Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Открытый урок "Изучение и создание цветовой композиции на основе работ В.Кандинского"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: "Изучение и создание цветовой композиции на основе работ В.Кандинского"

Цели и задачи:

- Расширить знания учащихся о композиции как жанре искусства, которое предполагает гармоничное сочетание чувств и их выражение в творческой деятельности;

- Рассказать учащимся о жизни и творчестве Василия Кандинского (как о представителе новаторских течений).

- научиться делать коллаж из бумаги различных фактур.

Зрительный ряд:

- репродукции картин В. Кандинского, Ж.Б. Шардена, В. Ван Гога;

- рисунки детей на пройденные темы;

- Бумага формата А-4, цветные копии картин баухаузовского периода В. Кандинского, все необходимое для создания коллажа (цветная бумага различных фактур, картон, ножницы, клей-карандаш и т.п.).

Для учащихся:

- бумага формата А-4;

- цветная бумага различных фактур;

- клей-карандаш, ножницы;

- черный маркер, фломастеры.

Предварительная работа с детьми: Знакомство с творчеством В. Кандинского.

Организация урока: Во время беседы дети сидят за партами возле зрительного ряда, затем у демонстративного листа.

- самостоятельная работа за столом.

Ход урока.

- Посмотрите на эти работы, как вы думаете, как можно назвать их одним словом?

(Ответы детей)

- Назовите мне определение понятия авангардизм.

(Ответы детей).

Авангардизм – (от франц. – передовой отряд) – движение художников XX в., для которого характерно стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями и поиску новых, необычных по содержанию средств выражения и форм произведения, взаимоотношения художников с жизнью.

Сейчас мы посмотрим картины известного художника XX века Василия Кандинского и вы мне ответите на вопрос:

- Что является главными элементами его работ? (Ответы детей)

II. Работа с иллюстративным материалом.

Кратко о художнике В. Кандинском.

Василий Кандинский родился в 1866 г. в Москве в обеспеченной культурной семье. В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. Художник получает художественное и музыкальное образование.

В 1895 году он посещает выставку импрессионистов и вдохновленный картиной «Стога» Мане решает стать художником. 


Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно — в возрасте 30 лет. Уже в первых импрессионистских пейзажах К. цвет играет гораздо более существенную роль, нежели форма.

По этим работам можно наблюдать постепенный переход К. от реализма к абстракционизму.

Кандинский считал «цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет – это клавиши; глаз – молоток; душа – многострунный рояль».

Сейчас мы рассмотрим некоторые работы художника его позднего периода, периода жизни в Германии и преподавания в новой школе «Баухауз». В это время он занимался изучением художественных возможностей формы. В этом периоде творчества преобладают строгие геометрические фигуры. Круги доминируют в творчестве К. Правильный круг – его любимая геометрическая форма. «Сегодня я люблю круги так как любил раньше лошадей, а может быть даже больше, поскольку обнаруживаю в них неисчерпаемые скрытые возможности». Также для его творчества характерны четкие черные линии, окружающие участки интенсивного цвета, они являются непременным атрибутом большинства его работ.

«В синем»

Сам он называл свои работы композициями, впечатлениями, импровизациями.

- Что такое композиция? (ответы детей)

Дети отвечают, а учитель подводит итог ответам, дополняя их:

Композиция (от лат. compositio) означает составление,  соединение сочетание различных частей в единое целое  в  соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве  композиция - это строение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

В своем теоретическом труде «точка и линия на плоскости 2 К. разработал почти математическую теорию пластического искусства, основанную на системе рассуждений о воздействии геометрических фигур на человеческую психику и о необходимом соотношении формы и цвета в живописи.

Картина Василия Кандинского «Вибрация»

Единство цвета и формы создает сложную структуру.

Созданную Кандинским в «баухаузовский период» композицию «Вибрация» можно считать цельным произведением. Не считая шахматной доски, изображенной художником в ярких основных цветах, палитра здесь более приглушенная, и этой особенностью отличались его более поздние работы; яркий цвет шахматной доски – характерный признак раннего Кандинского. Сам автор считал, что сумел создать напряжение в картине, и для достижения этой творческой цели он удачно использовал драматическое противопоставление форм и цветов и это ему удалось.

Картина Василия Кандинского «Вверх»

Разноцветный фон отражает попытку Кандинского как-бы «вырваться» из плоскости, в которую он добровольно себя заточил.

Преобладание в картинах строгих геометрических фигур – особенность творчества Кандинского в период «Баухауза». Он считал, что в его работах зритель должен самостоятельно понять основу абстрактного изображения. Картина «Вверх», написанная маслом на картоне, исчерпывающе отражает такие стремления живописца. Для Кандинского «точки, линии и плоскости» представляли определяющее значение, при этом стиль этой работы можно назвать «полупредметным». С помощью геометрических фигур и плоскостей, автор создал четко очерченный торс человека, а свой любимый круг «снабдил» глазом.

