться, какой вид изобразительного искусства наиболее близок к темам наших занятий в этой четверти? ( Тоже действие с заданием 2) - Молодцы! - А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза, перенестись мысленно в лес, на солнечную поляну или на берег озера... - Ребята, что вы видите перед собой? (художник, изображение, пейзаж) - Верно! - В образе второго героя нашего урока, кого мы видим? ( художник, но уже другой направленности) - Скажите, а что объединилось в их творчестве? ( изображение и текст) - Спасибо, дорогие, гости! Ваши работы нам понадобятся для урока, а мы с вами прощаемся! - Давайте, попробуем сформулировать тему нашего занятия, учитывая все то, что мы сейчас с вами вспомнили. - Напоминаю, что опорой вам служит «карта урока». - Молодцы! | Работают в группах. У доски индивидуально. | П: классифицировать жанры и виды изобразительного искусства. К: взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по ее достижению, договариваться. Л: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. П: самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции. |
3. Этап изучения нового материала | - У каждой группы на столах лежат источники информации. ( энциклопедия, учебник, словарь). - Группа 1 работает с энциклопедией. Дает определение понятию графики. ( Слайд 1 Графика вид изобразительного искусства, в качестве основных изобразительных – линии, штрихи, пятна.) -Группа 2 работает со словарем. Сообщает нам о том какие виды графики бывают. ( Слайд 2 Графика бывает – станковая, книжная прикладная.) - Группа 3 работает с учебником. Дает определение, что такое графический дизайн. (Слайд 3,4,5Искусство композиции лежит в основе графического дизайна, графический дизайн – это организация плоскости.) - Спасибо. В карту урока размещаем информацию. - Какие плоскости бывают? (магистральный щит, листовка, вывеска магазина, упаковка духов, борт автобуса, спичечный коробок…) - Что такое плакат и для чего он нужен? (Слайд 6) -Тематика плаката( Слайд 7,8,9…) - Ребята, перед тем как вы преступите к практической работе, выполним физминтку. | Работают с информационными источниками. Работают с картой урока Отвечаю на вопрос, опираясь на жизненный опыт. Слушают объяснения учителя. | Р: планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач; К: публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; |
Этап закрепления новых знаний. | Выполнение творческого задания - макетирование эскиза плаката. Группы выбирают тематику. (Слайд 21) - Ребята при выполнении плаката, главный упор делается на освоение композиционных принципов. Работу начать необходимо с эскиза. - Помните о правилах дизайнерской грамоты, опора на карту урока. | Выполняют эскиз плаката. | Р: уметь организовывать свое рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам |
Оценивание и рефлексия учебной деятельности | - Ребята, сейчас вам необходимо будет сделать анализ работ каждой группы. Для этого вы превращаетесь в механизм по обмену опытом и советами. - Итак, запускаем механизм! Участник первой группы передвигается во вторую, участник второй группы передвигается в третью и т.д - Механизм останавливается тогда, когда каждый из вас увидит работы всех команд. - Главное правило механизма – это поделиться своими знаниями и оценить работы друг друга. Для этого у вас есть на столах памятка, по которой вы представляете свою работую. - Ребята, вы проделали серьезную работу. Молодцы! - А сейчас, вернитесь к «Словарику настроения» и выделите цветом ваше настроение на конец урока. Изменилось ли оно? И как? - Спасибо за урок! | Двигаются по группам, делятся опытом, анализируют работы друг друга. | К: взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по ее достижению, договариваться. |
Домашнее задание | Продумать дизайн открытка | Записывают |
Приложение 1
Баланс-расположение элементов таким образом, чтобы они были стабильны и устойчивы или, наоборот, обладали динамикой за счёт неуравновешенности. Значимость элемента могут формировать его размер, контраст, насыщенность и форма.
Композиционный центр - это точка притяжения внимания зрителя, вокруг нее располагают все второстепенные объекты (может быть не одна)
Ритм — это расположение элементов в дизайне с учетом расстояния между ними, а также повторения элементов.
Линии — ещё один из важнейших элементов композиции. Они могут разделять или объединять элементы, направлять взгляд, создавать ощущение движения или покоя, формировать эмоции зрителя.
Приложение 2
(Вид – живопись, графика, скульптура, архитектура, ДПИ; жанры – пейзаж, натюрморт, портрет, анимилистический, бытовой, батальный, сказочно-былинный, исторический)
Приложение 3
Прием « Механизм»( пользуясь представленным планом расскажите о своей работе)
Тема:
Что хотели выразить данной темой:
Какие выразительные средства использовали:
(композиция, цвет, особенности, шрифта и др.)
Приложение 4
Карта урока
(Ф И, дата)____________________________________________________________________________
Тема ___________________________основы макетирования в__ _________________дизайне_
при соединении _______________________и_________________________________________
«Словарик настроений»
Мое настроение в НАЧАЛЕ урока Мое настроение в КОНЦЕ урока
Хорошее Хорошее
Упадническое Упадническое
Равнодушное Равнодушное
Веселое Веселое
Так себе Так себе
Отлично Отличное
Графика_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Графический дизайн _______________________________________________
Плакат-____________________________________________________________________________________________________________________________________
В плакате важно:
-
-
-
Приложение 5
Соотнесите термин и его значение
Линии | расположение элементов таким образом, чтобы они были стабильны и устойчивы или, наоборот, обладали динамикой за счёт неуравновешенности. Значимость элемента могут формировать его размер, контраст, насыщенность и форма. |
Композиционный центр | это расположение элементов в дизайне с учетом расстояния между ними, а также повторения элементов. |
Баланс | ещё один из важнейших элементов композиции. Они могут разделять или объединять элементы, направлять взгляд, создавать ощущение движения или покоя, формировать эмоции зрителя. |
Ритм | это точка притяжения внимания зрителя, вокруг нее располагают все второстепенные объекты (может быть не одна) |
Объединить слова в группы
Живопись, ДПИ, пейзаж, натюрморт, портрет, анимилистический, бытовой, графика, батальный, сказочно-былинный, исторический, скульптура, архитектура