Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Семинар-практикум с элементами тренинга «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов».

Цель повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего здоровья.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Семинар-практикум с элементами тренинга:

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов».

Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего здоровья.

Задачи:

Оборудование: презентация, карточки к упражнениям «Мои ресурсы».

Участники: педагоги школы

Время проведения: 50 минут

План:

Вводная часть.

1.Упражнение на знакомство.

Основная часть:

Мини-лекция «Представление об эмоциональном выгорании».

Самодиагностика. Тест «Экспресс - оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак) и определение уровеня эмоционального выгорания.

Приемы и способы профилактики СЭВ».

Психологическое упражнение «Зато».

Психологическое упражнение «Где живут ресурсы?»

Психологическое упражнение «Рука».

Заключительная часть.

Рефлексия.

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания.

Обратная связь.

Добрый день уважаемые коллеги!

Мы начинаем нашу встречу. Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: я думаю”, слушать друг друга внимательно.

А теперь предлагаем вам несколько практических и интересных упражнений. Но для начала давайте познакомимся еще раз!

1. Упражнение на знакомство.

Безусловно, Вы уже знакомы друг с другом не один год. Но мы хотим предложить Вам по-новому познакомиться друг с другом, как будто в первый раз.

Знакомиться мы будем не совсем обычным способом. Нужно по очереди назвать свое имя и то, в чем Вы мастер.

2. Мини – лекция «Профессиональное выгорание педагога».

В психологии существует такое понятие как «профессиональное выгорание». Данный синдром наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, т. е. профессий системы «человек – человек».

Представители профессии «человек – человек» из – за интенсивного общения рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенную усталость, сниженную самооценку, ухудшение здоровья и т. д. Таким образом, личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Печально то, что особенно подвержены выгоранию те люди, которые по долгу службы должны «дарить» людям энергию и тепло своей души. В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

Профессия педагога является очень сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами, администрацией. Профессиональный труд педагога-воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально – напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода безусловно оказывают влияние на педагога : появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. К сожалению, многие представители педагогической профессии не могут похвастаться своим здоровьем, а между тем, требуемая от него активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервнопсихическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

И очень часто педагоги предъявляют непомерно высокие требования к самим себе. В их представлении настоящий педагог - это образец совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с назначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

Таким образом, труд педагога отличается высокой напряженностью, поэтому педагоги в большей мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания.

«Эмоционально выгоревшие»- это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:

— усталость, истощение;

— недовольство собой, нежелание работать;

— усиление соматических болезней;

— нарушение сна;

— плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции : апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;

— агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);

— негативная самооценка;

— пренебрежение своими обязанностями;

— снижение энтузиазма;

— отсутствие удовлетворения от работы;

— негативное отношение к людям, частые конфликты;

— стремление к уединению;

— чувство вины;

— потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, сладости, табак, и тому подобное);

— снижение аппетита или переедание.

Три стадии синдрома

Профессиональное выгорание – процесс постепенный. Согласно исследованиям в нем можно выделить три основные стадии.

Первая стадия.

Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.

Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку "девичьей памятью" или "склерозом".

На второй стадии

Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями) : "не хочется видеть" тех, с кем специалист общается по роду деятельности (дети, родители, "в четверг ощущение, что уже пятница", "неделя длится нескончаемо", нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; "мертвый сон, без сновидений", увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек "заводится", как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.

Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.

Третья стадия

Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания, нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы.

Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» педагог как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.

О том, что делать при эмоциональном выгорании, и как его избежать, мы поговорим позже.

3.Самодиагностика.

Уважаемые коллеги мы предлагаем Вам провести самодиагностику по методике: Тест «Экспресс - оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак) и определить уровень эмоционального выгорания. (Приложение 1.)

Спасибо большое за работу. Данную методику вы можете провести через некоторое время, повторно, чтобы посмотреть собственное эмоциональное выгорание и в динамике.

4. Психологические экспресс приемы профилактики эмоционального выгорания педагога.

Отвлекайтесь: Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе. Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет. Упражнение 5 чувств. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали. Молча, в уме или вслух перечислите следующее: 5 предметов визуального восприятия, 4 слуховых ощущения, 3 осязаемых предмета, 2 обоняемых запаха и 1 вкусовое ощущение.

Многие из нас очень хорошо с ним знакомы и постоянно использую в работе. Упражнение хорошее и действенное, как для переключения внимания с внутреннего фокуса на внешние объекты, так и практиковать осознанность, возвращая мысли в "здесь и сейчас".

