«Родительский университет» как инновационная форма взаимодействия всех участников образовательных отношений»
Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений. Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребёнка, семьи, общества.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В совместном воспитании детей есть много положительного. Но всё это происходит не само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей, объединения усилий дошкольных учреждений и семьи.
Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Как заинтересовать родителей, включить их в воспитательно-образовательный процесс детского сада?
Коллектив детского сада стал искать пути решения данной задачи, вследствие чего в 2020 году была разработана программа «Родительский университет» с целью повышения психолого-педагогической компетентности родительской общественности по вопросам воспитания детей.
Программа представляет собой один из возможных вариантов работы с семьёй и направленна на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и ДОУ при решении трудностей в вопросах воспитания и развития подрастающего поколения.
Целевая группа, на которую рассчитана программа: родители (законные представители), воспитанники, педагоги.
Реализация программы предполагает решение следующих задач:
Первый этап работы по реализации программы строился на изучение семей (наблюдение, индивидуальные беседы, социологический опрос родителей, анкетирование, «Почта доверия») с целью изучения запросов, потребностей и ресурсов, а также разработке мероприятий (кафедр), направленных на удовлетворение потребностей и запросов родителей (законных представителей).
Информация о предстоящих мероприятиях размещается на сайте детского сада, информационных стендах учреждения, в уголках для родителей. В работу по реализации программы включены все педагогические работники ДОО.
На втором этапе осуществляется реализация плана мероприятий по программе.
Работа «Родительского университета» строится на современных и традиционных формах взаимодействия с родителями: родительский лекторий; семинары-практикумы, дискуссионные занятия (родительские собрания в форме - «круглого стола», диспута, проблемного поединка, диалога-спора), семейная гостиная, тренинги, конкурсы, акции, выставки семейной направленности, семейные спортивные встречи, квест-игры, консультирование, игровая деятельность с детьми.
Содержание встреч (работа кафедр) отражает актуальные вопросы психолого-педагогической подготовки родителей к воспитанию и развитию детей:
- кафедра «Грамотное материнство». Цель: формирование у родителей педагогических навыков по обеспечению условий воспитания детей;
- кафедра «Играют дети – играем вместе». Цель: повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи;
- кафедра «Театральная гостиная». Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению из знаний по театрализованной деятельности ребёнка в семье и детском саду;
- кафедра «Ответственный пешеход». Цель: обобщение знаний родителей о воспитании у детей навыков безопасного поведения на улицах;
- кафедра Познавательное и речевое развитие детей». Цель: активизировать взаимодействие родителей и педагогов по формированию навыков познавательного и речевого развития детей;
-кафедра «Художественное творчество». Цель: определение необходимости развития творческого потенциала детей в семье;
- кафедра «Культура общения». Цель: реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду;
- кафедра «Семейные традиции». Цель: обмен опытом семейного воспитания и семейных традиций;
- кафедра «Здоровьесбережение». Цель: знакомство родителей с современными здоровьесберегающими технологиями.
Основное достижение работы на втором этапе реализации программы «Родительский университет» - развитие субъективной позиции родителей в педагогическом образовании и возникновение новых образовательных запросов.
В перспективе планируется проведение «Родительского университета» не только в очной форме, и с применением дистанционных технологий, это позволит включить в процесс совместной работы родителей, не имеющих возможность посещать мероприятия, в связи с недостатком времени и другими причинами.
Таким образом, «Родительский университет» стал навигатором в системе взаимодействия родителей и педагогов детского сада. Поставленные цели и задачи Программы успешно выполняются. Считаем, что опыт работы учреждения в данном направлении оказался плодотворным и способствовал оптимизации семейных отношений, являясь своеобразной профилактикой возможных трудностей детско-родительских отношений.