Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


мастер-класс «Работа над развитием чувства ритма у детей на начальном этапе обучения»

Цель мастер-класса знакомство участников с опытом работы над развитием чувства ритма у детей на начальном этапе обучения. Задачи • Представить участникам мастер-класса приемы развитиячувства ритма у детей на начальном этапе обучения. • Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в упражнениях по развитию чувства ритма. • Убедить педагогов в важности и целесообразности развитиячувства ритма у детей на начальном этапе обучения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Мастер-класс «Работа над развитием чувства ритма у детей на начальном этапе обучения».

Подготовила преподаватель

МБУ ДО «Байкаловской ДШИ»

Абдурахманова А. Н.

«Библия музыканта

начинается словами:

"Вначале был ритм".

Г.Г.Нейгауз.

Цель мастер-класса: знакомство участников с опытом работы над развитием чувства ритма у детей на начальном этапе обучения.

Задачи:

Форма проведения: практическое занятие с педагогами.

Материально-техническая база: помещение для проведения мастер-класса, проектор, доска, карточки с ритмом.

Продолжительность проведения: 40 мин-1 час.

Участники: мастер-класс рассчитан на преподавателей общеобразовательной школы.

Вступительное слово.

В последнее время многие преподаватели сталкиваются с тем, что дети в большинстве своем приходят в школу с нарушением развития чувства ритма. Откуда же появилась такая проблема?

Первыми помощниками в изучении ритма являются слух и музыкальная память, физическое ощущение движения. Уже в младенческом возрасте дети невольно знакомятся с ритмом. Мы играем с ребенком в «ладушки», под ритмичное покачивание ребёнок засыпает в колыбели. В дальнейшем раскачивание детских качелей, «тиканье» часов, равномерное нажатие педалей велосипеда – всё это помогает ребёнку ощущать пульс чёткого, разбитого на ритмические доли, времени. Но что мы наблюдаем в последнее время? Практически с пеленок дети знакомятся с компьютером, телефоном, телевизором, из –за чего большую часть времени они проводят в статичной, малоподвижной позе. Такое времяпрепровождение очень сильно влияет на развитие чувства ритма у ребенка, а значение его велико (слайд 2):

Таким образом, тема музыкально-ритмического развития детей является актуальной в педагогическом процессе.

Что такое ритм?

РИТМ - это существеннейший элемент музыки, характеризующий жизнь звуков, движение звуков во времени.

Мы можем наблюдать ритм не только в музыке, но и в повседневной жизни: в природе - смена времен года, дня и ночи, в механизмах - мотор машины работает в определенном ритме, и даже наше сердце бьется ритмично. Можно привести множество примеров того, что ритм окружает нас, но наиболее ярко он просматривается именно в музыке.

Функции музыкального ритма не исчерпываются только измерением музыки во времени; функции эти неизмеримо более существенны. Ритм -это один из «первоэлементов» музыки, выразительное средство, с помощью которого передается содержание. Это основная особенность ритма. Теснейшим образом связан ритм в музыке с передачей различных состояний человека, его чувств. И именно через ритм дети и воспринимают образное содержание музыки в целом.

Итак, ритм в музыке — категория не только измеряющая время, но и эмоционально-выразительная.

Работа над ритмом требует систематической работы, которая проводится на протяжении всего курса обучения, регулярно, на каждом занятии. Меняются виды работы, дидактические материалы, постепенно усложняются задания. Видов работы с ритмом достаточно много, вот наиболее распространенные:

Практическая часть.

Сейчас перейдем к практической части и познакомимся с основными приемами работы над ритмом.

Перед тем, как начать непосредственно работу над ритмом, сначала нужно познакомить детей с понятием метр – пульс музыки. Пульс – шаги-доли, которые мы слышим в музыке. Послушаем марш и попробуем маршировать под него (Прокофьев «Марш»). Теперь прохлопаем пульс в ладоши, а затем под музыку запишем на бумаге ровные и мерные шаги в музыке. Шаг – палочка.

Попробуем на следующем примере сразу записать шаги. (Галынин «Медведь»).

Шаги мы научились слышать, сейчас поговорим о звуках длинных и коротких.

Давайте споем песенку («Звонкая песенка» «Путь к музыке»Баренбойм) и прохлопаем ее в ладоши. Мы слышим, что звуки разной длины – длинные и короткие. Давайте определим, где какие. Запишем песенку палочками, но так, чтобы взглянув, можно было сразу узнать, как записаны короткие, а как длинные. (Короткие - объединим). Таким образом, у нас получился ритмический рисунок.

У всех длительностей есть названия. Длинные – четверти, короткие – восьмые.

Запишем ритмический рисунок стихотворения:

Ночь пришла, ночь пришла,

Тишину привела.

Задремал петушок,

И запел сверчок.

Теперь давайте прохлопаем ритмический рисунок, который у нас получился. Длинные ноты будем проговаривать на ТА, короткие – ТИ-ТИ.

Послушаем следующую песенку («Топи, тошки» «Путь к музыке» Баренбойм) и попробуем из карточек выложить ритмический рисунок этой песенки. То же задание для песенки «Гуси летят». А теперь прослушаем песенку еще раз и попробуем показывать хлопком доли, попробуем услышать шаги.

Хорошо помогает усвоение ритма мелодии одновременное ее пропевание и прохлопывание ритма. Попробуем с песенкой «Гуси летят». Целесообразно работать над отдельными частями, в которых содержится сложный ритм.

Также хорошо способствуют развитию ритма танцевальные движения под музыку. Можно взять простые движения – хлопки, шаги, прыжки и уложить их на музыку, с каждым разом усложняя движения.

Звучание длительностей во времени может ассоциироваться у ребёнка с такими наглядными временными представлениями: четверть – шаг, восьмые – лёгкий бег, более длинные – остановка.

Станет близким восприятию ученика, если мы подтекстуем ритм примерно так: «шаг, шаг, шаг(четверти); по-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли(восьмые) , стоп-стоп(половинные)».

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области