Снижайте значимость событий: Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь. Используйте принцип позитивности во все с установками, типа: «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе» и т.д. «нечего себя накручивать», «хватит драматизировать», «кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено» ,постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности

Действуйте: Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода. Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:

- наведите порядок дома или на рабочем месте;

- устройте прогулку или быструю ходьбу или пробежку;

- побейте мяч или подушку, помните или порвите бумагу и т.п;

-дышите правильно. Дорогие коллеги, прежде всего помните: мы все переживаем и расстраиваемся время от времени. Это нормальная часть жизни. Главное — не сдавать позиций и уметь быстро успокаиваться, чтобы не наносить вред своему здоровью. Сосредоточимся в этот раз на дыхании.

«Дыхание 4-7-8» — естественный транквилизатор для нервной системы, который переводит тело в состояние спокойствия и расслабления», — сказал доктор Эндрю Вейль, врач из Гарварда. Чтобы правильно практиковать эту технику, и не важно — лежите ли вы в кровати или стоите у доски — начните с полного выдоха через рот. Затем, закрыв рот, медленно вдохните через нос на счет четыре. Задержите дыхание на счет семь. Затем выдохните полностью через рот на счет восемь. Повторите цикл три раза, чтобы эффект был заметен.

-питайтесь правильно. Мы живем в век, когда стрессовые ситуации окружают нас повсеместно, топчемся по кругу, заедая стресс вредной пищей, и впадая в депрессию из-за самобичевания и слабой силы воли. Мы подготовили для вас список продуктов, которые помогут снизить уровень стресса без увеличения вашего веса и вреда здоровью.
1. Ягоды — сладко и полезно Малина, клубника, ежевика и черника – это оптимальный, наполненный клетчаткой и витаминами, десерт и перекус с низким содержанием калорий. Антиоксиданты в ягодах помогают предотвратить старение, вызываемое хроническим стрессом. Ягоды сдерживают резкие скачки сахара в крови, уменьшая тягу к сладкому в перерывах между приемами пищи. В отличие от других более сладких фруктов они не вызывают брожение в желудке, а наоборот — нормализуют пищеварение.
2. Темный шоколад — и настроение на 70% выше! Темный шоколад с содержанием какао-бобов 70% и выше – помогает побороть стресс за счет выработки бета-эндорфинов. Шоколад является полезной сладостью, которая подавляет тягу к вредной пище (конфетам, чипсам, колбасе). Вещество фенилэтиламин в составе шоколада вызывает чувство эйфории.
4. Орехи — лучшее средство для обмена веществ Орехи балансируют уровень сахара в крови, снижают тягу к сладкому, регулируют аппетит и стимулируют обмен веществ. В состоянии стресса определенные вещества расходуются быстрее. Орехи содержат магний, цинк, витамины группы В и жирные кислоты омега-3, которые необходимы уставшему от хронического перенапряжения телу. Растительные жиры в орехах являются полезными в отличие от жиров из колбас и свинины.
5.Жирная рыба — подпитка для нервной системы Жирная рыба, такая как лосось, сардины и форель, содержит жирные кислоты омега-3, витамины группы В, магний и цинк – вещества, необходимые телу в стрессовых ситуациях. Жирные кислоты улучшают настроение, снижают воспалительные процессы и понижают тягу к сладкому.
6. Оливковое масло Оливковое масло — здоровье сосудов и сердца Стресс постепенно разрушает сердечно-сосудистую систему, является источником гипертонии и сердечной недостаточности. Оливковое масло, богатое противовоспалительными веществами, снижает уровень воспаления в клетках и защищает сосуды. Помните, что нагревание оливкового масла на сковороде разрушает полезные
Творите: Любая творческая работа может исцелять от переживаний: - рисуйте;- танцуйте;- пойте;- лепите;- шейте;- конструируйте и т.п.

Выражайте эмоции: - Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! - Учитесь показывать эмоции, «выплескивать » их без вреда для окружающих. - Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического). - Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать - самого себя. - Изображайте эмоции с помощью мимики и жестов, голоса; -Попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите; - Поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен…», «Меня это обидело» и т.д.)

5. Психологическое упражнение «Зато».

Цель: профилактическая работа с негативными ситуациями и развитие позитивного мышления. Время проведения: 15 мин.

Когда в жизни все идет не так, все валится из рук попробуйте простую психологическую технику под названием «ЗАТО». 