Картина «Пересекающиеся линии»

Композиция картины выстроена тремя элементами: трапеция, треугольник и круг. Все они пересекаются с меньшими по размеру формами. Кандинский увлекся здесь темой движения, напряжения и равновесия.

Картина «Точки на дуге» (справа)

Кандинский продолжает использовать геометрические формы – треугольник, круг, линии и прямоугольники, однако эта картина выглядит менее жесткой и фрагментарной. Отчасти это достигнуто за счет композиции, но еще в большей степени благодаря использованию менее приглушенной палитры смещенной к цветам, расположенным в одной части спектра.

Картина «На белом»

Эту картину объединяет в целое цвет фона, «производящий впечатление великой тишины, которая кажется абсолютной». Здесь уже появляются новые геометрические формы – сетки, пучки линий, параллельные отрезки и клинья, причем каждая форма существует не сама по себе, но в составе общей композиции картины. Все элементы кажутся находящимися в движении, перемещающимися на плоскости и взаимодействующие друг с другом. После 1933 г. К все дальше отходил от простых геометрических форм. Его картины были по-прежнему беспредметными, но в них все настойчивее стали появляться мягкие синусоидные формы, многие из которых напоминали микроорганизмы. Их так и называют «биоморфные». Новые изобразительные элементы чувствуют себя непринужденно в пространстве картины, словно плавая по всей поверхности холста.

Изучая геометрические формы Кандинский нашел что с их помощью можно усиливать или ослаблать свойства цвета, а также обозначать точки напряжения на плоскости картины.
К. был художником-синестетиком. Он ощущал явления сразу несколькими органами чувств – мог «видеть звуки», «чувствовать вкус красок».

Поэтому он хотел заставить свои краски петь!

К. считал, что абстракционизм не выдумка изощренного ума, а естественный и закономерный результат эволюции искусства.

Сейчас я покажу вам еще работы Василия Кандинского, а вы попытаетесь мне объяснить, что хотел нам сказать художник. Далее следуют работы: «Черно-красный», «Вокруг круга», «Без названия», «Белая линия», «Акцент на розовый», «В синем», «Вниз». (Ответы детей).

В процессе обсуждения работ еще раз обговариваем наиболее выразительные композиционные схемы. Важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.). Для передачи  образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдёт  замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления  линий стягиваются к центру. Построение её по форме круга,  квадрата,  прямоугольника с учётом симметрии даёт необходимое решение. Композиция должна иметь сюжетно-композиционный центр, ритмическое разнообразие, должна передавать иллюзию пространства, глубину. Важно, чтобы с помощью цвета создавался художественный образ.

Сейчас мы с вами создадим коллаж на основе изученного материала.

- Как вы думаете с чего мы начнем создавать нашу композицию? (ответы детей).

Учитель предлагает придумать сначала идею, замысел композиции, её цветовое решение и настроение. В зависимости от выбранных параметров уже подбирать цвета и формы.

- Если хотите передать напряжение, какие приемы следует использовать? (ответы детей)

Нужно использовать формы с прямыми острыми углами, четкие, резкие цветовые решение, желательно использование контрастных цветов. Возможна резкая динамическая композиция.

- Чтобы передать спокойствие композиции? (ответы детей)

Спокойствие композиции придадут мягкие формы, такие как круги и овалы, пастельные нежные тона, лёгкие сочетания и легкая динамика в их расположении.

Затем располагая их в листе вначале без использования клея определить композиционный центр, динамичная или статичная будет композиция и уже только потом приклеивать на лист бумаги выбранные фрагменты. Детали и мелочи разрешается дорисовать черным маркером или фломастерами (любимый прием Кандинского).

Как говорил Кандинский: «Только предоставив краскам и формам полную свободу, новое искусство сможет обеспечить «эффективный контакт с душой». При этом материал неисчерпаем, потому что число красок, форм и их сочетаний безгранично. Давайте приступим к созданию своей композиции.

Учащиеся приступают к созданию собственной цветовой композиции. Используя простой карандаш, при помощи ножниц вырезают основные геометрические фигуры и располагают их в листе согласно поставленной задаче.

Во время выполнения практической работы учитель делает елевые обходы:

- контроль организации рабочего места;

- контроль правильности выполнения приемов коллажа;

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

- контроль объема и качества выполненной работы.

Заключительным этапом работы для учащихся следует придумывание названия своей композиции и объяснение решенных в работе задач.

Во время самостоятельной работы учащихся следует показ презентаций (ч.1, ч.2) с елью ознакомления с предыдущим этапом работ по этой теме.

V. Итог урока.

Выставка работ учащихся.

Заключительное слово учителя.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области