✔ Подумайте о любой негативной ситуации или состоянии (депрессии, отчаянии, страхе, обиде, злобе и т.д.). 
✔ Назовите ее (ситуацию) или его (состояние) и найдите в них - плюс. Причем, плюсы могут быть малюсенькими, в них, возможно, ваше сознание не захочет верить (все зависит от степени травматизма ситуации). Но вы цепляйтесь за них.
✔Например: 
        "Я проспал/а работу, ЗАТО эта ситуация меня научила более ответственно относиться к режиму дня (будильник, готовность №1 и пр.), ЗАТО я успел/а сделать важные дела вчера вечером, ЗАТО я выспался/лась".

Процедура: по кругу продолжить фразы:

• Я устала, зато…

• Я небольшого роста, зато…

• Я иногда несдержан, зато…

• Я ленива, зато…

• Я застенчива, зато…

• Я криклив, зато…

• Я молчалив, зато…

• Я слишком уступчива, зато…

• Я не умею печь пироги, зато…

• Я зануда, зато…

• Я школьник, зато…

• У меня нет домашнего телефона, зато…

• Я написал контрольную работу на двойку, зато…

• Я не очень хорошо успеваю по математике, зато…

• Я не люблю слушать классическую музыку, зато…

• Я слишком часто фантазирую, зато…

• Я не очень хорошо пою, зато…

• Я иногда, слишком много ворчу, зато…

• Я несколько легкомысленна, зато…

• Меня легко рассмешить, зато…

• Я бываю капризна, зато…

6. Психологическое упражнение «Где живут ресурсы?»

Существуют такие фразы "опирайтесь на свои ресурсы" или "вы сейчас не в ресурсе" или "вам просто нужно делать это из ресурса". Звучит красиво, даже в какой-то степени высокопарно. Но что это значит вообще? Что такое эти самые пресловутые ресурсы, которых постоянно не хватает. И самое главное, у остальных их полно, они на них каждодневно опираются, а я покачиваюсь как лодка у пристани, не понимая на какие такие ресурсы мне нужно опереться, чтобы подташнивать перестало.

Я думаю, что можно найти огромное количество определений слова "ресурс". Есть экономические ресурсы, экологические ресурсы, временные, информационные, человеческие и ещё много других.

Нас интересуют все.

Всё то, чем вы можете пользоваться, всё, что удовлетворяет ваши потребности, всё, что доставляет удовольствие и придаёт вам сил – это ваши ресурсы.

И для того, чтобы опираться на них, было бы хорошо их для начала разыскать, обнаружить и присвоить себе.

Предлагаю вам упражнение, технически максимально простое, но требующее немного времени и внимания. Каждый участник в открытую выбирает одну карту МАК из колоды и рассказывает, с каким жизненным событием у него ассоциируется эта карта. В процессе рассказа участники стараются ответить на вопрос: какой внутренний ресурс поможет справиться с эмоциональным выгорание?

7.Психологическое упражнение «Рука».

Цель - завершение, взаимная рефлексия участников.

Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем ладошки пускаются по кругу и другие участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка.

Обсуждение: Что нового ты узнал о себе? Акцент при обсуждении ставится на том, что есть доля правды о нас и в том, как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас другие люди.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я надеюсь, что на сегодняшнем занятии каждый из вас задумался о своем психологическом здоровье, выбрал некоторые способы снятия напряжения.

Давайте сейчас желающие выскажутся о том, что вы для себя почерпнули,  что понравилось.

Спасибо за ваши высказывания.

И в заключении я вам желаю удачного дня, эмоциональной стабильности, поддержки коллег и близких.

Мы сегодня эффективно поработали, давайте друг друга поблагодарим и одарим друг друга фейерверком из аплодисментов.

Улыбнитесь друг другу!


Литература:

Приложение 1.

Тест «Экспресс - оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак) и определить уровень эмоционального выгорания.

Инструкция к тесту. На следующие предложения отвечайте "да" или "нет". Количество положительных ответов подсчитайте.

1. Когда в воскресенье днём я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток дня уже испорчен.

2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности, я сделал (а) бы это без промедления.

3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

4. То насколько меня раздражают коллеги, мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия дети, родители.

5. На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т. д.

6. Коллегам, детям, родителям я придумал (а) обидные прозвища, которые использую мысленно.

7. С делами по работе я справляюсь "одной левой" нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.

8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется отбросить эти мысли.

10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.

Обработка и интерпретация результатов.

Уровень выгорания оценивается в баллах. Каждый положительный ответ - 1 балл.

0-1 балл - низкие оценки. Синдром эмоционального выгорания вам не грозит.

2-6 баллов - средние оценки. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих

дел.

7-9 баллов - высокие оценки. Пришло время решать: либо сменить работу, либо

переменить стиль жизни.

10 баллов - критические оценки. Положение весьма серьезное.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области